Урок
Тема: Давление твердых тел.
Цель: создать условия для формирования понятия «давление».
Задачи
образовательные:
сформировать представление о давлении твердых тел;
определить способ его нахождения, способы увеличения и уменьшения давления;
ввести единицу давления 1 Па;
развивающие:
развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать вывод;
развивать умения осуществлять перенос знаний и умений в новой нестандартной ситуации;
воспитательные:
формирование научного мировоззрения,
воспитание устойчивого интереса к предмету, положительного отношения к знаниям.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: дощечка с гвоздями, песок, презентация
Ход урока:
1.Организация класса.
2.Мотивация.
Вышел слон на лесную дорожку
Наступил муравьи он на ножку
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою».
Справедливо ли это?????
Чтобы научно ответить на эти вопросы нам необходимо рассмотреть новое понятие «давление».
3.Изучение нового материала.
Слово «давление» нам известно, но в разных ситуациях оно имеет разное значение:
Давление резко падает, возможны осадки.
Защитники команды «Динамо» не выдержали давления нападающих «Спартака»
У больного внезапно повысилось давление.
«Это была женщина» - сказал комиссар Мегре – «Только тонкий каблук женских туфель мог произвести такое большое давление».
Мы же рассмотрим давление с точки зрения физики. Для этого обратимся к опыту: (Демонстрация опытов: дощечка с гвоздями, песок)
1. Если дощечка с гвоздями погружается в песок шляпками совсем немного, то с гирей, массой 1 кг, погружение заметно больше.
Вывод: глубина погружения зависит от величины действующей силы — чем больше сила, тем погружение больше.
2. Дощечка с гвоздями, которые направлены острием, погружается в песок значительно больше, чем в первом опыте.
Вывод: глубина погружения зависит не только от силы, но и от площади опоры.
Результат действия тела на опору, таким образом, зависит и от площади опоры и от действующей силы. Все это учитывает физическая величина, которая называется давлением. Под давление понимают физическую величину равную отношению перпендикулярно действующей силы к площади поверхности: p = F/S
где ρ - давление;
F — сила давления; Н
S — площадь поверхности, к которой приложена сила, м2.
Как любая физическая величина давление измеряется в определенных единицах. За единицу давления в СИ принят Паскаль (Па).
Если на поверхность с площадью 1 м2 перпендикулярно действует равномерно распределенная сила в 1 H, то давление в этом случае 1 Па.
Есть и кратные единицы: 1 кПа = 1000 Па 1 МПа = 1000000 Па
Давление при постоянной силе тем больше, чем меньше площадь поверхности, и - наоборот. Кроме того, чем больше сила давления, тем давление больше.
Очень часто сила давления создается собственной силой тяжести тела. Сила давление из находится как: F = ρ · S
4. Первичное закрепление новых знаний
Фронтальный опрос:
1.Что называют давлением?
2.Как определить давление?
3.В каких единицах измеряют давление?
Решение задач
В какой обуви удобнее отправиться в поход: босоножки, кеды, крепкие ботинки, туфли на каблуке?
Какую лямку пришить к рюкзаку: тонкую кожаную или широкую брезентовую с прошивкой?
Какой лопатой (прямоугольной или овальной формы) легче вскапывать грядку?
Почему ножницы нужно подавать тупыми концами вперёд?
Определить давление танка массой 60 т на землю, если площадь гусеницы равна 1,5 м2.
5.Первичный контроль знаний. (Тест с последующей самопроверкой)
1. Ученица, пытаясь определить своё давление на кресло, всё время делила площадь поверхности на свою прилагаемую силу. Твой совет:
А) Продолжай дальше; Б) дели силу на площадь; В) перестань мучить кресло.
2. Посоветуй своим одноклассникам, в каких единицах им лучше выражать давление на уроке физики:
А) в ньютонах; Б) в паскалях; Г) в килограммах.
3. Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление:
А) меняй силу и площадь поверхности тела;
Б) смазывай поверхность разными смазками;
В) меняй цвет тела.
4.Ученица захотела оказать большее давление на ступеньку порога школы. Что ты ей посоветуешь?
А) надеть туфли на каблуках; Б) надеть лыжи; В) не заниматься ерундой.
5. Дай совет спасателям, которые пытаются вытащить из проруби утопающего:
А) бежать бегом; Б) идти медленно; В) ползти на животе.
6. Домашнее задание: § 33;
7.Рефлексия
Составить кластер «Ладошка» - «Давление»