СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Дифференциация звуков С-Ш»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствовать умение дифференцировать звуки [С-Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях; правильно обозначать их на письме.

Просмотр содержимого документа
«« Дифференциация звуков С-Ш»»











Логопедическое занятие с использованием современных информационно-коммуникативных технологий

Тема: « Дифференциация звуков С-Ш»

1 класс (группа ФФН)













Учитель-логопед

МОУ «Сернурская СОШ № 1»

Андреева Ольга Вениаминована

Введение

Актуальность

Развитие информационных технологий и их внедрение в общественную практику наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. В современной школе важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на занятии. В этом помочь учителю-логопеду может сочетание традиционных методов коррекционного воздействия и современных информационных технологий, в том числе и компьютер.

Логопедическая работа занимает особое место в системе обучения русскому языку, поскольку у многих учащихся начальных классов наблюдается отставание в речевом развитии, а также стойкие фонетико-фонематические нарушения, сопровождающиеся расстройствами письма и чтения (дисграфия и дислексия).

Использование информационно-коммуникативных технологий на логопедических занятиях позволяет повысить качество и эффективность коррекционной работы, а также сконцентрировать внимание учащихся на более длительное время. Занятие становится более насыщенным, интересным, современным, нравится детям, что создает дополнительную мотивацию к саморазвитию, преодолению речевого дефекта.

































Основная часть

Логопедическое занятие с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Тема: Дифференциация С-Ш.

Тип занятия (фронтальное)

Используемые технологии:

  • Технология проблемного обучения;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Технология коррекции недостатков чтения и письма у младших школьников.

Цель занятия: совершенствовать умение дифференцировать звуки [С-Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях; правильно обозначать их на письме.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания о звуках С-Ш и их акустических особенностях;

  • Закреплять навыки различения звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях;

  • Обогащать словарный запас;

  • Развивать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;

  • Развивать зрительное и слуховое внимание;

  • Развивать пространственные представления и зрительное восприятие;

  • Развивать логическое мышление;

  • Развивать навыки работы со словами-паронимами;

  • Развивать артикуляционную моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;

  • Воспитывать у детей самоконтроль за речью;

  • Формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, интерактивная доска, раздаточный материал (карточки), тетради, ручки.

Использованные интернет ресурсы: картинки с интернет порталов.

Ход занятия.

Этапы

Содержание

Примечания

1.Орг. момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.

Слайд1

Слайд2


2.Постановка цели.

- Перед вами знакомые схематические рисунки. Посмотрите и скажите, чем мы сегодня будем заниматься?

Мы будем работать над дыханием, дикцией, мы будем слушать, думать, говорить, читать, писать.

1.Работа над дыханием (А-О-У-И)

2.Работа над дикцией

Саша ест сушки, а Маша-ватрушки.

(тихо-громко, медленно-быстро, с вопросительной интонацией, с восклицательной, с возмущением)

3.Какие звуки чаще встречаются в этой скороговорке?

(С-Ш)

-Кто догадался, над какими звуками мы сегодня будем работать?(Мы будем учиться различать звуки С и Ш)


3. Основная часть.



















































































Физ. минутка































































4. Итог

Занятия.

1. -Что мы с вами делали?

(Работали над дыханием и дикцией)

-А сейчас что будем делать?

(Мы будем слушать, думать, говорить, читать и писать)

2.Характеристика звуков (чем похожи, чем различаются)

-Сегодня у нас необычный урок:

Карлсон и Малыш, будут учить,

А вы-обучаться,

Знания вам всегда пригодятся!

-А почему к нам заглянули на занятие именно эти герои?

(В их именах есть звуки С-Ш)

-Малыш и Карлсон предлагают нам поиграть с ними. Однако поиграть мы сможем только тогда, когда друзья выполнят задание, которое задала им Френкен Бок.

4. Задание первое: работаем по (карточке 1) помогите друзьям определить, где в словах спрятались звуки С-Ш.

С-салат, просто, весна, стихи, осы, усы (1,4,3,1,2,2)

Ш-кошка, дедушка, старушка, бабушка, шпалы(3,5,6,5,1)

5. А теперь зашифруйте с помощью геометрических фигур слова, если услышите С рисуете треугольник, а если Ш рисуете круг.

Молодцы!

6.Карточка 2.

-Прочитайте слова на карточке и попробуйте объединить их в группы.

Свет, светлый, шуметь, светлячок, светло, шум, шумный, светает, шумок.

-Назовите первые звуки во всех словах.

-Еще эти слова близкие по значению и имеют общую часть. Молодцы! Вы помогли друзьям выполнить задания Френкен Бок.

7. Работа со словами-паронимами. Однажды Малыш и Карлсон играли. Они поспорили о том, как нужно правильно составлять слова: каждый хотел вставить только свою любимую букву. Давайте попробуем разрешить их спор. Вставьте в модели слов буквы С-Ш. Карточка 3

Басня-башня (басня-это краткий поучительный рассказ или стихотворение, башня-это такое сооружение в виде замка)

Каска-кашка (каска-это головной убор, кашка-это еда)

Сутки-шутки (сутки-единица времени, шутки-смешные высказывания)

Скала-шкала (скала-каменная глыба с крутыми склонами, шкала-все деления на линейки образуют шкалу)

Плюс-плюш (плюс-знак сложения, плюш-мягкая ткань)

Кинезиологические упражнения

«Ухо-нос»

«Горизонтальная восьмерка»

8. Карлсон Малыш стоят в магазине

А пред ними товар на витрине.

Где что находится - ты назови,

Деньги плати и домой забери.

-Помогите друзьям сделать покупки в магазине.

Груши Кисточка Ласты

Вишни Скрепки Карандаши

-Что находится в правом верхнем углу?

-Что находится в левом нижнем углу?

-Что находится между вишнями и карандашами?

-Что находится над скрепками?

9. Потемнело во дворе

Видно, скоро детворе

Спать пора уже ложится.

Что же может им присниться?

Может быстрая река?

Может в небе облака?

Вы и сами узнаете это.

Подскажу я лишь приметы.

Малышу снились слова со звукам Ш, а Карлсону со звуком С.

Красивые шарики

Синие серьги

Косолапый сапоги

Новые следы

Кошачьи мишка

- Соедините слова из первого столбика со словами из второго столбика так, чтобы получились словосочетания.

10.Работа над предложением

Мама купила в магазине синие шарики.

(схема, простучали предложение, записали, звуковой анализ. Произнести, выделяя голосом первое слово, потом второе, третье, четвертое, пятое, шестое)



- Вспомните, что мы сегодня с вами делали на занятии?

-Над какими звуками работали?

-Что понравилось?

Наступил прощанья срок.

Прозвенит вот-вот звонок.

Говорят вам Карлсон и Малыш на прощанье:

«Не скучайте, до свиданья!»









Слайд3

Слайд 4



















Слайд5







Слайд 6







Слайд 7

















Работа на доске































Слайд 8













Слайд 9



















Работа на доске









Работа в тетрадях





Слайд 10