Эссе
«Я учу детей нового поколения»
Крячко Юлия Николаевна,
учитель химии МБОУ Бутурлиновская СОШ
«Если вы удачно выберете труд и вложите
в него свою душу, то счастье само вас отыщет»
Аристотель
В продолжение мысли Аристотеля мне вспоминается притча, которая как нельзя лучше отражает мою жизненную позицию.
«Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого о том, что он делает.
Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”.
Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.
А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.
Эти слова не требуют никаких объяснений, хочется лишь сказать, что счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд.
Труд учителя всегда и во все времена оценивался неоднозначно. Кто-то скажет «неблагодарная» профессия, другие же напротив, относятся с трепетом и уважением к нашему делу. Но только нам, учителям, ведомо, какие силы и цели подталкивают нас к открытию новых горизонтов.
В современной школе остались, пожалуй, лишь самые стойкие, преданные своему делу люди. По словам В.А. Сухомлинского: «Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». А где же взять столько сил, чтобы в наше непростое и изменчивое время «гореть» самому и «зажигать» всё новые огоньки. Конечно же в детях! Только они дают нам силы к новым свершениям.
Не секрет, что удивить и заинтересовать современного школьника очень сложно. Новое поколение находится в контексте всеобщей интеграции, в связи с этим возрастает необходимость в качественных изменениях самой личности, способности социализироваться и адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Одним из ключевых качеств компетентной личности в связи с новыми задачами образования становится такое личное свойство, как инициативность и готовность к переменам. Сразу вспоминается мысль Чарльза Дарвина: «Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликнется на изменения». Я считаю, что высокий уровень инноваций, быстрота происходящих в обществе изменений, обязывает нас к рассмотрению базового уровня обучения как некого фундамента, который впоследствии позволит варьировать виды деятельности, менять профессии, повышать квалификацию в зависимости от интересов личности обучающихся. Какие изменения необходимы – подскажут сами обучающиеся. Именно их реакция на подаваемый материал и является для меня «лакмусовой бумагой», позволяющей определить правильность выбранного мной метода в изучении предмета.
Химия – наука непростая, но при умелом распределении акцентов может оказаться вполне доступной для современного школьника базового уровня. Главный принцип, которого я придерживаюсь при подаче материала на уроках – «краткость-сестра таланта». Но, это не означает, что содержание предмета сводится к минимуму, речь идёт о компактном, максимально «отжатом», строго систематизированном и структурированном материале. Только при таком подходе, на мой взгляд, возможно подстроиться под темп современного общества, приоритетом которого является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи. Результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Важным результатом является личностное знание, которое должно быть выведено самим учеником, а учитель выступает лишь в роли наставника, который учит приобретать знания и применять их в жизни, создавая проблемные ситуации в виде учебных задач, побуждая учащегося к самостоятельному поиску решений.
Я считаю, что развитие «многомерного человека» находится, в противоречии с действительностью, задача формирования всесторонне развитой личности, потребность в которой испытывает информационное общество, полностью не реализована. Лишь некоторый процент обучающихся проявляет способность к планированию, самоконтролю, самооценке, коррекции. У некоторых действия носят не активный характер, не сознательный. В других случаях наблюдается недоразвитие способности к саморазвитию, самореализации, а часть обучающихся и вовсе пассивны, проявляют способности репродуктивного характера. Во всех перечисленных мною случаях актуален личностно-ориентированный подход, который позволяет самосовершенствоваться учителю, находя всё новые и новые творческие идеи для решения возникающих проблем.
Один из главных плюсов педагогической профессии заключается в том, что учителю постоянно приходится расти и совершенствоваться. Я стремлюсь идти в ногу со временем. Понимаю, что роль учителя становится еще более значимой: он должен играть на одном «высокотехнологичном поле» с учениками. Участвуя в конкурсах профессионального мастерства, обогащаю свой педагогический опыт, постоянно учусь, хочу быть продвинутой во всех сферах, то есть быть современным педагогом! Огромную помощь во всём этом я получаю от своих учеников. Я учу их химии, а они меня секретам современного человека.
В моём профессиональном опыте было много различных ситуаций, эмоций, чувств: радость, чувство гордости за достижения моих учеников, боль, чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но никогда я не испытывала чувство скуки и пустоты. С выбором профессии я определилась рано. Ещё со школьной скамьи точно знала, что буду учителем и сейчас с уверенностью могу сказать, что не разочарована и не сожалею о сделанном выборе.
Моя профессия подталкивает меня к самосовершенствованию, а это есть путь к достижению поставленной перед обществом целью.
Да, как много сегодня ложится на плечи педагога. Но, как утверждает народная мудрость, дорогу осилит идущий…