Грамотность чтения
как ключевой аспект
формирования УУД
ПРОБЛЕМЫ
- Низкий уровень читательской квалификации российских школьников
- Россия на 27 месте среди 32 стран
- 73,5% нечитателей
Основные компоненты сформированного навыка чтения чтения
- Техника чтения
- Понимание текста (извлечение его смысла, содержания)
Полноценное чтение -
- процесс, включающий не только овладение техникой чтения,
- но и совокупность ЗУН , приобретаемых на уроках по всем предметам с целью извлечения смысла, содержания текста
Смысловое чтение
Работа с текстом:
поиск информации и понимание прочитанного
Работа с текстом:
преобразование и интерпретация
Работа с текстом:
оценка информации
Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов
Познавательные
УУД
Личностные
УУД
Регулятивные
УУД
Исследовательские
и проектные
Коммуникативные
УУД
Современные образовательные технологии :
- технология развития критического мышления через чтение и письмо
- технология проектной деятельности
- модульная технология
- кейс-технологии
Скажи мне – я забуду,
покажи мне – я запомню,
вовлеки меня – я пойму.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо :
Рефлексия
Осмысление
Вызов
- Ключевые слова
- Кластер
- Верные и неверные утверждения
- «Верите ли Вы…»
- Кластер
- Синквейн
- «Верите ли Вы…»
Основа работы с текстом– технология критического мышления
1.Стадия вызова :
2.Стадия осмысления:
- Ролевая игра
- Представь проблему по заголовку и предложи пути ее решения
- Мозговой штурм
- Кластер
- Чтение с остановками
- Чтение в кружок
- Чтение с пометами
- Прочти вслух и выскажись
- Сводная таблица
3.Стадия рефлексии:
- «Море вопросов» («дерево вопросов»)
- Соотношение вопроса и ответа
- Чтение с пометами (инсерт)
- Составление таблиц:
«Знаю, хочу узнать, узнал»
«Дом с колоннами»,
«Паучок», «Дерево»
Ключевые слова
Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.
№
Рису-нок
1
Определяемое понятие
2
3
Используемые ключевые понятия
Окружность
Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр.
4
Радиус
Хорда
Точки окружности, центр окружности, отрезок.
Отрезок, точки окружности.
Диаметр
Хорда окружности, центр окружности.
Прием «Чтение с пометками»
«V» - уже знал
« – » - думал иначе
«+» - новое для меня
«?» - не понял, есть вопрос
Прием «Кластер»
Суть приёма: представление информации в графическом оформлении
урока: актуализация
необходимых знаний
формирования первой
группы умений:
ориентация в содержании
текста и понимание его
целостного смысла,
нахождение информации и её систематизация
СИНТАКСИС
Словосочетание
Предложение
Сложное
Подчинение
Сочинение
Простое
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями
Сложносочиненное
Члены предложения
Согласование
Примыкание
управление
Сложноподчиненное
Главные
Второстепенные
Сложное бессоюзное
Двусоставное и
односоставное
Обособленные предложения
Сложные синтаксические конструкции
Портрет (сравнения)
Возвращение в деревню
Происхождение
Интерьер
Герасим и толпа
ГЕРАСИМ
Отношение к работе
Герасим и Муму
Герасим и Татьяна
Отношения с людьми
Фишбоун - «рыбья кость»
Верные и неверные утверждения
часть речи, которая
обозначает предмет.
НЕВЕРНО
ВЕРНО
существительное может быть
сказуемым;
ВЕРНО
НЕВЕРНО
изменяются
по числам и падежам.
НЕВЕРНО
ВЕРНО
Приём: «Верите ли Вы…»
- Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом
- Угол – это геометрическая фигура.
- Угол состоит из двух пресекающихся прямых
- Бывают углы остроумные и тупые
- Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
- Равные углы – это те, у которых равны стороны
- Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны.
- Бывает угол прямой
- Угол может быть тощим
«Составление телеграммы, инструкции, памятки»
Нахожусь на балу Сатаны.
Кругом одни грешники.
Ужасно болит колено.
Но я – королева!
Р А Ф Т
Р (оль) – от имени кого этот текст;
А (удитория) – кому адресован текст;
Ф (орма) – письмо, дневник, записка, беседа, эссе, частушка и т.д.
Т (ема) – о чём текст.
Р оль – Гаврила Андреевич, дворецкий.
А удитория – барыня.
Ф орма – служебная записка.
Т ема – о дворнике Герасиме
Довожу до Вашего сведения, что по Вашему приказанию привезли из деревни немого Герасима. Определили дворником, ибо мужик он крепкий, сильный, двенадцати вершков росту. Поселили на жильё в каморку, что под кухней.
С И Н К В Е Й Н
Это стихотворение из пяти строк, где
первая строка – тема стихотворения, выраженная существительным;
вторая – описание темы в двух словах (прилагательные),
третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы),
четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме,
пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.
С И Н К В Е Й Н
Ученики
Разные
Любимые
Шалят
Думают
Дерзают
Чего -то
Не хватает
Них
Без
Судьба
Два ключевых образа:
Тучка Утес
«Утёс»
Ночевала тучка золотая
На груди утеса -великана.
Утром в путь она умчалось рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
1841 год
легкая
светлая
Легкомыс-
ленная
тучка
Подви-
Беззабот-
жная
ная
Молодость, радость бытия
темный
Несчаст-
тяжелый
ный
утес
плачущий
Страдаю-
щий
Старость, одиночество
№
Рисунок
1
Определяемое понятие
2
Используемые ключевые понятия
Утес
Великан, грустный, старый
Тучка
Золотая, веселая.
«Составление телеграммы, инструкции, памятки»
Тучка убежала от Утеса.
Ей скучно со стариком.
Он опечален.
Верные и неверные утверждения
Ночевала тучка золотая
на плече утеса-великана
НЕВЕРНО
ВЕРНО
Утес символизирует старость
ВЕРНО
НЕВЕРНО
Тучка задумалась
ВЕРНО
НЕВЕРНО
С И Н К В Е Й Н
Это стихотворение из пяти строк, где
первая строка – тема стихотворения, выраженная существительным;
вторая – описание темы в двух словах (прилагательные),
третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы),
четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме,
пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.
С И Н К В Е Й Н
Тоска
Неудержимая
Вечная
Не отпускает
Мучает
Гнетет
И скучно
Руку подать
И некому
И грустно
Одиночество
Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит её находить.
Адольф Дистервег