«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного
процесса на первой ступени школьного образования в соответствии с
требованиями ФГОС НОО.
Задачи:
дать представление о том, что такое ФГОС;
в ходе практической работы в группах проиллюстрировать родителям
преимущества деятельностного подхода в обучении;
познакомить родителей с формами организации внеурочной
деятельности обучающихся и её содержанием;
показать родителям важную сущность ученического портфолио, как
средства оценивания учащихся.
Оборудование:
чистые листы – по количеству участников собрания;
листы цветного картона (позитивных цветов) – по количеству групп;
наборы карточек со словами, определяющими качества личности ребёнка –
по количеству групп;
клей-карандаш – по количеству групп;
мини-презентация для организации самоконтроля и самооценки деятельности
по итогам работы групп.
Форма организации – групповая работа (работают 4-5 групп)
В собрании принимают участие представители администрации ОУ.
Ход собрания
1. Приветственное слово учителя.
- Здравствуйте! Я очень надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание, потому что нас единая цель – вырастить наших детей добрыми, порядочными и самодостаточными людьми.
Сегодняшнее родительское собрание посвящено очень важной теме.
Давайте настроимся на плодотворную работу, надеемся, что это первое родительское собрание будет для вас полезно и интересно.
2. Введение в тему собрания.
- Знакома ли вам эта аббревиатура? Давайте попробуем её вместе
расшифровать.
(выслушиваются варианты, предположения, сравниваем с правильным ответом на слайде).
С 2011 года начался переход начальной школы на образовательные
стандарты второго поколения.
По каким причинам и для чего был принят Стандарт?
Современные дети значительно отличаются от детей 5-10 лет назад. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей. Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказывают существенное влияние на формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе — несомненное преимущество современных детей. Но информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребёнка, его личностному развитию.
Система образования должна в полной мере использовать новые возможности —информационный потенциал Интернета, различные дистанционные
формы обучения и др.
2. Современные дети относительно мало читают. Телевидение и видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения. Они не могут произвести смысловой анализ текстов различных жанров, неспособны сформировать внутренний план действий. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена, к сожалению, выдвигать требование научить ребёнка
читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых — родителей и педагогов — на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т. е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности.
3. Начальная школа должна учитывать, что для школьника этого возраста
весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком
быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере
создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе.
Вымывание ведущей деятельности ребёнка(игровой) происходит уже на дошкольном этапе развития, что отрицательно влияет на формирование психологических механизмов, обеспечивающих готовность к школьному обучению. Результат этого — трудности в обучении.
4. Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками. День младшего школьника расписан по минутам. Дворы и дворовые коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию навыков общения, эмоциональной отзывчивости, толерантности
(терпимости) и др.
5. Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего
XX в., не участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организаций и, соответственно, лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества.
3.Как Вы думаете, что такое образовательный стандарт?
- Действительно, в предыдущей версии определение стандарта было
таким: «Стандарт – это требования к уровню подготовки выпускника». В нём фиксировали некий набор знаний и умений, которые выпускник должен был показать на выходе. Главное отличие новых стандартов в том, что на основе их освоения планируется выйти на новый уровень результатов школьников.
По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
Новые федеральные образовательные стандарты также предполагают, что
ученик начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также... периодической литературы, публикаций, радио и телепередач. При этом дети с 7 лет должны понимать, что эти источники информации могут нанести вред
его морально-психологическому состоянию.
В стандарты включены такие требования, как умение организовывать свою
учебную деятельность, ставить перед собой цели и задачи, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание, анализировать и оценивать свою деятельность.
Еще одна особенность нового стандарта в том, что он вводится как
общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты
образования был ребенок, то теперь их число расширено. С момента
поступления ребенка в школу должен заключаться трехсторонний договор
между родителями, директором учреждения и руководителем
муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой
стороны. Так, например, родители обязаны обеспечить посещение ребенком
уроков, выполнение домашнего задания, сообщать о причинах отсутствия
ребенка на занятиях, посещать родительские собрания. У школы больше
обязанностей, и главная - предоставить ученикам бесплатное качественное
образование. Муниципалитет берет на себя содержание школы, а также
содействует родителям и учащимся в получении образования в
необходимой форме.
ФГОС второго поколения нацеливает на смену образовательной цели:
вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе
освоения способов деятельности. Главное – не знания, а умение их
добывать и ими пользоваться.
В связи с этим на уроках предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественнонаучными текстами, с рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов,
ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения».
4. Создание проблемной ситуации и организация групповой работы
- Давайте попробуем сейчас определить ряд вопросов, которые появились у
вас, когда вы узнали о том, что ребёнок будет учиться в соответствии с
новыми стандартами.
( вопросы родителей: что изменится в связи с переходом на новый
стандарт? каким станет ребёнок к концу обучения? не отразится ли это на
его здоровье, не будет ли перегрузок? сохранится ли то лучшее, что было в
прежнем образовании? и т.д.)
- Как видим, всех волнует вопрос, какими станут наши дети по окончанию
школы. Давайте попробуем высказать свои пожелания и составим портрет
выпускника начальной школы, который вы хотели бы видеть по окончанию
им 4 класса. Перед вами на столе лежат листки бумаги, сформулируйте,
пожалуйста, свои пожелания, составьте портрет выпускника, каким он
должен быть по вашему мнению.
Каждая группа получает слова-качества:
УМНЫЙ
ДОБРЫЙ
ПОСЛУШНЫЙ
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
ТРУДОЛЮБИВЫЙ
СТАРАТЕЛЬНЫЙ
АКТИВНЫЙ
ЗДОРОВЫЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ
ГОТОВЫЙ К СОТРУДНИЧЕСТВУ
УВАЖАЕТ ВЗРОСЛЫХ
ВЕЖЛИВЫЙ
ВОСПИТАННЫЙ
ПАТРИОТ
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ
ОТВЕТСТВЕННЫЙ и др.
- Посмотрите, как трудно начать выполнять задание, хотя каждый из вас
много раз задумывался о том, каким хотел бы видеть своего ребёнка по
окончанию школы. Но, как только потребовалось самостоятельно сформулировать эти мысли, возникли трудности. Что вас смутило? Что вызвало напряжение?
(ответы родителей: непонятно, что надо писать, страшно оказаться
некомпетентным, ошибиться и т.д.)
- Действительно, каждый из вас почувствовал себя как минимум
некомфортно. А вместе с тем в такую ситуацию вы часто попадали, когда
учились в школе, и никому из нас не хотелось бы, чтобы подобные эмоции
испытывал ребёнок на уроках. Согласны?
Теперь давайте попробуем выполнить то же самое задание, но немного
по-другому, работая в группе.
У вас на столах лежат карточки со словами, определяющими отдельные
качества личности и листы цветного картона. Вам нужно выбрать те
качества, которыми по-вашему должен обладать выпускник начальной
школы, кроме того, расположить эти карточки нужно будет в порядке
возрастания значимости тех или иных качеств. Обсудите в группах выбор, а когда придёте к общему решению, наклейте карточки на картон сверху вниз.
Количество карточек дано с избытком, не обязательно использовать все,
определите приоритеты. На выполнение задания даётся 7 минут. Есть ли
вопросы?
(родители выполняют задание в группах)
-Время закончилось. Попрошу вас сдать свои работы.
(планшеты с ответами вывешиваются на доске, проводится анализ: какие
качества личности поставлены на первое место, почему, заслушиваются
суждения родителей, их точка зрения)
5. Соотнесение результатов работы групп с образцом
- Молодцы. Мы хорошо поработали. Но, откроем секрет. Портрет
выпускника начальной школы описан в новом стандарте. Чтобы его
составить, работала большая группа ученых, изучались статистические
данные, потребности и запросы. Ведь стандарт – это социальная норма,
реализующая общественный договор между обществом, государством и
семьёй. Хотите проверить, насколько правильно вы справились с заданием?
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника
начальной школы:
1. любящий свой народ, свой край и свою Родину;
2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
3. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
4. владеющий основами умения учиться, способный к организации
собственной деятельности;
5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и обществом;
6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
7. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и
окружающих образа жизни.
( выясняем, что ваши предположения во многом совпадают)
6. Введение понятия «системно-деятельностный подход»
- То, что сейчас было продемонстрировано и вам довелось прожить, работая в группе, называется системно-деятельностный подход, он лежит в основенового стандарта :
Кроме того, такой подход в обучении снимает эмоциональное и умственное
напряжение детей в ходе обучения, обеспечивает осознание собственной
успешности и приносит удовлетворение от выполненной работы.
7. Знакомство с формами организации внеурочной деятельности
обучающихся и её содержанием.
Добиться требуемых образовательных результатов и удовлетворения от
учёбы только на уроке нельзя. Поэтому очень важно, чтобы ребенок посещал специальные занятия после уроков (внеурочную деятельность).
Набор уроков в новых федеральных образовательных стандартах ничем не
отличается от привычной программы начальных классов — математика,
русский язык, ИКТ (информатика), литературное чтение, иностранный
(немецкий), окружающий мир, музыка, изобразительное искусство,
технология и физическая культура. Во второй половине дня будет
организована внеурочная деятельность по разнообразным направлениям
развития личности.
Для обучающихся первых классов в нашей школе развиваются следующие
направления внеурочной деятельности:
1. спортивно-оздоровительное,
2. художественно-эстетическое,
3. научно-познавательное,
4. здоровьесберегающее,
5. проектная деятельность
8.Отметим, что ФГОСы включают в себя и такие новинки, как «портфолио», т. е «портфель достижений»
9. Подведение итогов собрания: обратная связь.
Родителям предлагается ответить на вопросы (можно в форме анкеты):
Содержалась ли в материалах собрания новая для вас информация?
Была ли информация, предложенная на собрании полезна,
актуальна, интересна?
Возникают ли у вас сомнения и опасения в отношении планируемой
деятельности школы в связи с введением нового стандарта? Какие?
(данные нужны для планирования дальнейшей просветительской работы с
родителями)