СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательских навыков УУД

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены структуры ТРКМ, позволяющие эффективно формировать читательские навыки. также риведены примеры использования на разных предметах.

Просмотр содержимого документа
«педсовет»

Просмотр содержимого презентации
«Гаммотность чтения как ключевой аспект развития УУд»

Грамотность чтения как ключевой аспект формирования УУД

Грамотность чтения

как ключевой аспект

формирования УУД

ПРОБЛЕМЫ

ПРОБЛЕМЫ

  • Низкий уровень читательской квалификации российских школьников
  • Россия на 27 месте среди 32 стран
  • 73,5% нечитателей
Основные компоненты сформированного навыка чтения чтения

Основные компоненты сформированного навыка чтения чтения

  • Техника чтения
  • Понимание текста (извлечение его смысла, содержания)
Полноценное чтение -

Полноценное чтение -

  • процесс, включающий не только овладение техникой чтения,
  • но и совокупность ЗУН , приобретаемых на уроках по всем предметам с целью извлечения смысла, содержания текста
Смысловое чтение  Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Работа с текстом: преобразование и интерпретация Работа с текстом: оценка информации

Смысловое чтение

Работа с текстом:

поиск информации и понимание прочитанного

Работа с текстом:

преобразование и интерпретация

Работа с текстом:

оценка информации

Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД Исследовательские и проектные Коммуникативные УУД

Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов

Познавательные

УУД

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Исследовательские

и проектные

Коммуникативные

УУД

Современные образовательные технологии :

Современные образовательные технологии :

  • технология развития критического мышления через чтение и письмо
  • технология проектной деятельности
  • модульная технология
  • кейс-технологии
Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму.

Скажи мне – я забуду,

покажи мне – я запомню,

вовлеки меня – я пойму.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо  : Рефлексия Осмысление Вызов Ключевые слова Кластер Верные и неверные утверждения «Верите ли Вы…» ИНСЕРТ Кластер Синквейн «Верите ли Вы…»

Технология развития критического мышления через чтение и письмо :

Рефлексия

Осмысление

Вызов

  • Ключевые слова
  • Кластер
  • Верные и неверные утверждения
  • «Верите ли Вы…»
  • ИНСЕРТ
  • Кластер
  • Синквейн
  • «Верите ли Вы…»

Основа работы с текстом–  технология критического  мышления 1.Стадия вызова : 2.Стадия осмысления: Ролевая игра Представь проблему по заголовку и предложи пути ее решения Мозговой штурм Кластер Чтение с остановками Чтение в кружок Чтение с пометами Прочти вслух и выскажись Сводная таблица 3.Стадия рефлексии: «Море вопросов» («дерево вопросов») Соотношение вопроса и ответа Чтение с пометами (инсерт) Составление таблиц:  «Знаю, хочу узнать, узнал»  Карта рассказа  Логические схемы:  «Дом с колоннами»,  «Паучок», «Дерево»

Основа работы с текстом– технология критического мышления

1.Стадия вызова :

2.Стадия осмысления:

  • Ролевая игра
  • Представь проблему по заголовку и предложи пути ее решения
  • Мозговой штурм
  • Кластер
  • Чтение с остановками
  • Чтение в кружок
  • Чтение с пометами
  • Прочти вслух и выскажись
  • Сводная таблица

3.Стадия рефлексии:

  • «Море вопросов» («дерево вопросов»)
  • Соотношение вопроса и ответа
  • Чтение с пометами (инсерт)
  • Составление таблиц:

«Знаю, хочу узнать, узнал»

  • Карта рассказа
  • Логические схемы:

«Дом с колоннами»,

«Паучок», «Дерево»

  • Составление плана
  • Синквейн
Ключевые слова Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова. № Рису-нок 1 Определяемое понятие 2 3 Используемые ключевые понятия Окружность Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр. 4 Радиус Хорда Точки окружности, центр окружности, отрезок. Отрезок, точки окружности. Диаметр Хорда окружности, центр окружности.

Ключевые слова

Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.

Рису-нок

1

Определяемое понятие

2

3

Используемые ключевые понятия

Окружность

Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр.

4

Радиус

Хорда

Точки окружности, центр окружности, отрезок.

Отрезок, точки окружности.

Диаметр

Хорда окружности, центр окружности.

Прием «Чтение с пометками» «V» - уже знал « – » - думал иначе «+» - новое для меня «?» - не понял, есть вопрос

Прием «Чтение с пометками»

«V» - уже знал

« – » - думал иначе

«+» - новое для меня

«?» - не понял, есть вопрос

Прием «Кластер» Суть приёма: представление информации в графическом оформлении Используется на этапе урока: актуализация необходимых знаний Создает условия для формирования первой группы умений: ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации и её систематизация

Прием «Кластер»

Суть приёма: представление информации в графическом оформлении

  • Используется на этапе

урока: актуализация

необходимых знаний

  • Создает условия для

формирования первой

группы умений:

ориентация в содержании

текста и понимание его

целостного смысла,

нахождение информации и её систематизация

СИНТАКСИС Словосочетание Предложение Сложное Подчинение Сочинение Простое Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями Сложносочиненное Члены предложения  Согласование Примыкание управление Сложноподчиненное Главные Второстепенные Сложное бессоюзное Двусоставное и односоставное Обособленные предложения Сложные синтаксические конструкции

СИНТАКСИС

Словосочетание

Предложение

Сложное

Подчинение

Сочинение

Простое

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

Сложносочиненное

Члены предложения

Согласование

Примыкание

управление

Сложноподчиненное

Главные

Второстепенные

Сложное бессоюзное

Двусоставное и

односоставное

Обособленные предложения

Сложные синтаксические конструкции

Портрет (сравнения) Возвращение в деревню  Происхождение  Интерьер Герасим и толпа ГЕРАСИМ  Отношение к работе Герасим и Муму  Герасим и Татьяна Отношения с людьми

Портрет (сравнения)

Возвращение в деревню

Происхождение

Интерьер

Герасим и толпа

ГЕРАСИМ

Отношение к работе

Герасим и Муму

Герасим и Татьяна

Отношения с людьми

Фишбоун - «рыбья кость»

Фишбоун - «рыбья кость»

Верные и неверные утверждения Имя существительное – часть речи, которая  обозначает предмет. НЕВЕРНО ВЕРНО В предложении существительное может быть  сказуемым; ВЕРНО НЕВЕРНО Имена существительные изменяются  по числам и падежам. НЕВЕРНО ВЕРНО

Верные и неверные утверждения

  • Имя существительное –

часть речи, которая

обозначает предмет.

НЕВЕРНО

ВЕРНО

  • В предложении

существительное может быть

сказуемым;

ВЕРНО

НЕВЕРНО

  • Имена существительные

изменяются

по числам и падежам.

НЕВЕРНО

ВЕРНО

Приём: «Верите ли Вы…»

Приём: «Верите ли Вы…»

  • Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом
  • Угол – это геометрическая фигура.
  • Угол состоит из двух пресекающихся прямых
  • Бывают углы остроумные и тупые
  • Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
  • Равные углы – это те, у которых равны стороны
  • Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны.
  • Бывает угол прямой
  • Угол может быть тощим
«Составление телеграммы, инструкции, памятки»  Нахожусь на балу Сатаны.  Кругом одни грешники.  Ужасно болит колено.  Но я – королева!

«Составление телеграммы, инструкции, памятки»

Нахожусь на балу Сатаны.

Кругом одни грешники.

Ужасно болит колено.

Но я – королева!

Р А Ф Т  Р (оль) – от имени кого этот текст; А (удитория) – кому адресован текст; Ф (орма) – письмо, дневник, записка, беседа, эссе, частушка и т.д. Т (ема) – о чём текст. Р оль – Гаврила Андреевич, дворецкий. А удитория – барыня. Ф орма – служебная записка. Т ема – о дворнике Герасиме  Довожу до Вашего сведения, что по Вашему приказанию привезли из деревни немого Герасима. Определили дворником, ибо мужик он крепкий, сильный, двенадцати вершков росту. Поселили на жильё в каморку, что под кухней.

Р А Ф Т

Р (оль) – от имени кого этот текст;

А (удитория) – кому адресован текст;

Ф (орма) – письмо, дневник, записка, беседа, эссе, частушка и т.д.

Т (ема) – о чём текст.

Р оль – Гаврила Андреевич, дворецкий.

А удитория – барыня.

Ф орма – служебная записка.

Т ема – о дворнике Герасиме

Довожу до Вашего сведения, что по Вашему приказанию привезли из деревни немого Герасима. Определили дворником, ибо мужик он крепкий, сильный, двенадцати вершков росту. Поселили на жильё в каморку, что под кухней.

С И Н К В Е Й Н Это стихотворение из пяти строк, где первая строка – тема стихотворения, выраженная существительным; вторая – описание темы в двух словах (прилагательные), третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы), четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме, пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.

С И Н К В Е Й Н

Это стихотворение из пяти строк, где

первая строка – тема стихотворения, выраженная существительным;

вторая – описание темы в двух словах (прилагательные),

третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы),

четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме,

пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.

С И Н К В Е Й Н Ученики  Разные  Любимые  Шалят  Думают  Дерзают   Чего -то  Не хватает  Них  Без Судьба

С И Н К В Е Й Н

Ученики

Разные

Любимые

Шалят

Думают

Дерзают

Чего -то

Не хватает

Них

Без

Судьба

Два ключевых образа:  Тучка Утес

Два ключевых образа:

Тучка Утес

«Утёс»   Ночевала тучка золотая На груди утеса -великана. Утром в путь она умчалось рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. 1841 год

«Утёс»

Ночевала тучка золотая

На груди утеса -великана.

Утром в путь она умчалось рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

1841 год

легкая светлая Легкомыс- ленная тучка Подви- Беззабот- жная ная Молодость, радость бытия

легкая

светлая

Легкомыс-

ленная

тучка

Подви-

Беззабот-

жная

ная

Молодость, радость бытия

темный  Несчаст- тяжелый ный  утес плачущий  Страдаю- щий  Старость, одиночество

темный

Несчаст-

тяжелый

ный

утес

плачущий

Страдаю-

щий

Старость, одиночество

№ Рисунок 1 Определяемое понятие 2 Используемые ключевые понятия Утес Великан, грустный, старый Тучка Золотая, веселая.

Рисунок

1

Определяемое понятие

2

Используемые ключевые понятия

Утес

Великан, грустный, старый

Тучка

Золотая, веселая.

«Составление телеграммы, инструкции, памятки» Тучка убежала от Утеса. Ей скучно со стариком. Он опечален.

«Составление телеграммы, инструкции, памятки»

Тучка убежала от Утеса.

Ей скучно со стариком.

Он опечален.

Верные и неверные утверждения  Ночевала тучка золотая  на плече утеса-великана НЕВЕРНО ВЕРНО Утес символизирует старость ВЕРНО НЕВЕРНО  Тучка задумалась ВЕРНО НЕВЕРНО

Верные и неверные утверждения

Ночевала тучка золотая

на плече утеса-великана

НЕВЕРНО

ВЕРНО

Утес символизирует старость

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Тучка задумалась

ВЕРНО

НЕВЕРНО

С И Н К В Е Й Н Это стихотворение из пяти строк, где первая строка – тема стихотворения, выраженная существительным; вторая – описание темы в двух словах (прилагательные), третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы), четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме, пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.

С И Н К В Е Й Н

Это стихотворение из пяти строк, где

первая строка – тема стихотворения, выраженная существительным;

вторая – описание темы в двух словах (прилагательные),

третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы),

четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме,

пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.

С И Н К В Е Й Н Тоска Неудержимая Вечная Не отпускает  Мучает  Гнетет И скучно Руку подать И некому И грустно  Одиночество

С И Н К В Е Й Н

Тоска

Неудержимая

Вечная

Не отпускает

Мучает

Гнетет

И скучно

Руку подать

И некому

И грустно

Одиночество

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.  Адольф Дистервег

Плохой учитель преподносит истину,

хороший – учит её находить.

Адольф Дистервег