СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Мой выбор" 9 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Мой выбор" 9 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа адресована учащимся 9 классов общеобразовательной организации. Рабочая программа составлена на основе:

-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

-Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;

-Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданственной идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;

-Идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Степная СОШ»;

-учебного плана школы;

-Авторской программы предпрофильной подготовки для 9 классов Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».



Цель программы: формирование психологической готовности подростка к выбору профиля обучения и профессиональной деятельности, формирование компетенций школьника, необходимых для решения практико-ориентированных задач, возникающих на протяжении всей его жизни, связанных с профессиональной ориентацией и социализацией.

Особенностями данной программы являются:

    • развитие познавательного интереса учащихся;

    • приобретение метапредметных образовательных результатов, связанных с построением профессиональных образовательных маршрутов;

    • формирование общественной активности;

    • формирование ответственности за результаты своей деятельности;

    • воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

    • развитие личностных способностей: технического мышления, пространственного воображения, творческих, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей;

    • формирование потребности в самопознании и саморазвитии;

    • получение опыта практической деятельности учащихся для дальнейшего осознанного профессионального самоопределения;

    • формирование умения адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной среды.

Содержание курса «Мой выбор» для 9 классов обеспечивает выполнение поставленных задач.



Направления профессиональной ориентации

  1. Профессиональное просвещение.

Расширение кругозора, знаний учащихся путём сообщения сведений о мире профессий, путях, условиях и способах их получения, состоянии рынка труда и рынка профессии региона, перспективы трудоустройства и профессионального роста.

  1. Профессиональное консультирование.

Оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении с целью принятия ими осознанного решения о выборе профессионального пути с учётом психофизиологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

  1. Развитие профессиональных интересов и склонностей.

Включение учащихся в учебно-технологическую практику, предметные, технические, художественные кружки, факультативы, спортивные секции.

  1. Психологическая поддержка.

Оптимизация психологического состояния школьника, как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональному и личностному самоопределению.


Общая характеристика курса «Мой выбор»

Содержание курса предполагает включение учащихся в процесс прогнозирования и планирования (построения) своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был личностно значимым для подростка, а также, чтобы он был обеспечен определенными средствами для самостоятельного и осмысленного действования при решении своих проблем, связанных с профессиональным и профильным самоопределением.

Данный курс позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.

Курс «Мой выбор» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает изучение образа «Я», мира, труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.


Место курса «Мой выбор» в учебном плане

На изучение курса отводится 34 часа(1 час в неделю)


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.


Личностные результаты освоения программы предпрофильной подготовки должны отражать:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты освоения программы должны отражать универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора.

Познавательные:

  • умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

  • умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Коммуникативные:

  • умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе,

  • находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты:

  • знакомство учащихся с основами психологии личности;

  • ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии;

  • формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;

  • выявление требований, предъявляемых профессиями к физической форме и состоянию здоровья человека;

  • выбор профиля обучения;

  • построение индивидуального профессионального маршрута.

Учащиеся будут знать:

  • основы общей психологии, основные психологические термины;

  • особенности личности человека и свои собственные;

  • правила выбора профессии;

  • требования к современному профессионалу;

  • потребности современного рыка труда.

Учащиеся будут уметь:

  • строить свои отношения с окружающими;

  • отстаивать свои права конструктивным способом;

  • на основе самодиагностики и знаний о мире профессий выбирать правильный профессиональный путь.

Личностные качества, развиваемые в результате обучения по программе:

самостоятельность, организованность, гибкость, коммуникативность, ответственность, взаимопомощь, толерантность, аккуратность, работоспособность, трудолюбие.


Содержание курса «Мой выбор» для 9 классов


п/п

Раздел

Элементы содержания

Планируемые результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1

Раздел 1. Введение

Вводное занятие. Знакомство с курсом, его целями, задачами. Планирование.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

- Определять требования к составлениюличногопрофессионального плана;

- Развить самостоятельность;

- Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями.

- Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

- Составлять личный профессиональный план и

мобильно изменять его


2

Раздел 2. Что я знаю о своих возможностях

Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Что такое стресс. Определение типа мышления. Внимание и память. Уровень внутренней свободы.

  • определения понятий «память», «внимание»; виды памяти и внимания; - качества внимания;

  • определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;

  • определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»; виды мышления;

  • - формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение; - основные операции мышления;

  • основные качества мышления;

  • определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;

  • типы нервной системы;

  • типы темперамента;

  • определение понятия «конфликт»;

  • пути предотвращения и разрешения конфликтов;

  • особенности своей личности;

  • определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение»



  • называть основные процессы памяти;

  • перечислять основные виды памяти;

  • указывать отличительныеособенности различных видов памяти;

  • определять особенности своей памяти;

  • перечислять основные приемы и методы запоминания;

  • перечислять основные качества и виды внимания; объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;

-определять особенности своего внимания;

  • объяснять, как происходит познание окружающего мира;

  • перечислять формы чувственного познания;

  • перечислять типы мышления;

  • определять свой преобладающий тип мышления;

  • называть формы логического мышления и определять их сущность;

  • перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;

  • определять тип своего интеллекта;

  • объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей;

  • называть типы нервной системы и их различия;

  • определять свой тип нервной системы;

  • выявлять свой ведущий тип темперамента;

  • определять наиболее типичные определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»; типы нервной системы; типы темперамента;

  • определение понятия исследовать формы проявления характера;

  • выявлять уровень самооценки;

  • использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;

  • проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;

  • указывать основные признаки делового общения;

  • перечислять способы разрешения конфликтов;

  • определять свой уровень конфликтности;

  • объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.

3

Раздел 3. Что я знаю о профессиях

Классификация профессий. Признаки профессии. Формула профессии. Профессия, специальность, должность. Определение типа будущей профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. Определение профессионального типа личности. Профессионально-важные качества. Профессия и здоровье.

Определения понятий «профессия»,

«специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;

- подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; - основные характеристики содержания деятельности данных подтипов;

- требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

- определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ»



  • называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;

  • приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»); выявлять тип своей будущей профессии;

  • - определять свои профессиональные предпочтения;

  • - выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

  • - называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

  • - формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.

- выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;

  • делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»)

4

Раздел 4. Способности и профессиональная пригодность

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности. Способности к предпринимательской деятельности. Эстетические способности. Уровни профессиональной пригодности

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Использовать приемы запоминания в различных ситуациях.

  • Объяснить, как происходит познание окружающего мира, анализировать ситуации, связанные с чувственным познанием мира. - Использовать основные операции мышления при решении логических задач.

  • -Объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности.

  • Развить самостоятельность;

- Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями

  • Получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;

  • - Систематизировать, анализировать полученные данные;

  • Освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,

  • Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • Использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

  • Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

5

Раздел 5. Планирование профессиональной карьеры

Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. Пути получения профессии. Навыки самопрезентации. Стратегии выбора профессии.

  • Определение понятия «потребности», «мотив», «мотивация», «потребность»;

  • виды потребностей;

  • особенности делового общения;

- виды профпригодности;

компоненты и субъекты рынка труда.


  • определять цели собственной будущей карьеры.

  • называть отличительные признаки видов мотивации;

  • называть различные виды потребностей;

  • называть мотивационные факторы выбора профессии;

  • называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;

  • перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.

6

Раздел 6. Моя будущая профессия

Построение личного профессионального плана. Зачет.


- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Определение понятия «личный профессиональный план».

  • Провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».

  • - Делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии.

  • -Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями

  • Систематизировать анализировать полученные данные;

- Освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

- Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

- Использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

  • Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования


.












Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической Оценка устного ответа

Оценка 5 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 1-2 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.

Оценка 2 ставится в том случае, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.


Оценка самостоятельных письменных работ.

Оценка 5 ставится, если учащийся:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка 4 ставится, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если учащийся:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка 1 ставится, если учащийся:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.




Учебно-методическое и материально-техническоеобеспечение учебного процесса

Для реализации учебной программы необходимы следующие учебно-методические средства:

  1. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / под ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

  2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. – М.: Изд-во «Академия», 2003.

  3. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.

  4. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во: «Институт практической психологии», 2000.

  5. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. – М.: Изд-во «Генезис», 2000.

  6. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко / авт.- сост. А.Н. Бобровская.- Волгоград: Учитель, 2009.- 171с.

  7. Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным содержанием сопровождением курса / авт. Сост: Л.Н. Бобровская , О.Н. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской. 2-е изд.; доп.- М.: Глобус, 2008. -101 с. – (Профессиональная школа).


Требования к материально-техническим условиям реализации программыпрофессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования определяются необходимостью наличия на уроках: компьютера, мультимедийного проектора, стимульного материала к методикам, комплектов презентаций к некоторым урокам, словарей и справочников.



Методическая литература для учителя:

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д,1996

  2. Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Программа дляучащихся общеобразовательных школ / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004

  3. Ребус Б.М. Психологические основы делового общения: Учебное пособие. – М.: 2002

  4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М., 2005

  5. Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс). Практическое руководство – М., 2005

  6. Садилова О.Л., Шевченко Ю.А. Психология делового общения. Пермь, 2004

  7. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс):Учебное пособие /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; 2005

  8. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Программа курса. Методическое пособие для учителя /С.Н. Чистякова,

  9. Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2005.

Учебные пособия для учащихся:

  1. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8—9 кл. общеобразо-ват. учреждений / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2007.

  2. Технология: твоя профессиональная карьера: дидакт. метариалы: кн. для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2008.

  3. Бондарев В. Выбор профессии. — М., 1989.

  4. Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. — М., 1989.

  5. Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М., 2010.

  6. Климов Е. А. Как выбирать профессию? — М., 1990.

  7. Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1988.

  8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. —Ростов-на-Дону, 1996.

  9. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориента­ция школьников: организация и управление. — М.

Календарно-тематическое планирование курса «Мой выбор»9 класса (1 час в неделю, всего 34 часов)

п/п

Тема урока

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности

Дата

план

факт

  1. Введение в курс «Мой выбор» (1 час)


1

Введение

1


  • Определять требования к составлению личногопрофессионального плана;

  • Развить самостоятельность;

  • Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями.

  • Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • Составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его




Раздел 2. Что я знаю о своих возможностях (9 часов)


2

Самооценка и уровень притязаний.

1

  • Использовать приемы запоминания в различных ситуациях.

  • Объяснить, как происходит познание окружающего мира, анализировать ситуации, связанные с чувственным познанием мира. - Использовать основные операции мышления при решении логических задач. -Объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности.

  • Развить самостоятельность;

-Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями

  • Получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;

  • Систематизировать, анализировать полученные данные;

  • Освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,

  • Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • Использовать приёмы

самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

  • Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

  • Характеризовать типы темперамента человека по его поведению, свой тип нервной системы.

  • Выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальный диагностических методик.

  • Соотносить поведение человека с его чертами характера.

  • Выявлять уровень собственной самооценки. называть свои ценностные ориентации, свои мотивы в получении будущей профессии.

  • Определять свои жизненные ценности с учетом предполагаемых профессиональных предпочтений, уровень собственной общительности с помощью специальных диагностических методик.

  • Использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях.

  • Проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях.




3

Темперамент и профессия. Определение темперамента.

1



4

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

1



5

Что такое стресс.

1



6

Определение типа мышления.

1



7

Внимание и память.

1



8

Уровень внутренней свободы

1




9

Обобщающий урок

1

- Делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии.

-Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями

  • Систематизировать, анализировать полученные данные;

  • Освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

  • Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

- Использовать приёмы

самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

-- Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.




Раздел 3. Что я знаю о профессиях (8 часов)


10

Классификация профессий. Признаки профессии. Формула профессии.

1

- Соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии.

  • Объяснять различия между профессией и специальностью, специализацией и квалификацией.

  • Устанавливать взаимосвязь между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация».

  • Объяснять сущность понятий

«характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда».

  • Приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных профессий.

  • Объяснять сущность понятий

«классификация профессий», «цели труда», «орудия труда». Составлять формулу профессии, используя таблицу Е.А.Климова. – Пользоваться профессиограммой для составления формулы профессии. Определять профессии, наиболее близкие своим интересам, с помощью матрицы выбора профессии.

Приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - человек», «человек - техника», «человек – знаковая система», «человек - природа», «человек – художественный образ».

  • Развить самостоятельность;-Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениямиполучать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;

  • Систематизировать, анализировать полученные данные;

  • Освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,

  • Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;использовать приёмы

самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

  • Анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональнойдеятельности.

Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.



11

Профессия, специальность, должность.

1



12

Определение типа будущей профессии.

1



13

Интересы и склонности в выборе профессии.

1



14

Определение профессионального типа личности.

1



15

Профессионально-важные качества.

1



16

Профессия и здоровье.

1



17

Обобщающий урок

1

- Делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии.

-Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями

  • Систематизировать, анализировать полученные данные;

  • Освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

  • Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;- Использовать приёмы

самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

-- Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.




Раздел 4. Способности и профессиональная пригодность (9 часов)


18

Способности общие и специальные.

1

  • Выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере. Пояснять сущность профессиональной пригодности.

  • Аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего состояния рынка труда. Адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда. называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии.

  • Осуществлять выбор профессии, используя изученный материал.

  • Развить самостоятельность;

  • Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениямиполучать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;

  • Систематизировать, анализировать полученные данные;

  • Освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

-Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; -Использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

  • Анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональнойдеятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.



19

Способности к практическим видам деятельности.

1



20

Способности к интеллектуальным видам деятельности.

1



21

Способности к профессиям социального типа.

1



22

Способности к офисным видам деятельности.

1



23

Способности к предпринимательской деятельности.

1



24

Эстетические способности

1



25

Уровни профессиональной пригодности

1



26

Обобщающий урок

1

- Делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии.

-Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями

  • Систематизировать, анализировать полученные данные;

  • Освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

  • Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;- Использовать приёмы

самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

-- Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.




Раздел 5. Планирование профессиональной карьеры (7 часов)


27

Мотивы и потребности.

1

  • Проектировать варианты своей будущей карьеры. Давать внутреннюю и внешнюю оценку вариантам своей будущей карьеры. - Обосновывать необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования для успешного построения карьеры.

  • Систематизировать, анализировать полученные данные;

  • Освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

  • -Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

  • Анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональнойдеятельности,

Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.



28

Ошибки в выборе профессии.

1



29

Современный рынок труда.

1



30

Пути получения профессии.

1



31

Навыки самопрезентации.

1



32

Стратегии выбора профессии.

1



33

Обобщающий урок

1

Делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии.

-Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями

  • Систематизировать, анализировать полученные данные;

  • Освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

  • Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;- Использовать приёмы

самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

-- Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.




Раздел 6. Моя будущая профессия (2 часа)


34-

Защита проекта "Моя будущая профессия"

1

  • Провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия». - Делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии. -Оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями

  • Систематизировать, анализировать полученные данные;

  • Освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

  • Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;- Использовать приёмы

самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.