СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся,  как в различных предметных областях, так и во  внеурочной деятельности. Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД во внеурочной деятельности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 города Красноармейска

Саратовской области имени Героя Советского Союза Танцорова Г.В."











Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности















Выполнила: Алексеева Лариса Валерьевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории











г. Красноармейск 2016г

Формирование УУД во внеурочной деятельности

Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и во внеурочной деятельности.

Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий:

  • Кружок

  • Секция

  • Клуб

  • Факультатив

  • Конференция

  • Соревнование

  • Концерт

  • Спектакль

  • Экскурсия

  • Другие формы

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов, во внеурочной деятельности через кружковую, воспитательную работу.

Внеурочная деятельность помогает ребятам ощутить свою уникальность и востребованность. В начальной школе дети активно включаются в общие занятия. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов.

Уже с первого года обучения дети принимают активное участие в подготовке и проведении литературных викторин, спортивных игр, концертов, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад.

При подготовке и проведении таких мероприятий дети учатся слушать и слышать друг друга, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению другого человека, полно и точно выражать свои мысли, вырабатывать ораторские и актерские способности, у них развивается речь, обогащается словарный запас.

Развитию и формированию универсальных учебных действий у учащихся мне помогает работа «Театрального» кружка.


Краткая характеристика театрального кружка

Занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом.

Развитие коммуникативных навыков - умения ясно выражать свои мысли и чувства, умение понимать других людей. Развитие основных психических функций - внимания и памяти. Преодоление страха перед публичными выступлениями. Развитие воображения. Возможность для самовыражения.

Средствами предметов русского языка и литературы формируются умения: определять главную мысль и героев произведения, вести диалог в различных ситуациях, работать со словом, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, делать выводы, коллективно обсуждать прочитанное, читать по ролям, работать в группах, создавая инсценировки, сценарии, проекты. Дети учатся оценивать позиции героев, позиции автора художественного текста, овладевают средствами художественной выразительности. На занятиях театрального кружка мы развиваем эти умения и доводим до уровня творчества. Ребята получают возможность на практике применить то, чему научились на уроках, происходит формирование универсальных учебных действий, а именно способности и готовности к сотрудничеству, саморазвитию.

УУД способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности, в том числе и внеурочной деятельности. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.

Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность воспитания педагогического. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.

Занятия в театральном кружке помогают ребятам:

- проявить свой талант.

-спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё;

-сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор,

-воспитание творческой индивидуальности ребенка,

-развитие интереса к искусству театра и актерской деятельности,

-освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности;

-накопление определенного багажа образных действий, необходимого для первоначального выражения ребенком своего личностного отношения к музыке,

-пробуждение чувств сопереживания  воплощаемому образу,

На занятиях учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы.

  • полное внимание к однокласснику;

  • серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

  • терпимость, дружелюбие;

  • никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

На каждом из занятий театрального кружка формируются следующие универсальные учебные действия:

- познавательные – умение решать проблемы и задачи;

- определяем тему занятия, ставим цели, учимся работать по алгоритму, осуществляем контроль и самоконтроль – это формирование регулятивных УУД,

- умение работать в группе, в команде, умение договариваться, слышать и понимать партнера – это формирование коммуникативных УУД,

Особо мне бы хотелось остановиться на коммуникативных УУД. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» - является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Общение предполагает передачу информации. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития.

Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы.

Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика.

Выступая перед одноклассниками, получая положительную оценку со стороны одноклассников, ребята тоже самоутверждаются, получая уверенность в себе и своих силах, все это позволяет говорить о формировании личностных УУД.

Таким образом, УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить  взаимосвязанные   виды действий:

коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,

 познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

личностные – определяющие мотивационную ориентацию,

регулятивные –  обеспечивающие организацию собственной  деятельности.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через внеурочную деятельность. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе работы кружка нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочных занятий по формированию умения учиться.





4