ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ.
ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА: «ДЕТСКИЙ САД – ДОМ ЗДОРОВЬЯ»
Выполнил
слушатель курсов
повышения квалификации
воспитателей ДОО,
Мещанинцева Н.В.
(МКДОУ «Заброденский детский сад №2»
г. Калач)
ВОРОНЕЖ 2014
Итоговое мероприятие
Тема: «Детский сад - Дом здоровья».
Пояснительная записка
Общеобразовательная деятельность во второй младшей гуппе осуществляется по программе, разработанной на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Планирование основывается на следующих положениях и принципах:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции;
творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности.
Организация режима пребывания детей
в образовательном учреждении.
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке.
Режим работы группы: с 7 – 00 до 19 – 00.
Списочный состав группы – 22 человека
Мальчиков – 14. Девочек – 8.
Социальный статус выглядит следующим образом:
Полная семья – 18.
Многодетная семья –1.
Неполная семья – 2.
Неблагополучная семья – 0.
Возрастные особенности детей 3-4 лет.
Младшая группа (от 3 до 4 лет) В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Приоритетная игровая деятельность.
Тема: «Детский сад –Дом здоровья».
Цель: Формировать у детей представление о здоровом образе жизни.
Задачи
1.Обучающая:
Расширять представление детей о здоровом образе жизни, закреплять представление о полезных продуктах, учить рассуждать, делать выводы.
2.Развивающая:
Развивать речь детей, учить отвечать полными ответами, развивать логическое мышление.
3.Воспитывающая:
Воспитывать желание заботится о своем здоровье.
Планируемые результаты образовательной деятельности:
Приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Закрепление представлений о полезных и вредных продуктах.
Формирование понимания важности здорового образа жизни.
Цель: формировать у детей представление о здоровом образе жизни.
Вос-ль- здравствуйте ребята! Посмотрите, что я вам сегодня принесла!
(Воспитатель показывает колокольчик)
Колокольчик зазвени,
Всех ребяток позови.
Как услышат – прибегут,
И со мной играть начнут.
Вос-ль- молодцы, ребята, услышали колокольчик!
Ребята к нам кто-то стучится (выглядывает за дверь).
-Здравствуй мишка. Почему ты так закутался.
Мишка - Апчхи, апчхи. У меня печальный вид, голова моя болит. Я чихаю, я охрип.
Вос-ль- да, мишка. Вид у тебя действительно печальный. А наши дети не болеют. Мы научим тебя не болеть. Расскажи, как начинается твой день.
Мишка - я долго сплю до полудня.
Вос-ль- расскажи нам по порядку, часто ль делаешь зарядку?
Спортом занимаешься, водою закаляешься?
Мишка- нет, зарядку я, ребята и не делал никогда,
закаляться страшно братцы,
ведь холодная вода.
Может способ есть какой?
Чтобы сильным, ловким стать,
от других не отставать?
Вос- ль- есть , есть!
сладкого поменьше есть,
утром долго не валяться,
физкультурой заниматься.
Бегать, прыгать и скакать,
душ холодный принимать.
Мишка- ой, ой, ой, мне не суметь!
Вос-ль- да не бойся мишка, ты ведь не трусишка.
Рядом с нами ты вставай,
и за нами повторяй.
Вос-ль- ребята давайте покажем мишке, как мы умываемся холодной водой.
(массаж лица «умываемся»)
- моем личико водой,
- умываемся с тобой- (поглаживание лица) .
- мылом моем личико- (растирание лица круговыми движениями)
- смоем все водичкою- (поглаживание лица)
- губки улыбнулись и к ушкам потянулись (улыбаются) .
Вос-ль- ну, что, мишка. Научили тебя ребята умываться.
Мишка- да, спасибо, научился.
Вос-ль- мишка, а зарядку ты любишь делать.
Мишка- нет.
Вос-ль- а наши ребята любят делать зарядку. Это полезно для здоровья.
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ.
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп.
Качаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем и бегаем кругом
Вос-ль- молодцы ребята. Мишка тебе понравилась зарядка? Ребята, а что еще нужно делать, чтобы быть здоровым?
Дети- заниматься спортом, есть витамины.
Вос-ль- а где же прячутся витамины?
Дети- в овощах и фруктах.
Вос-ль- правильно. Чтобы быть здоровыми надо есть больше фруктов и овощей. А что можно приготовить из овощей?
Дети- салат.
Вос-ль- давайте приготовим салат из капусты.
Пальчиковая гимнастика (салат)
- мы капусту рубим, рубим- (постукивание ребром ладони по другой ладони - мы морковку трем, трем- (растирание ладоней). - мы капусту солим, солим- (пальцы собраны в щепоть). – мы капусту мнем, мнем- (сжимание и разжимание ладоней)
Дети давайте подарим мишке корзину с овощами и фруктами. Угощайся мишка.
( Апплекация- наклеить заготовки из цветной бумаги овощей и фруктов на корзину).
Вос-ль – а еще чтобы не болеть, нужно гулять на свежем воздухе в любую погоду. Только надо правильно дышать: носом, не поднимая плечи при вдохе. Для того, чтобы научиться правильно дышать, нужно выполнять специальные упражнения. Давайте поиграем в игру с мыльными пузырями.
(вдыхать носом, выдыхать ртом) .
(Игра с мыльными пузырями.)
Вос-ль- ребята молодцы! У вас отлично получается. Мишка, ты запомнил, как нужно дышать, чтобы не заболеть.
Вос-ль – ребята, что еще нужно делать, чтобы не заболеть.
Дети- заниматься спортом.
Вос-ль- правильно. А что значит заниматься спортом.
Дети- играть в футбол, плавать, бегать, кататься на велосипеде.
Вос-ль- вот видишь, мишка, дети знают все о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым.
Мишка- да я все хорошо запомнил. Нужно умываться холодной водой, делать зарядку, есть овощи и фрукты, заниматься спортом, гулять в любую погоду.
Мишка- ребята, а у меня для вас тоже есть подарок- мед. Мед полезен и взрослым и детям. В нем много полезных веществ. Чай с медом помогает при простуде.
Вос-ль- спасибо Мишка наши детки очень любят мед. До свиданья , приходи еще к нам в гости.
Ребята Мишка пришел к нам в детский сад совсем больной, мы научили его что нужно делать, чтобы быть здоровым.
А вы где узнали о том, что надо делать зарядку, закаляться, заниматься спортом, правильно питаться?
Можно ли назвать наш детский сад – Домом здоровья?
Фрагмент рабочей программы
в соответствии с проектом ФГОС ДО и спецификой Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» во второй младшей группе.
Содержание образовательной деятельности в рамках реализации образовательных тем
Образовательная тема недели «Детский сад-Дом здоровья»
Дни недели | Приоритетные виды детской деятельности | Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых | Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности | Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность детей (виды деятельности и соответствующие формы работы) | Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами |
Поне-дельник | Познавательная (социализация) в интеграции с двигательной, игровая | «Утро радостных встреч» - игра-беседа «Путешествие в страну Здоровья». | Утренняя гимнастика. Пальчиковые игры. Закаливающая дыхательная гимнастика «Поиграем с носиком» Прогулка: Игры с бегом: «Самолеты»; игры с прыжками: «Зайцы и волк»; игры с бросанием и ловлей – «Брось – поймай», на ориентировку «Кто ушел?"» | - Д./ и.: "Одень куклу на прогулку"; «Витаминная семья» (о ягодах и фруктах). Чтение воспитателем сказки К.Чуковского «Айболит» | Куклы и одежда для них, сюжетные карточки о здоровом образе жизни. Альбом «Ягоды и фрукты». | Предложить родителям рассмотреть картотеку игр по формированию ЗОЖ. |
Вторник | Познавательно-исследовательская (ФЭМП), развитие речи, игровая | Чтение стихотворения Н.Семеновой «Спор овощей» Беседа на тему «Чем богат наш огород». Рассматривание и описание альбома «Овощи». П/и «Медведь и пчелы». С/р игра «Магазин». | Утренняя гимнастика. Пальчиковые игры. Закрепление знаний о полезной и здоровой еде. Отгадывание загадок на тему «Овощи и фрукты» Д/и «Назови овощ и покажи на какую он фигуру похож». Чтение потешки «Кисонька Мурысонька,где была…» П/и « У медведя во бору» | Д/и «Найди самый большой и самый маленький овощ» Д/ и «Съедобное – несъедобное» Артикуляционная гимнастика «Сказка про Язычок» (Картушина. «Быть здоровыми хотим» стр.256) | Карточки для дидактических игр с овощами. Хрестоматия для детей младшего возраста, музыкальное оформление. | Консультация на стенде «Полезные и вредные продукты» |
Среда | Познавательная в интеграции с изобразительной (лепка), двигательная, игровая | Комплексное занятие «Необыкновенное путешествие» + лепка «Самолет».Чтение стихотворения А.Барто «Самолет построим сами..» Физкультминутка «Солнышко» (Аверина И.Е. «Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ» стр.43) | Утренняя гимнастика. Пальчиковые игры. Беседа на тему «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.» П/и «Солнышко и дождик» П/и «Воробушки» П/и «Солнечные зайчики» (Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду» стр.55) | Чтение стихотворения С.Островского «Ты с красным солнцем дружишь» (Картушина. «Быть здоровыми хотим» стр.217) Заучивание потешки «Водичка-водичка…" | Рассматривание фотографий с примерами закаливания. Стихи А. Барто. Музыкальное оформление. Предметы для лепки. Карточка, с изображением самолета. | Подготовка вместе с родителями фотовыставки «Папа, мама, я- спортивная семья» |
Четверг | Двигательная в интеграции с познавательной, игровая | «Кто со спортом дружит - никогда не тужит». П/ и «Спорт – здоровье» (Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е «Физкульт –привет минуткам и паузам!» стр.28) Подвижная игра «Бегите к флажку» (Пензулаева Л.И. стр.38) Подвижная игра «Чей мяч дальше?» | Утренняя гимнастика. Пальчиковые игры . Беседа «Зачем делать зарядку? (С.Афонькин «Когда, зачем и почему?» стр.12) Физкультминутка «Физкульт – Ура» (Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е «Физкульт – привет минуткам и паузам!» стр.109 | Гимнастика для глаз «Смотрит вправо» (Картушина. «Быть здоровыми хотим» стр.81) Чтение стихотворения С.Еремеева «Медвежонок Федя» (Картушина. «Быть здоровыми хотим» стр.188) Выучить правила здоровья. (Картушина. «Быть здоровыми хотим» стр.369)
| Спортивный инвентарь, фотографии на которых показан здоровый образ жизни. | Подготовка вместе с родителями к итоговому занятию. |
Пятница | Познавательная на основе музыкальной деятельности в интеграции с двигательной, изобразительная (апплекация) | Игровая ситуация. «Мишка в гостях в детском саду.» Беседа о важности соблюдения режима, правильном питании, занятии спортом. | Утренняя гимнастика. Пальчиковые игры. Массаж лица «Моем личико водой». Дыхательная гимнастика «Дуем пузыри» | Привлекать внимание незаинтересованных детей, участием в играх и в беседах. | Музыкальная подборка Карточки для дидактических игр. Заготовки для апплекации. | Подготовка и демонстрация фотовыставки «Детский сад- Дом здоровья» |