Дидактические игры на уроках математики
в первом классе
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра.
Еще К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.
Цель: развивать умение соотносить элементы разных групп предметов, соотносить
цифры с числом, учить детей осознавать место числа в натуральном ряду чисел, ориентироваться в пространстве по основным направлениям, определять положение на листе бумаги, закреплять понятия о геометрических фигурах.
Кто больше назовёт предметов?
Учитель ставит перед детьми задание назвать предметы:
А)определённой величины( высокие, низкие, широкие, узкие)
Б)определённой формы(треугольные, прямоугольные, круглые)
В)изготовленные из определённого материала(стекла, дерева, металла)
За правильный ответ раздаются фишки.
Найди ошибку
На наборном полотне учитель размещает картинки с изображением зайца, ежа, бел-
ки и под каждой в прорези выставляет цифры, например 7, 5, 8. Рядом вывешивает
картинку, на которой изображены шишки или орехи. Звери посчитали шишки(оре-
хи), но результаты у них разные. Кто посчитал правильно? Кто ошибся?
Отгадай число
Играют два ученика( по одному от каждой команды).По заданию ведущего дети быс-
тро называют числа( меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т.д.). Ученик,
выполнивший требования игры, получает фишку, ответивший неправильно- выбыва-
ет из игры.
Каких чисел не хватает?
Учитель называет два числа, а ученик определяют, какие числа находятся между ни-
ми. Например, учитель говорит: « Три, семь». Ученики отвечают: «Четыре, пять,
шесть».
Живые числа
Ученики получают карточки с числами. По команде учителя: «Числа, станьте по по-
рядку!» дети выстраиваются лицом к классу. Остальные проверяют правильность вы-
полнения задания. Игру можно усложнить. Играют две команды. Первая команда строится по порядку от 1до 10, вторая от 10 до 1.
Дополни до 10
Учитель предлагает детям, сидящим друг за другом, взять в руки по порядку карточ-
Ки с числами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.( по количеству учеников), а ученикам, сидя-
щим рядом, подобрать карточку с числами так, чтобы в сумме числа на обеих карточ-
ках составили 10.
Трамвай
Учитель раздаёт детям по две карточки с числами. Ученик, который держит в руке
большую карточку с числом 10, будет « трамвай №10». В трамвай «садятся» только
те ученики(выстраиваются друг за другом), числа на карточках которых составляют
в сумме число 10( 8 и 2, 5 и 5, и т.д.) Затем «подходит следующий трамвай №5», и в
него «садятся» пары детей, у которых числа на карточках в сумме составляют 5.
Что изменилось?
Учитель выставляет на наборном полотне три геометрические фигуры, предлагает
детям запомнить последовательность их размещения. По сигналу дети закрывают
глаза, а учитель меняет фигуры местами или убирает одну из них. Ученики долж-
ны назвать, какие изменения произошли на наборном полотне. В дальнейшем мож-
но увеличить количество геометрических фигур, изменить их цвет.
Назови предмет
Учитель предлагает назвать предметы, имеющие форму круга. Дети называют пред-
меты. Например, ученик последним предметом назвал дно чашки. Учитель говорит:
« Дно чашки- раз, дно чашки- два…» Если больше никто не назовёт предмета, име-
ющего форму круга, учитель произносит: «Три». Выигрывает тот, кто называет пред-
мет последним.
Разложи фигуры в четыре кармашка
Геометрические фигуры- разноцветные круги, прямоугольники, квадраты, треуголь-
ники разной величины. Учащиеся, учитывая только форму( цвет или величину),
должны разложить геометрические фигуры в четыре кармашка.
Сделай так, как я скажу.
Игровой материал: конверты с набором геометрических фигур, лист бумаги.
Учитель предлагает ученикам положить перед собой чистый лист бумаги и пригото-
виться к игре. Посередине листа кладут круг, слева от круга- треугольник, справа-
квадрат, вверху- круг, внизу- прямоугольник. Выигрывает тот, кто правильно разло-
жил фигуры. Игру можно усложнить: учитель называет геометрические фигуры, но
не называет их детям.
Зрительный диктант
Игровой материал: наборное полотно, индивидуальные наборы геометрических фи-
гур.
1. Учитель выставляет на наборном полотне слева направо несколько геометричес-
ких фигур. Ученики по образцу выкладывают у себя на партах геометрические фигу-
ры в той же последовательности.
2. На наборном полотне учитель выставляет фигуры в виде орнамента. Ученики вос-
Производят этот орнамент, пользуясь индивидуальными наборами.
Составь из палочек
Игровой материал: палочки, таблицы с изображением предметов, геометрических
фигур, букв и разных знаков. Учитель демонстрирует ученикам изображение пред-
метов и фигур, предлагая им с помощью палочек воспроизвести определенный пред-
мет или фигуру( букву или знак), составить другой предмет, расположив его слева,
справа, выше, ниже от составленного раньше.