«Формирование элементарных логико - математических представлений у детей дошкольного возраста» Математика – это наука и дисциплина, которая требует, прежде всего, точности. Научить ребенка понимать материальный мир очень важно. Поэтому на сегодняшний день просто необходимо создавать такие условия, чтобы дети – дошкольники знакомились с математическими основами на их умственном уровне и научились понимать элементарные математические операции.
«Логико-математическое развитие детей 5-6 лет».
Важнейшими дидактическими пособиями логико-математического развития дошкольников являются:
Логические блоки Дьенеша и комплект логических геометрических фигур, изготовленных по типу блоков;
Цветные счетные палочки Кюизенера и их плоский аналог – разноцветные полоски;
Наглядно-дидактические пособия для игр с блоками и палочками.
Цель: становление у детей субъектных проявлений: творческой активности, познавательной и коммуникативной инициативы, целеполагания, волевых усилий, самостоятельности, ответственности.
Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.
Задачи:
Способствовать освоению следующих умений и навыков:
Сравнивать и группировать объекты по 2-3 признакам;
Самостоятельно выбирать основание классификации;
Ориентироваться на наличие и отсутствие свойства при решении задачи;
Самостоятельно пользоваться знаками-символами наличия свойств и их отсутствия;
Разбивать множество блоков по одному свойству на 2 класса и называть общее свойство каждого из них;
Разбивать множества по двум совместимым свойствам на 4 класса и называть общие свойства каждого из них;
Составлять коврики из разноцветных полосок и цветных палочек с целью освоения состава чисел;
Увеличивать и уменьшать числа на 1-2 в практической деятельности.
Прогнозируемый результат: ребенок осваивает: умения пользоваться эталонами, условными мерками, моделями; представления о количественных, временных, пространственных отношениях; отражение в речи связей, зависимостей, классификации, упорядочивания, измерения условными мерками, деление целого на части.
Актуальность: детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического математического исследования, является по своей сути логико-математической. С позиций идей педагогики развития организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности. Кроме этого, логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи.
Схема работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический;
2 этап – составление плана работы;
3 этап – практический.
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Логико-математическое развитие детей 5-6 лет»;
- изучение опыта коллег по теме «Логико-математическое развитие детей 5-6 лет»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
- разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Логико-математическое развитие детей 5-6 лет».
3 этап (сентябрь – май)
Поквартальное распределение содержания логико-математического развития детей 5-6 лет. |
Игры, пособия: 1. Блоки Дьенеша. 2. Палочки Кюизенера. 3. Пособие «Веселые цветные числа». 4. Альбом «Давайте вместе поиграем». 5. Альбом «На золотом крыльце». 6. Альбом «Праздник в стране блоков». 7. Альбом «Спасатели приходят на помощь». 8. Альбом «Посудная лавка». 9. Материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша. 10. Схематические изображения деревьев, домиков для классификации. 11. Знаки-символы цвета, формы, размера, толщины. |
Первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь). |
Совместная со взрослым - Анализируем свойства объектов и выявляем их наличие или отсутствие; пользуемся знаками-символами. - Анализируем, сравниваем по двум признакам, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам. - Ориентируемся на знаки-символы свойств и их отрицания; расшифровываем (декодируем) свойства. - «Читаем» схемы, следуем правилам. - Изменяем свойства, играем в игры «Логический поезд». - Строим лесенку из разноцветных полосок, считаем квадратики в каждой полоске. Называем, сколько их в каждой полоске, обозначаем их количество цифрой. - Строим лесенку из палочек, «шагаем» по ней, называем числа по порядку, обозначаем номера ступенек цифрами. Самостоятельная - Воссоздаем, преобразуем, составляем по собственному замыслу различные виды транспорта, организуем автопарк. - Придумываем и составляем картинки из блоков и палочек, сочиняем по ним истории, загадки, рассказы. |
Второй квартал (декабрь, январь, февраль). |
Совместная со взрослым - Анализируем свойства объектов, выявляем их наличие и отсутствие; составляем разные комбинации из двух свойств. - Анализируем, сравниваем по двум-трем признакам, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам. - Ориентируемся на знаки-символы свойств и их отрицания, расшифровываем (декодируем) свойства. - Зашифровываем (кодируем) и расшифровываем (декодируем) свойства; пользуемся отрицанием и характеризуем блоки. - «Читаем» схемы, следуем правилам. - Разбиваем и группируем блоки по двум признакам: заселяем двухэтажный дом, указываем общее свойство группы. - Находим закономерности. - Строим лесенку из полосок, палочек, «шагаем» по ней вверх и вниз, называем числа по порядку. - Находим в «сломанной» числовой лесенке пропущенные числа, восстанавливаем лесенку. Самостоятельная - Воссоздаем, преобразуем, составляем по собственному замыслу различные виды транспорта, организуем автопарк. - Сами «читаем» знаки-символы. - Строим числовые лесенки; составляем силуэты, картины по мотивам сказок, мультфильмов. |
Третий квартал (март, апрель, май). |
Совместная со взрослым - Продолжаем комбинировать два-три разных свойства и пользоваться знаками-символами. - Анализируем, сравниваем, находим одинаковые и разные блоки по двум-трем свойствам. - Ориентируемся на знаки-символы свойств и их отрицания, расшифровываем (декодируем) свойства. - Разбиваем и группируем блоки по двум и трем признакам: ищем место каждому блоку. - Разбиваем блоки по двум совместимым свойствам на 4 группы. Самостоятельная: - Сочиняем загадки, рассказы, истории. - Создаем артиллерийский музей. - Строим числовые лесенки, составляем силуэты, картины по мотивам сказок, мультфильмов. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Работа с родителями:
Семинар-практикум «Занимательные математические игры».
Консультация для родителей «Развитие логического мышления детей 5-6 лет через логико-математические игры».
Изучение литературы по теме:
Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».
Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников».