Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
Ход урока:
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Когда мы улыбаемся,
мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся
подарками судьбы.
Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.
Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
2.Актуализация знаний: (5 мин)
-Что такое Предложение?
-Какие бывают предложения по цели высказывания?
-… по интонации?
Листья разноцветные - Разноцветные листья ложатся под ноги.
Золотая осень - Наступила золотая осень.
Шуршащий ковер - Под ногами пестреет шуршащий ковер.)
На доске даны две колонки слов, в какой из них словосочетания? Как вы определили, что это словосочетания? Определите в данных словосочетаниях главное и зависимое слово. Что записано во второй колонке? Как вы определили, что это предложения?
3. Постановка учебной цели.
- Чем предложение отличается от словосочетания?
- А что не может быть словосочетанием?
-Скажите, а без чего предложение не может существовать? (без грамматической основы)
- Ребята, отгадайте, о чём идет речь:
Главный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы: Кто? Что?
- Правильно, это подлежащее.
- Назовите грамматическую основу записанных вами предложений.
- Сформулируйте тему урока.
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее .
Запишите число, классная работа и тему урока:
4. Целеполагание . (1мнн)
- Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия?
Вспомним, что такое подлежащее;
Научимся находить его в предложении;
Узнаем способы выражения подлежащего;.
- Мы с вами сформулировали задачи урока.
Эта тема вам знакома, многое знаете из курса начальной школы. Давайте вспомним, что мы знаем о подлежащем.(2мин)
-на какие вопросы отвечает?
-что обозначает?
- Чем чаще всего выражено подлежащее? (существительным, местоимением.).
Запомните!
Правило-помощник: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.
Мы ехали на санях
5. исследовательская работа.
Работа с учебником. (2 мин). Все ли мы с вами правильно сказали, поможет выяснить учебник. П.31, 32, стр.75
Учитель: а сейчас давайте немного отдохнем:
физкультминутка (2 мин)Зарядка для глаз
6. Тренировочные упражнения. Закрепление.
На практике проверить можно точно,
кто смог теорию усвоить прочно.
Запись предложений с карточек. (5мин)
Подчеркните главные члены, над ними надпишите, какими частями речи они выражены.
1. Сырой туман висел над рекой.
2.Я ночую в старой беседке.
3.На печке два мальчика сладко посапывали.
Учитель сообщает учащимся, что подлежащим может быть синтаксически неделимое словосочетанием.
Коллективное выполнение работы. (3 мин)
На экране предложение, учащиеся находят его грамматическую основу. При выполнении упражнения учащиеся пользуются правилом-помощником (упражнение выполняется устно).
Осень лесу каждый год платит золотом за вход.
Мы смотрим в окна.
Восемь делится на два.
Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.
У папы три капли упали со шляпы.
7. Работа с текстом в группах «Творческая командировка» (10 мин)
- Послушайте внимательно.
Золотая осень – прекрасная пора. Идем по тропинке в лесу. Как разбушевался листопад! Листья покрыли все кругом.
- Что я прочитала?
- Докажите, что это текст.
- О чем данный текст?
- А вы любите осень?
Ребята, а вы любите путешествовать? Сейчас мы с вами отправимся в заочную экскурсию.
1-я группа отправляется в лес. Ваша задача написать мини-сочинение или сочинение-миниатюру на тему “Осень в лесу”. В помощь вам я предлагаю пейзажи осенней природы (слайды 14 репродукций картин и иллюстрации на тему осень).
2-я группа отправится в осенний парк и опишет, как преобразились деревья в парке с приходом осени. Можете встать и посмотреть в окно, чтобы лучше представить картину, которую хотите описать.
3-я группа составит несколько предложений или небольшой текст (3-4 предложения) на тему “Осенний день”, выбрав и употребив слова и словосочетания, записанные на доске.
Пасмурный день, солнечное утро, легкий морозец, свежий ветерок, разноцветные листья, осенний листопад, темные тучи. (на доске)
- Молодцы, вам удалось передать красоту осеннего пейзажа.
- А вот как описывают осень мастера слова в поэзии:
Прекрасна ты, осенняя пора!
Задумчивой природы увяданье.
В прозе:
Красив, наряден русский лес ранней осенью. Кругом желтые березы, ярким костром горят рябины. Словно груды малахита, зеленеют красавцы дубки. Веселым многоцветьем радуют клены, осины. Разноцветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья.
- Я надеюсь, что и мы с вами научимся также хорошо и красиво говорить и писать без ошибок.
Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали. Давайте же подведем итог нашей с вами совместной работы.
Тест по вариантам. (2мин)
Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проверьте друг у друга ошибки. Нет ошибок 5.
8. Рефлексия (2 мин)
1.Чему вы сегодня научились на уроке?
2.Что показалось вам трудным?
3. Над чем нам еще нужно поработать?
4. Довольны ли вы своей работой на уроке?
9. Оценки.(1 мин)
10. Домашнее задание.(2 мин)
П. 31, 32.Упр. из учебника №
11.Контроль знаний. Тест «Подлежащее».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест «Подлежащее»
1 вариант
1. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?
Много подробностей мы узнали о жизни животных.
Шесть мышей в подвале сели пряжу прясть.
Через несколько дней я заметил оживление в гнезде.
Мои друзья часто навещали меня.
2. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?
В доме у нас жил ёжик.
Ребята с трудом отыскали тропинку.
Они перепрыгивали с ветки на ветку.
У неё в клюве трепыхалась рыбка.
3. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием слов?
Из распахнутых ворот солнце красное встаёт.
У папы три капли упали со шляпы.
В конце ноября выпал первый снег.
На снегу виднелись многочисленные следы.
2 вариант
1. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?
Ночью я вышел на улицу.
Меня поразило невиданное зрелище.
В полной тишине на звёздном небе они увидели светящийся занавес.
При свете луны они видели тёмные макушки деревьев.
2. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?
Медвежонок неуверенно делает шаг в мою сторону.
В один миг вся семейка исчезает в кустах.
Он подходит ко мне всё ближе.
Лягушонок недавно очнулся от зимней спячки.
3. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием слов?
Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.
Невдалеке послышался шум крыльев.
У щенка на чёрной спинке тают белые снежинки.
Раскидистый дуб возвышался на опушке леса.