| Самоопределение к деятельности | Организует постановку и обсуждение проблемного опыта . Возьмем два куска проволоки разной толщины. Будем перерезать ими кусок мыла. Предлагает вопрос для обсуждения: Какой из них легче перерезает кусок мыла? | Наблюдают, анализируют ситуацию Предполагаемый ответ учащихся: Более тонкой проволокой. | 2 мин |
| Выделение проблемного поля | Направляет рассуждения учеников на выяснение причин различного результата опыта. Возможные вопросы для обсуждения: Действует ли какая либо сила? В каком направлении действует сила? От какой еще величины зависит исход опыта? Послушайте несколько высказываний: - у больного повысилось давление; - давление падает, наверно, будет дождь; - внутри жидкости существует давление; - защитники не выдержали давления нападающих; - тонкий каблук женских туфель может произвести очень большое давление; - на человека оказывали психологическое давление. Что общего в этих высказываниях? Верно, но это слово использовано в разных ситуациях и имеет разный смысл. Таким образом, тема нашего урока будет связана с изучением новой для вас физической величиной. | Проводят анализ учебной задачи. Да. Действует сила тяжести или сила давления руки. Перпендикулярно к поверхности. От толщины. Учащиеся прослушивают высказывания и анализируют их. Отвечают на вопрос: везде употребляется слово «давление». | 2 мин |
| Постановка целей | Совместно с учащимися формулирует тему и цель урока Тема урока: Давление. Цель: установить, от чего зависит давление, указать его характеристики . | Формулируют и записывают тему и цель урока | 3 мин |
| Поиск путей решения проблемы | самостоятельной работы с текстом учебника | Работают с текстом. Делают записи в тетради. Дают характеристику физической величине по плану Усовой | 11 мин |
5. | Закрепление во внешней речи | Предлагает обратить внимание на записи в тетрадях. Организует беседу. Какая зависимость между силой давления и давлением? Какая зависимость между давлением и площадью опоры? Чтобы увеличить давление следует…? Чтобы уменьшить давление следует…? | Анализируют вопросы учителя, делают соответствующие выводы. | 2 мин |
66. | Первичное усвоение материала. | Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний. Обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала. Пункт 1. Давление – это скалярная физическая величина, равная отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности. Давление - величина, характеризующая действие силы в зависимости от площади, на которую она действует. Пункт 2. Обозначают давление прописной латинской буквой р. Пункт 3. За единицу давления принимается давление, которое производит сила 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 перпендикулярно этой поверхности. Эта единица имеет и собственное название и обозначение: . Она называется паскалем в честь французского ученого Блеза Паскаля. кратные и дольные единицы измерения: 1 кПа = 1000 Па 1 Па = 0,001 кПа 1 МПа = 1000000 Па 1 Па = 0,000001 МПа 1 мПа = 0,001 Па 1 Па = 1000 мПа Пункт 4. Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь этой поверхности. Запишем формулу: , где р – это давление, F – сила давления, S – площадь опоры. Силу, прикладываемую перпендикулярно поверхности, называют силой давления. По своей природе сила давления может быть любой, кроме силы трения, которая направлена параллельно поверхности. | Слушают учителя. Проверяют записи в тетрадях. | 3 мин |
7. | Первичное закрепление | Организует групповую работу по отработке умения применять формулу. В каждой группе назначается ответственный за работу. Организует обсуждение Итак, мы вычислили давление твердого тела на опору т.е. с помощью расчетов. Слушает и проверяет правильность ответов на вопрос каждой группы. Можите ли вы теперь объяснить согласно изученному материалу, почему более тонкой проволокой легче разрезать кусок мыла? | Учатся применять формулу для расчёта давления твердого тела на опору, определяя силу давления бруска на стол(вес бруска ) ; длину, ширину и высоту бруска, путём измерения, а площади наименьшей и наибольшей граней бруска и давление ,которое производит б русок на стол – путём расчётов. Проводят эксперимент. На основе полученных результатов формулируют вывод. Ответственный может оценить работу своей группы. Отвечают на вопрос | 13 мин |
| Рефлексия | Организует проведение рефлексии. Организует запись домашнего задания Домашнее задание: параграф из учебника и задания. | Анализируют изученный материал. Записывают домашнее задание | 4 мин |