СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированные задания по теме "Корни с чередованием гласных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированные задания по теме "Корни с чередованием гласных"»

Дифференцированные задания

6 класс УМК М.М. Разумовская

Тема: Правописание корней с чередованием гласных Планируемые результаты

Предметные результаты: видят корни с чередованием гласных, знают условия выбора орфограмм, умеют выделять орфограмму в слове.

Регулятивные УУД: мотивируются к деятельности, устанавливают связь с реальными объектами повседневной жизни; прогнозируют, корректируют свою деятельность

Коммуникативные УУД: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Познавательные УУД: преобразовывают информацию из одной формы в другую (текст в схему, в таблицу, рисунок, задачу, составлять план и т.д.), разграничивая основную и дополнительную информацию

Личностные результаты: осознают эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Задание 1. Неосложненное списывание (I уровень знаний).

Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.

Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.

Задание 2. Осложненное списывание

Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.

Задание 3. Списать текст, обозначив орфограмму в корнях с чередованием гласных А-О и Е-И

Вечером я соб…ру все тетради и учебники в портфель. Теперь можно распол…житься у телевизора и насл…ждаться бл…стящей игрой актеров. Вн…мание! Нач…нается фильм. Заг…релый юноша прод…рается сквозь зар…сли тр…пических р…стений. Он быстро и ловко, как обезьяна, заб…рается на дерево и зам…рает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выр…щенный волками. Он смел и силен. Маугли отважно дерется с любым противником. Сж…мая в руке бл…стающий кинжал, Маугли вызывает на бой самого тигра Шерхана. Фильм закончился, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не выт…ревшись досуха, ложусь в постель, которую заботливо расст…лила мама. Едва к…снувшись подушки, засыпаю.

Задание 4. Выпишите слова на изучаемую орфограмму в столбик, выделите корень и подчеркните орфограмму.

  1. Кто ясно мыслит, тот ясно изл..гает.

  2. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил..жу.

  3. Если сл..жить все ошибки умного, получится гора.

  4. Отработав, что пол..гается, съешь, что причитается.

  5. Ум заключается не только в знании, но и в умении прил..гать знание на деле.

  6. Где мысль ясна, там ясно изл..женье, там нужные слова придут без затрудненья.

Задание 5. Исправьте ошибки.

Отраслевой, налогать, разгареться, горят, загорелись, выростить, ростение, разложение, выростить, ростение, вросли, касается, лажимся, ростет, горючее, подрасли, улажить, взрощенная.

Повышенный уровень сложности.

Задание 1. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами.

Насл_ждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, распол_гать, уд_вление, б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать.

Задание 2. Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – ______руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть ______руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – ____оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – ______ голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – ______ руки. (Сложить)

Задание 3. В каждой группе слов найди лишнее:

а) заря, зарядка, озарять, озарение

б) подгореть, выгорел, гора, сгорание

в) творог, творить, сотворение, творительный

г) прикосновение, коснуться, неукоснительно, косой

д) макать, макет, обмакнуть

е) растение, растереть, возраст, расти

ж) умирать, замирать, помирить

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.

 

Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит

от согласной в корне

от наличия/отсутствия ударения

от суффикса -а-после корня

от лексического значения

Зам_рать

 

 

 

 

Ср_внить

 

 

 

 

Заг_р

 

 

 

 

Р_внина

 

 

 

 

Прод_раться

 

 

 

 

Ср_внять

 

 

 

 

Р_стительность

 

 

 

 

Непром_каемый

 

 

 

 

З_ря

 

 

 

 

Обм_кнуть

 

 

 

 

Прик_сновение

 

 

 

 

Зап_реть

 

 

 

 

Заг_релый

 

 

 

 

Бл_стеть

 

 

 

 

Отр_сль

 

 

 

 

Подл_жить

 

 

 

 

Выр_щенный

 

 

 

 

Р_сток

 

 

 

 

К_сание

 

 

 

 



Задание 5. Запишите по два слова с данными орфограммами :

РАЩ-

КАС-

Проверяемая безударная гласная в корне слова.

РОС-

Непроверяемая гласная в корне слова.

ЛОЖ-

ГОР-

РАСТ-

Слова исключения для РАСТ-, РАЩ-, РОС-.

Задание 6. Задание творческого характера

Составить словосочетания на тему:  «Родной город», используя слова с чередованием гласных в корне.

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. С одним из слов придумай и запиши предложение с обращением.

Взр…щенный, ср…слись, привск…чить, р…сти, выр…стить, изл…гать, р…стение, предл…гать, обр…стает, выск…чка, ср…щение, обл…жение, Р…стов, ск…чок, отр…сль, выл…жить, ср…стись, ск…чи, нал…гается, Р…стислав, пол…жение, ск…кать, выл…жен.

Матрица оценки правильности выполнения заданий.

Уровень задания

Тип задания

Оценка

Базовый

Неосложненное списывание, выделение корня с чередованием, обоснование выбора орфограммы

«5» - все орфограммы найдены и выделены

«4» - допущена ошибка в выделении корня или не выделена орфограмма

«3» - допущены 2 ошибки и не более 50% ошибок от общего числа правильных ответов

«2» - допущено более 50% ошибок от общего числа правильных ответов

Базовый

Осложненное списывание

«5» - все пропуски заполнены правильно, орфограммы выделены

«4» - допущена 1-2ошибки или не выделены орфограммы в 1-2 словах

«3» - допущены 2 ошибки и не более 50% ошибок от общего числа правильных ответов

«2» - допущено более 50% ошибок от общего числа правильных ответов, орфограммы выделены не во всех словах или выделены неверно

Базовый

На нахождение ошибок в тексте

«5» - полностью исправлены все ошибки

«4» - пропущена одна ошибка

«3» - найдено 50-75% от общего количества ошибок

«2» - найдено менее 50% ошибок

Повышенный уровень

Выбор одного правильного ответа

«5» - 80-100% правильных ответов

«4» - 61-79% правильных ответов

«3» - 50-60% -правильных ответов

«2» - менее 50% правильных ответов

Повышенный уровень

Запись собственных примеров,иллюстрирующих правило

«5» - примеры приведены для каждого предложенного правила

«4» -приведены примеры не на каждое правило или подобраны неверно

«3» -примеры подобраны для половины правил

«2» -выполнено меньше 50% задания

Повышенный уровень

На установление соответствия

«5» - полностью правильно установлены соответствия

«4» -допущена одна ошибка

«3» -допущено две ошибки

«2» - неверно установлены соответствия

Повышенный уровень

Заполнение таблицы

«5» - все столбцы и строки таблицы заполнены правильно

«4» - допущены две ошибки «3» - не более 50% ошибок от общего числа правильных ответов

«2» - допущено более 50% ошибок от общего числа правильных ответов

Повышенный уровень

Вставить буквы, придумать предложение

«5» - буквы вставлены верны, предложение составлено в соответствии с требованиями задания

«4» - допущены 1-2 ошибки, предложение составлено верно

«3» - буквы вставлены в 50% слов, предложение составлено с небольшими недочетами

«2» - вставлено менее 50% от общего числа , предложение не составлено

Повышенный уровень

На объяснение происходящих процессов, явлений

«5» - названы все аргументы, объясняющие то или иное явление

«4» - не названы 1-2 аргумента, объясняющие то или иное явление

«3» - названо не менее 50% аргументов от общего числа всех аргументов, объясняющих то или иное явление

«2» - названо менее 50% аргументов от общего числа всех аргументов, объясняющих то или иное явление

Творческий уровень

Составить словосочетания на определенную тему, используя слова с изучаемой орфограммой

«5» - ответ полный, построен на основе изученного способа действий или создан новый способ за счет трансформирования изученного

«4» - ответ построен на основе изученного способа действий и допущены несущественные ошибки, неточности