СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование элементарных логико - математических представлений у детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика – это наука и дисциплина, которая требует, прежде всего, точности.

Научить ребенка понимать материальный мир очень важно.

Поэтому на сегодняшний день просто необходимо создавать такие условия, чтобы дети – дошкольники знакомились с математическими основами на их умственном уровне и научились понимать элементарные математические операции.

 «Логико-математическое развитие детей 5-6 лет».

Просмотр содержимого документа
««Формирование элементарных логико - математических представлений у детей дошкольного возраста»»

«Формирование элементарных логико - математических представлений у детей дошкольного возраста» Математика – это наука и дисциплина, которая требует, прежде всего, точности. Научить ребенка понимать материальный мир очень важно. Поэтому на сегодняшний день просто необходимо создавать такие условия, чтобы дети – дошкольники знакомились с математическими основами на их умственном уровне и научились понимать элементарные математические операции.

«Логико-математическое развитие детей 5-6 лет».

Важнейшими дидактическими пособиями логико-математического развития дошкольников являются:

  • Логические блоки Дьенеша и комплект логических геометрических фигур, изготовленных по типу блоков;

  • Цветные счетные палочки Кюизенера и их плоский аналог – разноцветные полоски;

  • Наглядно-дидактические пособия для игр с блоками и палочками.

Цель: становление у детей субъектных проявлений: творческой активности, познавательной и коммуникативной инициативы, целеполагания, волевых усилий, самостоятельности, ответственности.

Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.

Задачи:

Способствовать освоению следующих умений и навыков:

  1. Сравнивать и группировать объекты по 2-3 признакам;

  2. Самостоятельно выбирать основание классификации;

  3. Ориентироваться на наличие и отсутствие свойства при решении задачи;

  4. Самостоятельно пользоваться знаками-символами наличия свойств и их отсутствия;

  5. Разбивать множество блоков по одному свойству на 2 класса и называть общее свойство каждого из них;

  6. Разбивать множества по двум совместимым свойствам на 4 класса и называть общие свойства каждого из них;

  7. Составлять коврики из разноцветных полосок и цветных палочек с целью освоения состава чисел;

  8. Увеличивать и уменьшать числа на 1-2 в практической деятельности.

Прогнозируемый результат: ребенок осваивает: умения пользоваться эталонами, условными мерками, моделями; представления о количественных, временных, пространственных отношениях; отражение в речи связей, зависимостей, классификации, упорядочивания, измерения условными мерками, деление целого на части.

Актуальность: детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического математического исследования, является по своей сути логико-математической. С позиций идей педагогики развития организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности. Кроме этого, логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи.

Схема работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический;

2 этап – составление плана работы;

3 этап – практический.

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Логико-математическое развитие детей 5-6 лет»;

- изучение опыта коллег по теме «Логико-математическое развитие детей 5-6 лет»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.


2 этап (сентябрь)

- разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Логико-математическое развитие детей 5-6 лет».


3 этап (сентябрь – май)

Поквартальное распределение содержания логико-математического развития детей 5-6 лет.

Игры, пособия:

1. Блоки Дьенеша.

2. Палочки Кюизенера.

3. Пособие «Веселые цветные числа».

4. Альбом «Давайте вместе поиграем».

5. Альбом «На золотом крыльце».

6. Альбом «Праздник в стране блоков».

7. Альбом «Спасатели приходят на помощь».

8. Альбом «Посудная лавка».

9. Материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша.

10. Схематические изображения деревьев, домиков для классификации.

11. Знаки-символы цвета, формы, размера, толщины.

Первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Совместная со взрослым

- Анализируем свойства объектов и выявляем их наличие или отсутствие; пользуемся знаками-символами.

- Анализируем, сравниваем по двум признакам, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам.

- Ориентируемся на знаки-символы свойств и их отрицания; расшифровываем (декодируем) свойства.

- «Читаем» схемы, следуем правилам.

- Изменяем свойства, играем в игры «Логический поезд».

- Строим лесенку из разноцветных полосок, считаем квадратики в каждой полоске. Называем, сколько их в каждой полоске, обозначаем их количество цифрой.

- Строим лесенку из палочек, «шагаем» по ней, называем числа по порядку, обозначаем номера ступенек цифрами.

Самостоятельная

- Воссоздаем, преобразуем, составляем по собственному замыслу различные виды транспорта, организуем автопарк.

- Придумываем и составляем картинки из блоков и палочек, сочиняем по ним истории, загадки, рассказы.

Второй квартал (декабрь, январь, февраль).

Совместная со взрослым

- Анализируем свойства объектов, выявляем их наличие и отсутствие; составляем разные комбинации из двух свойств.

- Анализируем, сравниваем по двум-трем признакам, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам.

- Ориентируемся на знаки-символы свойств и их отрицания, расшифровываем (декодируем) свойства.

- Зашифровываем (кодируем) и расшифровываем (декодируем) свойства; пользуемся отрицанием и характеризуем блоки.

- «Читаем» схемы, следуем правилам.

- Разбиваем и группируем блоки по двум признакам: заселяем двухэтажный дом, указываем общее свойство группы.

- Находим закономерности.

- Строим лесенку из полосок, палочек, «шагаем» по ней вверх и вниз, называем числа по порядку.

- Находим в «сломанной» числовой лесенке пропущенные числа, восстанавливаем лесенку.

Самостоятельная

- Воссоздаем, преобразуем, составляем по собственному замыслу различные виды транспорта, организуем автопарк.

- Сами «читаем» знаки-символы.

- Строим числовые лесенки; составляем силуэты, картины по мотивам сказок, мультфильмов.

Третий квартал (март, апрель, май).

Совместная со взрослым

- Продолжаем комбинировать два-три разных свойства и пользоваться знаками-символами.

- Анализируем, сравниваем, находим одинаковые и разные блоки по двум-трем свойствам.

- Ориентируемся на знаки-символы свойств и их отрицания, расшифровываем (декодируем) свойства.

- Разбиваем и группируем блоки по двум и трем признакам: ищем место каждому блоку.

- Разбиваем блоки по двум совместимым свойствам на 4 группы.

Самостоятельная:

- Сочиняем загадки, рассказы, истории.

- Создаем артиллерийский музей.

- Строим числовые лесенки, составляем силуэты, картины по мотивам сказок, мультфильмов.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.



Работа с родителями:

  1. Семинар-практикум «Занимательные математические игры».

  2. Консультация для родителей «Развитие логического мышления детей 5-6 лет через логико-математические игры».

Изучение литературы по теме:

  1. Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».

  2. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».

  3. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников».