СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации описываются такие вопросы как: что такое функциональная грамотность, периоды ее развития, нормативные документы регламентирующие функциональную грамотность в образовании, 6 направлений функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность»

Этапы ФГ 1-й этап (конец 1960-х – начало 1970-х гг.); 2-й этап (середина 1970-х – начало 1980-х гг.); 3-й этап (середина 1980-х – конец 1990-х гг.) ; 4-й этап (начало ХХI века).

Этапы ФГ

  • 1-й этап (конец 1960-х – начало 1970-х гг.);
  • 2-й этап (середина 1970-х – начало 1980-х гг.);
  • 3-й этап (середина 1980-х – конец 1990-х гг.) ;
  • 4-й этап (начало ХХI века).

273-ФЗ «Об образовании в РФ» Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 декабря 2016 г. № 1598 П ( открыть ) ст. 59 ст. 2 ст. 95 ст. 97 Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 ( открыть )   НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ОБРАЗОВАНИЕ Постановление № 662 от 05.08.2013 с изменениями от 25.05.2019 ( открыть )

273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Приказ Министерства

образования

и науки РФ от 15 декабря 2016 г.

1598 П ( открыть )

ст. 59

ст. 2

ст. 95

ст. 97

Указ Президента Российской Федерации

204 от 07.05.2018 ( открыть )

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ОБРАЗОВАНИЕ

Постановление № 662

от 05.08.2013

с изменениями от 25.05.2019 ( открыть )

Умение формулировать ситуацию на языке математики ; Умение применять математические понятия, факты, процедуры ; Способность интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты. Математическая грамотность • принимать задачу, представленную в форме, отличной от формы, типичной для российских учебников; • работать с информацией, представленной в различных формах: текстовой, табличной, графической, а также переходить от одной формы к другой; • привлекать информацию, которая не содержится непосредственно в условии задачи, особенно в тех случаях, когда для этого требуется использовать бытовые сведения, личный жизненный опыт; • отбирать информацию, необходимую для решения, в частности, если условие задачи содержит избыточную информацию; удерживать в процессе решения все условия, необходимые для решения проблемы; • владеть навыками самоконтроля за выполнением условий (ограничений) при нахождении решения и интерпретации полученного результата в рамках ситуации; • определять самостоятельно точность данных, требуемых для решения задачи/
  • Умение формулировать ситуацию на языке математики ;
  • Умение применять математические понятия, факты, процедуры ;
  • Способность интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты.

Математическая

грамотность

• принимать задачу, представленную в форме, отличной от формы, типичной для российских учебников;

• работать с информацией, представленной в различных формах: текстовой, табличной, графической, а также переходить от одной формы к другой;

• привлекать информацию, которая не содержится непосредственно в условии задачи, особенно в тех случаях, когда для этого требуется использовать бытовые сведения, личный жизненный опыт;

• отбирать информацию, необходимую для решения, в частности, если условие задачи содержит избыточную информацию; удерживать в процессе решения все условия, необходимые для решения проблемы;

• владеть навыками самоконтроля за выполнением условий (ограничений) при нахождении решения и интерпретации полученного результата в рамках ситуации; • определять самостоятельно точность данных, требуемых для решения задачи/

Общая ориентация в содержании; Умение находить информацию в тексте; Умение интерпретировать текст; Рефлексия на содержание; Рефлексия на форму. Читательская г рамотность  Понимание - описать - объяснить - привести примеры - интерпретировать Рефлексия - оценить - составить мнение - доказать - различить Применение - решить - использовать - иллюстрировать
  • Общая ориентация в содержании;
  • Умение находить информацию в тексте;
  • Умение интерпретировать текст;
  • Рефлексия на содержание;
  • Рефлексия на форму.

Читательская г рамотность

Понимание

- описать

- объяснить

- привести примеры

- интерпретировать

Рефлексия

- оценить

- составить мнение

- доказать

- различить

Применение

- решить

- использовать

- иллюстрировать

Естественнонаучная грамотность  Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: ➢ научно объяснять явления; ➢ понимать основные особенности естественнонаучного исследования; ➢ интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов. «Физические системы» – это преимущественно материал физики и химии, «Живые системы» – биология, «Науки о Земле и Вселенной» – география, геология, астрономия. Однако с точки зрения содержания задания по ЕНГ, используемые в PISA, часто имеют межпредметный характер.

Естественнонаучная грамотность

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

➢ научно объяснять явления;

➢ понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

➢ интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

«Физические системы» – это преимущественно материал физики и химии,

«Живые системы» – биология, «Науки о Земле и Вселенной» – география, геология, астрономия. Однако с точки зрения содержания задания по ЕНГ, используемые в PISA, часто имеют межпредметный характер.

Финансовая г рамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности. Комплекс заданий по направлению «финансовая грамотность» ориентирован на содействие решению мотивирующих и обучающих образовательных задач в области функциональной грамотности, в частности, на содействие развитию понимания учащимися ситуаций, требующих финансового решения, содействие освоению ими моделей разумного финансового поведения и умения применять их в ситуациях собственного выбора.

Финансовая г рамотность

понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

Комплекс заданий по направлению «финансовая грамотность» ориентирован на содействие решению мотивирующих и обучающих образовательных задач в области функциональной грамотности, в частности, на содействие развитию понимания учащимися ситуаций, требующих финансового решения, содействие освоению ими моделей разумного финансового поведения и умения применять их в ситуациях собственного выбора.

Г лобальные компетенции Учебные задачи связаны с освоением опыта взаимодействия между представителями разных поколений, носителями отличающихся типов культуры и осознанием отношения к общепринятым социальным нормам. Комплексное задание формирует готовность вступать во взаимодействие и достигать взаимопонимания с другими людьми, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре. Охрана природы, ответственное отношение к живой природе; Освоение приемов работы с актуальной социально значимой информацией; Учимся давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам.

Г лобальные компетенции

Учебные задачи связаны с освоением опыта взаимодействия между представителями разных поколений, носителями отличающихся типов культуры и осознанием отношения к общепринятым социальным нормам.

Комплексное задание формирует готовность вступать во взаимодействие и достигать взаимопонимания с другими людьми, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.

Охрана природы, ответственное отношение к живой природе;

Освоение приемов работы с актуальной социально значимой информацией;

Учимся давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам.

Креативное мышление  под креативным мышлением будем понимать способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения

Креативное мышление

под креативным мышлением будем понимать способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения

Международные сравнительные исследования функциональной грамотности  PISA (Programme for International Student Assessment) – оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознанияю.   PIRLS  (Progress in International Reading Literacy Study)– Международный проект

Международные сравнительные исследования функциональной грамотности

PISA (Programme for International Student Assessment) – оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознанияю. PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)– Международный проект "Исследование качества чтения и понимания текста" учащимися начальной школы (4 класс)   TIMSS – оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе (4, 8 и 11 классы)

Выделяют следующие основные признаки функциональной грамотности педагога: - готовность к непрерывному образованию , овладению современными информационными и образовательными технологиями; -способность к самостоятельному решению значительной части возникающих проблем в профессиональной сфере, к защите своих прав и ориентации в своих обязанностях; -готовность к жизни в современном мире , ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях для удовлетворения и развития своих духовных запросов; -ориентация в научном понимании мира ; обладание критическим и творческим мышлением; -способность к коммуникативной деятельности в различных средах, владение яркой, убедительной и грамотной речью.

Выделяют следующие основные признаки функциональной грамотности педагога:

- готовность к непрерывному образованию , овладению современными информационными и образовательными технологиями;

-способность к самостоятельному решению значительной части возникающих проблем в профессиональной сфере, к защите своих прав и ориентации в своих обязанностях;

-готовность к жизни в современном мире , ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях для удовлетворения и развития своих духовных запросов;

-ориентация в научном понимании мира ; обладание критическим и творческим мышлением;

-способность к коммуникативной деятельности в различных средах, владение яркой, убедительной и грамотной речью.

Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни. Сенека

Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни.

Сенека