Просмотр содержимого документа
«Дети с синдромом Дауна»
Компетентностный подход в развитии детей Синдрома Дауна.
- До сих пор причины, обуславливающие появления на свет детей с СД, остаются неизвестными. Известна лишь частота их рождения- примерно один на 700 новорожденных, независимо от расовой, социальной и культурной принадлежности родителей. Эта непредсказуемость порождает определенную молву и догадки, которые лишь усугубляют и без того подавленное состояние родителей.
- Дети с СД во многих случаях имеют проблемы со здоровьем. Например:
- Врожденный порок сердца,
- Позднее появление первых зубов,
- Видимое отставание в физическом развитии,
- Снижение зрения, слуха,
- Отставание активной речи при относительно сохранном понимании обращенной речи.
- Задержка интеллектуального развития.
- Коррекционная работа, которая проводится с ребенком раннего возраста, начинается с работы в семье. Это начальный период.
К полутора годам коррекционную работу продолжают в семье, вводя ребенка в адаптационную группу, постепенно к 3-м годам можно определяться в дет. дошкольное учреждение. ( д\с массовый или коррекционную группу) в зависимости от уровня подготовленности ребенка.
- Формирование и закрепление навыков самообслуживания приходится на раннее детство. К ним традиционно относят все, что связано с повседневной жизнью- прием пищи, умывание, мытье, туалет, одевание и раздевание, подготовку и уборку постели, гигиену жилья, собирание игрушек. При формировании и закреплении навыков у детей с СД важно опираться на сильные стороны ( зрительное восприятие, имитации, круг интересов, привычек) и сделать работу результативной для ребенка, мамы и педагога.
Окончательная цель сопровождения семьи - ее социализация. Если ребенок начинает посещать д\с и чувствует себя там комфортно и успешно, а мама может выйти на работу, это влияет на эмоциональный статус семьи.
Для всех этапов работы существуют ряд сходных требований, соблюдение которых позволяет подготовить малыша к интеграции в коллектив сверстников.
Ключивые копметенции.
- Умение одеваться и раздеваться.
- Умение кушать за общим столом.
- Умение умываться.
- Умение пользоваться туалетом.
- Умение пользоваться игрушками ( выбирать, играть и убирать).
- Умение участвовать в прогулке.
- Умение взаимодействовать общаться и играть со сверстниками.
- Умение взаимодействовать , сотрудничать и общаться с педагогами.
- Умение участвовать в организованном занятии ( понимание временной и пространственной структуры, правил и границ).
По каждому виду деятельности свои компетенции.
Важно помнить, что излишне активное вмешательство взрослых, их неумение жить в темпе ребенка могут отрицательно повлиять на познавательную деятельность так и на характер взаимодействия между ребенком - родителями и ребенком и детьми.
Значение организации домашней развивающей среды в социализации ребенка.
Приведенные ниже советы помогут вам организовать развивающую среду у себя дома, а вашему малышу стать активным и любознательным исследователем окружающего мира. Что же для этого нужно? Самое важное –сделайте свою квартиру безопасной, но интересной для ребенка. Посмотрите на мир его глазами и решите, что ему интересно и полезно обследовать.
Развитие речи у детей с синдромом Дауна.
Основные функции речи.
- Общение;
- Передача накопленного человечеством опыта;
- Регуляция поведения и деятельности.
Профиль развития речи и языка при синдроме Дауна.
- Развитие языка в целом происходит с задержкой;
- Навыки коммуникации обычно хорошие;
- Словарный запас развивается с задержкой, но неуклонно.
- Усвоение грамматического строя происходит с задержкой, понимание опережает использование его в экспрессивной речи.
- Понимание опережает использование слов в экспрессивной речи.
- Достижение хорошей разборчивости речи затруднено.
Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка с синдромом Дауна.
- Общение происходит с помощью слов, жестов, мимики, знаков, телодвижений.
- По степени появления процесса можно выстроить в следующем порядке:
- Восприятие;
- Движение;
- Память;
- Внимание;
- Речь.
Профиль психомоторного развития, характерный для синдрома Дауна.
- Слабые места:
- Слух и зрение;
- Формирование устной речи, неравномерное развитие речевых навыков;
- Вербальная кратковременная память;
- Восприятие и усвоение материала на слух;
- Несформированность психических функций;
- Мышечный тонус, нарушение речевого дыхания и мелодико-интонационные расстройства.
Сильные стороны:
- Желание общаться и учиться;
- Хорошие подражательные способности;
- Социальная компетентность, самообслуживание и бытовые навыки.
- Зрительная кратковременная память.
- Успешное обучение на наглядном материале.
- Чтение.
Меры компенсации «слабых мест».
- Слух и зрение – регулярные обследования;
- Целенаправленная логопедическая работа с младенчества до зрелого возраста;
- Воспринимать учебный материал на слух трудно, а зрительно легче, поэтому всегда используйте наглядные средства: картинки, знаки, материалы для чтения.
- Дайте возможность детям демонстрировать, что они поняли материал, не требуя устного ответа.
Жесты.
Язык жестов помогает ребенку:
- усваивать основные понятия;
- вступать в коммуникацию;
- влиять на окружающий мир.
Требования к жестовой речи.
- Доступность (чтобы легко было пользоваться в повседневной жизни);
- Обучение путем подражания;
- Жест обязательно должен подкрепляться словом;
- При воспроизведении жеста ребенок должен всегда смотреть на человека, который с ним общается;
- Отработка усвоенных жестов в повседневной жизни;
- Побуждение ребенка к произнесению звука, слова, обозначенного жестом;
- Понимание жестов ребенка окружающими и эмоциональное реагирование окружающих на жестовое сообщение ребенка.
Мимика.
- Смысл послания на 35-40% передается выражением лица;
- Зрительный контакт;
- Выражение лица взрослого должно соответствовать посланию;
- Понимание и считывание мимической информации с лица ребенка;
- Поощрение и стимуляция мимического общения.
Почему «глобальное чтение»?
- Обучение глобальному чтению на начальном этапе не требует даже умения говорить.
- Глобальное чтение опирается на целенаправленное внимание и память;
- При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность;
- Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.
Когда начинать?
- Ребенок должен соотносить предмет и его изображение (например, накладывать машинку на картинку, где она изображена);
- Ребенок должен понимать не менее 50 слов;
- Ребенок должен соотносить парные картинки;
- Начинать нужно в возрасте 1,5-2-х лет.
Что стимулирует глобальное чтение?
- Глобальное чтение стимулирует устную речь и хорошо осваивается детьми с синдромом Дауна;
- Улучшает произносительные навыки;
- Улучшает память, целенаправленное внимание ребенка, аналитическое мышление;
- Вовлеченность родителей в контакт с ребенком и занятия.