МУЗЫКА 7 класс урок № 1 дата:
Тема урока: «Фольклорный жанр колыбельной»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: создание условий для осмысления значения колыбельной песни.
Задачи урока: 1.Настроить детей на эмоциональное восприятие колыбельных песен.
2.Создать условия для коллективной творческой импровизации.
3.Развивать умение наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.
4.Воспитывать эмоциональную выразительность в игре, пении, пластике.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
Регулятивные УУД: умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение видеть ошибку; умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД: умение эмоционально исполнять музыкальные произведения; музицировать; высказываться о музыке. Воспринимать на слух музыкальное произведение. Давать образную характеристику прослушанного произведения.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.
Методы обучения: словесные, наглядные, практический, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, ИКТ.
Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: колыбельные песни, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель (поёт): Здравствуйте, ученики!
Обучающиеся отвечают пением в ответ: «Здравствуйте, учитель!»
II. Мотивация. Актуализация. Целеполагание
1.Обучающиеся слушают колыбельную песню
- Что вы сейчас прослушали?
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Чем мы будем заниматься?
- Как цели поставим перед собой?
III. Первичное усвоение новых знаний.
1.Беседа.
- Что вам помогло определить, что это колыбельная песня? (Пелась нежно, тихо, ласково, слова лю-ли лю-ли)
– Кто обычно исполняет колыбельные? Когда и зачем? Как их поют?
– Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня.
Тема нашего урока: «Фольклорный жанр колыбельной» - обучающиеся записывают в тетрадь.
2. Культура русского народа богата традициями, которые передаются из поколения в поколение. Именно поэтому сохранились древние традиции и обычаи. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Давайте вспомним, что же такое «Фольклор».
Фольклор – это совокупность текстов различных жанров: сказка, былина, заговор, плач и причитания, обрядовые и необрядовые песни, исторические песни, городской романс, частушки, анекдоты.
Фольклор – это все то, что создано народом. При этом народ является коллективным творцом фольклорных произведений. Это значит, что у фольклорных произведений нет конкретного автора. Они создавались и оформлялись в течение долгого времени коллективно. В результате вырабатывалась фольклорная традиция. – обучающиеся записывают в тетрадь.
Колыбельная песня — песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии. – обучающиеся записывают в тетрадь.
Один из древнейших жанров фольклора. В традиционной народной культуре колыбельная песня могла выполнять магическую охранную функцию (например, изображали смерть ребёнка, чтобы защитить его от реальной смерти). В основном колыбельную поёт мать своему ребёнку. У всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.
Физкультминутка.
IV. Обобщение и закрепление полученных знаний на уроке.
- С какими музыкальным произведением мы познакомились?
Давайте еще раз прослушаем колыбельную песню – обучающиеся слушают колыбельную.
На доске есть музыкальный цветочек с которым мы с вами будем встречаться каждый урок. Обратите внимание в центре – «интонация», с какой интонацией исполнялась эта колыбельная?(Интонация – это выражение чувств и настроений в музыке посредством музыкальных звуков).
Каков темп? – медленный.
Дети, а ритм в колыбельной ровный или прерывистый?
А динамика данного произведения какая? Посмотрите на музыкальный цветок… пиано
- Достигли ли мы поставленной цели в начале урока?
V. Вокально—хоровая работа.
Распевание.
Разучивание песни «Гимн России»
VI. Рефлексия.
- О чем говорили на уроке? Что запомнилось? Что понравилось?
Оцените свою работу на уроке.
Ответьте на вопросы (записаны на доске)
Сегодня я узнал…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Колыбельная песня – гениальный сплав мелодии, ритма, плавного движения и слов – отражение оптимального физического, психического и умственного развития ребенка. Она была рассчитана на целостное, гармоничное восприятие слуховых, зрительных, вибрационных, тактильных раздражений, нанизанных на некий единый ритм.
Форма колыбельной песни добывалась многими поколениями матерей. Поскольку ребенок в младенческом возрасте еще не мог понять содержание песни, ее смыслового значения, главным становился ритм, звуковой образ песни, который создавался размеренным тактом, однообразной ритмикой; спокойной, усыпляющей мелодикой звучания колыбельной. Колыбельные песни были универсальным средством для всестороннего развития малыша.
Конечно, сегодня трудно представить себе, как пелись колыбельные песни в старину: мы не можем до конца прочувствовать старинную колыбельную песню, уловить тончайшие нюансы ее ритма, мелодии. В наши дни этот жанр (как и многие другие жемчужины народного творчества), во всем его многообразии и уникальности, к сожалению, уходит из повседневной жизни. А жаль! Ведь раньше колыбельным песням обучали еще с раннего детства: детей учили правильно «байкать», прививая им навыки материнского поведения.
Всего хорошего вам. До встречи на следующем уроке!
ДЗ: выучить «Гимн России»
3