Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые образовательные результаты |
предметные | УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные | Личностные |
Мотивация | Приветствие. Включение в деловой ритм. Проверка готовности обучающихся к уроку. Рефлексия настроения и эмоционального состояния 1. Вспомним загадку с нашей викторины «В географии чертеж на ковер большой похож. И на нем моя страна из конца в конец видна» Это и будет темой первой части нашего урока. 2. Какие виды изображения земной поверхности вы еще знаете? | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, на восприятие темы. Определяют готовность необходимого оборудования (карты атласа, линейка, циркуль- измеритель) определяют свою готовность к уроку Дают ответ на загадку. Географическая карта Записывают тему урока «Географическая карта» Предполагаемые ответы: глобус, карта, план, аэрокосмический снимок | Формирование географических знаний о карте, глобусе, необходимость знаний для решения практических задач | Познавательные УУД: подведение под понятие, вспоминают полученные знания Коммуникативные УУД (отвечают на поставленные вопросы), | Формирование норм и правил поведения в социуме. Формирование мотивации самоопределение |
Актуализация знаний | Мы знаем, что карта – это чертеж. Но изначально карта была похожа на рисунок. Но рисунок это не чертеж. Почему? Прочитать стр. 33, первый абзац. Какие правила соблюдаются? Давайте дадим более точное определение «Географическая карта – это …» Чтение сказки «История про карту в масштабе 1:1». Слайд Проблемный вопрос: найдите и сформулируйте проблему, поставленную королѐм для картографов | Работают с учебником, находят информацию, дают ответы. Чертеж выполняется с соблюдением определенных правил. Это система географических координат, масштаб и условные знаки Дают определение Географическая карта – это чертеж местности, выполненный в системе географических координат с помощью масштаба и условных знаков. Слушают сказку и определяют проблему. (Как изобразить большую территорию на листе бумаги). | | Познавательные УУД: логические действия анализа и синтеза, формулировка проблемы Познавательные УУД: логические действия анализа и синтеза, формулировка проблемы | Самоопределение Самоопределение |
Изучение новой темы - Введение понятия масштаба. | 1. Почему картографы не мог- ли выполнить задание короля? 2. Работа с учебником стр 33, Масштаб «Что нужно сделать картографам, чтобы поместить всѐ королевство на карту?» 3. Делает вывод: При изображении земной поверхности на карте мы уменьшаем расстояния между объектами, и помогает в этом масштаб. Это тема нашей второй части урока. «Географическая карта и ее масштаб» Найдите в учебнике на стр. 33 определение масштаба | 1. Территория большая, а формат карты маленький. 2. Читают и делают вывод «При вычерчивании карты расстояния уменьшаются. Но уменьшаются не на глазок, а в определенное количество раз» 3. Слушают вывод, Ищут определение, читают его вслух и записывают в тетрадь. | Умение формулировать определение масштаба | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Работать с различного рода информацией. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность. | Формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать, формируют умение способности к саморазвитию; пониманию значимости получаемых знаний |
Виды масштабов | Работа с учебником, стр. 34 и атласом «Физическая карта полушарий и физическая карта России» Определить какие есть виды масштаба и как подписывается масштаб После самостоятельной работы учитель объясняет разницу видов масштаба Предлагает заполнить схему в тетради | Работаю с учебником и атласом и находят информацию обо всех видах масштаба Слушают и воспринимают информацию, анализируют Заполняют схему в тетради | Находить информацию в учебнике, выделять виды масштаба | Коммуникативные УУД (умение использовать устную и письменную речь при ответах, умение слушать и слышать) Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью) Познавательные УУД (извлечение необходимой информации, ) | |
Перевод из одного масштаба в другой | Измерение расстояний с помощью линейного масштаба Перевод численного масштаба в именованный | Слушают и воспринимают информацию Выполняют задание Переводят из численного масштаба в именованный. Записывают в тетрадь решения | Умение выполнять учебные действие в соответствии с заданием | Коммуникативные УУД (умение использовать устную и письменную речь при ответах, умение слушать и слышать) Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью) Познавательные УУД (извлечение необходимой информации, ) | |
Практическая работа. Закрепление | Переведите численный масштаб в именованный. Работаем в паре. Решение записываем в тетрадь Сейчас выполним задание вместе. 1. В каком масштабе выполнен топографический план? 2. На каком расстоянии от железнодорожного моста находится село Ладогино? - измерить расстояние в см; - умножить полученные см на 100, т.к. в 1 см – 100м Работа в группах. Открыть в атласе топографическую карту: 1. Определить масштаб топографического плана? 2. Первые 1 парта определяет расстояние от мельницы до озера Глубокое 2 парта определяет расстояние от мельницы до колодца | Работают в паре. Решение записывают в тетрадь. Работают вместе с учителем 1. Численный масштаб: 1:10000 Именованный масштаб: В 1 см – 100 м. Расстояние – 12см 12*100=1200м или 1км 200м 1. Численный масштаб: 1:10000 Именованный масштаб: В 1 см – 100 м. Расстояние - 8,2см 8,2*100=820м Расстояние – 6,6см 6,6*100=660м | Умение выполнять учебные действие в соответствии с заданием Выполняют задание вместе с учителем Выполняют задание самостоятельно в группах, в соответствии с требованиями задания | Коммуникативные УУД (умение использовать устную и письменную речь при ответах, умение слушать и слышать) Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью) Познавательные УУД (извлечение необходимой информации, ) Коммуникативные УУД: умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее; умение подтверждать аргументы фактами; критическое отношения к своему мнению: понимать точку зрения другого; организовывать учебное взаимодействие в группе Познавательные УУД: умение использовать полученную информацию в учебной деятельности | Формирование ответственного отношения к учению |
Домашнее задание | Для всех –§5, «От теории к практике», № 1-3 По желанию – составить план своего дома, в масштабе | Записывают задание в дневник | | Познавательные УУД: настрой на структурирование знаний, поиск информации | Формирование ответственного отношения к учению |
Рефлексия | Организует самооценку и рефлексию Я узнал  Я научился Я понял | Слушают и оценивают свою деятельность на уроке | | Регулятивные УУД умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с задачами урока | Эмоционально-ценностное отношение к уроку, понимание причин успеха/ неуспеха на уроке |