Эссе «От образования «на всю жизнь» к образованию «через всю жизнь»
“Только творческий учитель,
личность может воспитать такого же ученика”
К.Д. Ушинский
Век живи — век учись. Известная с давних времён поговорка идеально подходит для выражения сути непрерывного образования — обучения «через всю жизнь». Образование «на всю жизнь» – это вчерашний день. По-моему мнению, настоящий учитель не тот, кто получил хорошее образование на всю жизнь, а тот, кто несет образование через всю жизнь.
Каким же должен быть современный учитель? Требования, предъявляемые к учителю достаточно высоки. Учитель XXI века это не просто носитель определенной суммы знаний, владеющий методикой обучения и воспитательной работы, а партнер, соучастник, провайдер в этом огромном, развивающемся, глобальном информационном пространстве. Он не должен заниматься научением, он должен нести общечеловеческие ценности, жить этими ценностями, говорить о них и практиковать их, бескорыстно служить учительской деятельности, владеть информационными и коммуникационными технологиями, вместе с учащимися открывать новое, быть индикатором и ориентиром в мире знаний.
Я согласна, что учитель в современном мире - тот же ученик. Пока он осваивает новые педагогические технологии, внедряет инновации и изучает литературу - он учится сам. Педагоги, как никто другой, нуждаются в постоянном самообразовании и профессиональном развитии, одних краткосрочных курсов повышения квалификации на базе ВУЗОв и ИППО или переподготовок, или стажировки и обмена опытом специалистами учреждений образования не достаточно. К тому же образование дает лишний толчок к самообразованию, а это значит, что по жизни ты будешь стремиться узнавать что-то новое не только то, что касается самой профессии, но и обо всем, что тебя заинтересует по жизни.
В настоящем и будущем высокотехнологичном конкурентном мире востребована личность учителя креативная, умеющая ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать её и применять в жизни. Я стараюсь помочь моим детям в этом мире – научить их думать, быстро находить требуемую информацию и самостоятельно принимать решения. Поэтому, например, наличие Интернета позволяет совершенно по-новому строить образовательную деятельность. Очень часто многим учителям приходится повышать уровень своего образования вместе с учениками. Новых устройств и программ так много, что просто не реально успевать быть «в курсе всего». На помощь приходят «продвинутые» учащиеся и педагоги, которые охотно делятся с одноклассниками и коллегами своими умениями и знаниями. Надо лишь поощрять эту самостоятельность. Как сказал польский философ Тадеуш Котарбинский: «Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет».
Преподавательского опыта я, скажем, среднего, - 16 лет стажа. Профессию свою я считаю очень трудной, но мне она нравится. Есть разные категории учителей. Я отношусь к таким, которые мечтали с детства быть в этой профессии. Но, признаюсь честно, я никогда не думала, тогда – в далёком детстве, когда, стоя перед зеркалом с кипой газет – классным журналом - представляла себя учителем, что мне придётся всю жизнь учиться самой для того, чтобы научить других. Быть «пожизненным учеником». Сейчас я работаю учителем математики. Предмет, конечно, сложный, но очень интересный. И это самая главная моя задача – заинтересовать учеников в таком непростом предмете. Как это делать, каким образом?! Ответ один – учитель должен быть современным. Современность - это и умение быть в курсе последних разработок в образовательной сфере. Современность - это стремление и желание учителя использовать новые технологии и активно внедрять их в свою систему обучения. Современность - это и прогрессивные взгляды на глобальные проблемы общества и социальной жизни, так как учитель работает не только над развитием конкретных умений и навыков ученика, но также и над их адаптацией в нашем сложном неоднозначном мире.
Древнеримский философ Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Да, учитель должен сегодня не только учить, но и учить учиться, в том числе и у своих учеников. Я счастлива, потому что у меня есть интересная профессия. Я счастлив, потому что у меня есть возможность вновь и вновь вместе с ними познавать интересный мир моего любимого предмета - математики. Кто-то из моих учеников станет юристом, кто-то инженером, кто-то будет хорошим отцом или матерью, кто-то станет просто хорошим, добрым человеком, а кто-то учителем – настоящим современным учителем, у которого, как и у меня, будет стремление к самообразованию, всестороннему и гармоническому развитию на протяжении всей своей жизни.
Учитель математики Журавлинской школы
Устинова Анжела Николаевна