Экспериментатор в два стакана налил одинаковое количество воды, в каждый на поверхность налили слой растительного масла. В первый стакан он опустил побег с листьями. Как изменилось количество воды в каждом из стаканов? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Уменьшилась.
2. Не изменилась.
3. Увеличилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей с генотипами ААBb и aabb в потомстве наблюдается расщепление в соотношении. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
Рассмотрите схему жизненного цикла покрытосеменных растений. Установите соответствие между структурами растения и набором хромосом, который содержится в клеточных ядрах этих структур: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТРУКТУРЫ РАСТЕНИЯ
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
Д) 5
Е) 6
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА
1) гаплоидный
2) диплоидный
3) триплоидный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используются для описания мейоза. Определите три признака, выпадающих из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Способствует поддержанию генетического постоянства в ряду поколений при вегетативном размножении.
2. Происходит при образовании спор папоротников.
3. Обеспечивает комбинативную изменчивость.
4. Способствует поддержанию постоянного количества хромосом в ряду поколений при половом размножении.
Установите последовательность стадий в жизненном цикле печёночного сосальщика, начиная с цисты. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Установите соответствие между характеристиками и агротехническими методами, обозначенными на рисунках выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) удаление корневой меристемы
Б) использование привоя и подвоя
В) формирование кроны
Г) увеличение площади всасывания минеральных веществ
Д) активация пазушных почек
Е) объединение свойств разных видов растений
АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ МЕТОД
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Проводит воздух из ротоглотки в трахею
Б) Обеспечивает газообмен между кровью и воздухом
В) Способствует очищению, согреванию (охлаждению) и увлажнению вдыхаемого воздуха
Г) Содержит хрящ, предотвращающий попадание пищи в дыхательные пути во время глотания
Д) Состоит из нескольких долей
Е) Расположен в плевральной полости
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций в эволюции растений. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Некоторые эволюционные изменения приводят к появлению новых отделов и классов растений. (2) Другие же изменения не столь значительны и приводят к появлению частных приспособлений к условиям среды. (3) Так, в определённый момент эволюции наземных растений сформировалась проводящая система и появились корни. (4) Позже появилось опыление и специализированные органы размножения — цветки. (5) Различные морфологические изменения цветков позволили адаптироваться к опылению ветром или насекомыми. (6) Видоизменения плодов также способствовали более широкому распространению цветковых растений.
Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
А) петров крест и многолетнее растение
Б) заяц и волк
В) клевер и корова
Г) бычий цепень и человек
Д) кит и рачки
Е) трутовый гриб и берёза
ТИП
1) хищничество (выедание)
2) паразит-хозяин
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Вид изменчивости
Форма изменчивости
Пример изменчивости
А
мутационная
появление в потомстве растения-альбиноса
наследственная
Б
в результате комбинации гамету потомков формируется новый фенотип
ненаследственная
модификационная
В
Список терминов и понятий
1. Наследственная.
2. Рождение белоглазой особи у красноглазых родительских организмов дрозофилы.
3. Изменение окраски шерсти у зайца-беляка в зависимости от температуры.
4. Комбинативная.
5. Ненаследственная.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ученый провел эксперимент с растением. Для этого он поместил растение в герметичный сосуд. В течение продолжительного времени он измерял количество вырабатываемого кислорода при различном освещении. Результаты эксперимента приведены в таблице.
Освещение (усл. ед.)
100
200
300
400
500
600
700
Количество вырабатываемого кислорода (мл/ч)
10
30
45
50
50
50
50
Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
Экспериментатор решил изучить влияние температуры на колонию бактерий. Колонию бактерий он выращивал на питательных средах. В ходе эксперимента экспериментатор изменял температуру и результаты эксперимента зафиксировал в виде графика (рис. А).
Объясните результаты эксперимента. Как изменения температуры влияет на колонию бактерий? С чем могут быть связаны эти изменения?
Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке перед мейозом I и профазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
Существует два вида наследственной слепоты, каждый из которых определяется рецессивными аллелями генов (а или b). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом. Какова вероятность рождения слепого внука в семье, в которой бабушки по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают различными видами слепоты, а оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы бабушек и дедушек, их детей и возможных внуков.
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2024 Ноябрь Биология Вариант 13»
1. Тип 1 № 34298
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии
Объект изучения
?
Влияние факторов окружающей среды
на численность популяции животных лошади
Палеонтология
Ископаемые останки животных
2. Тип 2 № 45697
Экспериментатор в два стакана налил одинаковое количество воды, в каждый на поверхность налили слой растительного масла. В первый стакан он опустил побег с листьями. Как изменилось количество воды в каждом из стаканов? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Уменьшилась.
2. Не изменилась.
3. Увеличилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Количество воды
в первом стакане
Количество воды
во втором стакане
3. Тип 3 № 22063
Сколько хромосом имеет ядро спермия крыжовника если ядро клетки листа содержит 16 хромосом. В ответ запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 2423
При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей с генотипами ААBb и aabb в потомстве наблюдается расщепление в соотношении. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
5. Тип 5 № 51580
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначена часть женского гаметофита?
6. Тип 6 № 51581
Рассмотрите схему жизненного цикла покрытосеменных растений. Установите соответствие между структурами растения и набором хромосом, который содержится в клеточных ядрах этих структур: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СТРУКТУРЫ РАСТЕНИЯ
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
Д) 5
Е) 6
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА
1) гаплоидный
2) диплоидный
3) триплоидный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
7. Тип 7 № 51554
Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используются для описания мейоза. Определите три признака, выпадающих из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Способствует поддержанию генетического постоянства в ряду поколений при вегетативном размножении.
2. Происходит при образовании спор папоротников.
3. Обеспечивает комбинативную изменчивость.
4. Способствует поддержанию постоянного количества хромосом в ряду поколений при половом размножении.
5. Происходит при образовании гамет мхов.
6. Лежит в основе клонального размножения.
8. Тип 8 № 48964
Установите последовательность стадий в жизненном цикле печёночного сосальщика, начиная с цисты. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Личинка с хвостом.
2. Половозрелая особь.
3. Личинка в улитке.
4. Яйцо.
5. Циста.
6. Личинка с ресничками.
9. Тип 9 № 64816
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Под каким номером на рисунках обозначен метод пасынкования побегов?
10. Тип 10 № 64817
Установите соответствие между характеристиками и агротехническими методами, обозначенными на рисунках выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) удаление корневой меристемы
Б) использование привоя и подвоя
В) формирование кроны
Г) увеличение площади всасывания минеральных веществ
Д) активация пазушных почек
Е) объединение свойств разных видов растений
АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ МЕТОД
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
11. Тип 11 № 62995
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие признаки характерны для растения, побеги которого изображены на рисунке?
1) опыление насекомыми
2) гаметофит — отдельное растение
3) видоизмененные листья
4) семена не окружены околоплодником
5) формирует плоды
6) в цикле развития преобладает стадия спорофит
12. Тип 12 № 22397
Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Хищные.
2. Животные.
3. Медведи.
4. Бурый медведь.
5. Млекопитающие.
6. Хордовые.
13. Тип 13 № 52467
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Какой цифрой на рисунке обозначена альвеола?
14. Тип 14 № 52468
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Проводит воздух из ротоглотки в трахею
Б) Обеспечивает газообмен между кровью и воздухом
В) Способствует очищению, согреванию (охлаждению) и увлажнению вдыхаемого воздуха
Г) Содержит хрящ, предотвращающий попадание пищи в дыхательные пути во время глотания
Д) Состоит из нескольких долей
Е) Расположен в плевральной полости
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
15. Тип 15 № 31730
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие процессы происходят при переваривании углеводов в пищеварительном канале человека?
1. Распад моносахаридов с образованием молочной кислоты.
2. Расщепление моносахаридов до СО2 и Н2О.
3. Расщепление полисахаридов до дисахаридов.
4. Образование гликогена из глюкозы.
5. Превращение дисахаридов в моносахариды.
6. Расщепление клетчатки микроорганизмами.
16. Тип 16 № 10806
Установите, в какой последовательности в организме человека кровь передвигается по большому кругу кровообращения.
1. Вены большого круга.
2. Артерии головы, рук и туловища.
3. Аорта.
4. Капилляры большого круга.
5. Левый желудочек.
6. Правое предсердие.
17. Тип 17 № 25239
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций в эволюции растений. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Некоторые эволюционные изменения приводят к появлению новых отделов и классов растений. (2) Другие же изменения не столь значительны и приводят к появлению частных приспособлений к условиям среды. (3) Так, в определённый момент эволюции наземных растений сформировалась проводящая система и появились корни. (4) Позже появилось опыление и специализированные органы размножения — цветки. (5) Различные морфологические изменения цветков позволили адаптироваться к опылению ветром или насекомыми. (6) Видоизменения плодов также способствовали более широкому распространению цветковых растений.
18. Тип 18 № 21782
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Чем характеризуется биоценоз смешанного леса?
Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
А) петров крест и многолетнее растение
Б) заяц и волк
В) клевер и корова
Г) бычий цепень и человек
Д) кит и рачки
Е) трутовый гриб и берёза
ТИП
1) хищничество (выедание)
2) паразит-хозяин
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
20. Тип 20 № 21110
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Вид изменчивости
Форма изменчивости
Пример изменчивости
А
мутационная
появление в потомстве растения-альбиноса
наследственная
Б
в результате комбинации гамету потомков формируется новый фенотип
ненаследственная
модификационная
В
Список терминов и понятий
1. Наследственная.
2. Рождение белоглазой особи у красноглазых родительских организмов дрозофилы.
3. Изменение окраски шерсти у зайца-беляка в зависимости от температуры.
4. Комбинативная.
5. Ненаследственная.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
21. Тип 21 № 20626
Пользуясь таблицей «Влияние распыления углекислого газа на урожай растений» и знаниями курса биологии ответьте выберите верные утверждения.
Влияние распыления углекислого газа на урожай растений
Название растения
Без опрыскивателя СO2
С опрыскивателем СO2
Увеличение урожая в процентах
Резеда
27
41
155
Бальзамин
36
66
180
Герань
45
118
262
Табак
30
54
180
Бегония
90
135
138
1. Самый большой прирост урожая дала герань.
2. Самый большой прирост урожая дала бегония.
3. Углекислый газ проникает в лист растения через чечевички.
4. При распылении углекислого газа повышается урожай растений.
5. Урожайность не зависит от количества углекислого газа.
22. Тип 22 № 52356
Ученый провел эксперимент с растением. Для этого он поместил растение в герметичный сосуд. В течение продолжительного времени он измерял количество вырабатываемого кислорода при различном освещении. Результаты эксперимента приведены в таблице.
Освещение (усл. ед.)
100
200
300
400
500
600
700
Количество вырабатываемого кислорода (мл/ч)
10
30
45
50
50
50
50
Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
23. Тип 23 № 52359
Экспериментатор решил изучить влияние температуры на колонию бактерий. Колонию бактерий он выращивал на питательных средах. В ходе эксперимента экспериментатор изменял температуру и результаты эксперимента зафиксировал в виде графика (рис. А).
Объясните результаты эксперимента. Как изменения температуры влияет на колонию бактерий? С чем могут быть связаны эти изменения?
24. Тип 24 № 16329
Какая форма отбора представлена на рисунке? По каким признакам производился отбор? Какую дополнительную информацию можно извлечь из этого рисунка?
25. Тип 25 № 25305
Каким образом в организме человека регулируется температура тела? Объясните механизм данной регуляции.
26. Тип 26 № 25306
Какие особенности строения позволили птицам развить теплокровность? Ответ поясните.
27. Тип 27 № 16276
Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке перед мейозом I и профазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
28. Тип 28 № 14195
Существует два вида наследственной слепоты, каждый из которых определяется рецессивными аллелями генов (а или b). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом. Какова вероятность рождения слепого внука в семье, в которой бабушки по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают различными видами слепоты, а оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы бабушек и дедушек, их детей и возможных внуков.