- сформировать понятие географическая карта, показать многообразие карт по масштабу, содержанию и охвату территории;
- формирование навыков использования информационных технологий.
4. Тип урока: комбинированный
5. Методы обучения: технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве.
6. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.
7. Средства обучения: учебник, карты атласа, глобус.
8. Структура и ход урока.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1. Организационный момент. | Приветствие обучающихся. | Приветствие учителя. настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке | Формирование норм и правил поведения в социуме | | |
2. Проверка домашнего задания. | Задает вопросы 1.Какие виды изображения земной поверхности вы знаете ? 2. Вспомните, что такое: - глобус? - условные знаки? - план местности? - масштаб ? | Учащиеся отвечают (план местности, глобус, фотография, аэроснимок…) | Умение осознанно использовать знания, полученные ранее | Формирование географических знаний о глобусе, плане местности; необходимость знаний для решения практических задач | Развитие мотивации и интересов своей познавательной деятельности |
3. Проблемная ситуация и актуализация знаний | Ведет диалог Стихи - загадка: Страны без людей. Города без домов, Лес без деревьев. Море без воды. Что это такое? Посмотрите на различные изображения земной поверхности. О чем идет речь? Попробуйте ответить на вопрос: Что такое карта? | Ученики разглядывают разные изображения земной поверхности Осознают многообразие видов карт. Пробуют сформулировать понятие карты. | Формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать | Формируются первичные навыки использования территориального подхода как основы географического мышления. Формулируют свое определение карты. | Умение определять понятия, находить необходимую информацию, умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей |
4. Постановка цели и задач урока | Объявляет тему урока, раскрывает обучающие цели. Тема нашего урока: Географическая карта . Сегодня мы узнаем новое о карте. | Слушают учителя. Записывают тему урока. Записывают определение географической карты в тетрадь. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Формирование географических знаний о карте. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи |
5. Усвоение новых знаний и способов действий | Объясняет новый материал. Вовлекает детей в дискуссию. Значение географических карт Карта Эратосфена От глобуса к карте Картографические проекции Виды картографических проекций План и карта Предлагает ответить на вопросы таблицы Виды (классификация) карт: а) по содержанию б) по охвату территории в) по масштабу Контурные карты Условные знаки карт | Слушают учителя, участвуют в дискуссиях, работают в тетрадях Заполняют сравнительную таблицу, где отражаются способы изображения, достоинства, недостатки. В ходе сравнения приходят к выводу о разных способах изображения объектов на плане и карте. | Формирование ответственного отношения к учению | Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи |
6. Физкультминутка | Объясняю и показываю движения | Выполняют упражнения | Взаимодействуют с учителем | | |
7. Закрепление новых знаний и способов действий. | Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях Практическая работа. 1. По плану дать описание физической карты полушарий (1 вариант) и политической карты (2 вариант) (см. атлас) -
Проверяет правильность оформления работы | Выполняют работу в парах под руководством учителя. Самостоятельно составляют описание в тетради. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками с учителем в процессе образовательной деятельности | Овладение основами картографической грамотности | Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. |
8. Первичная проверка понимания | Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности | Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. Осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. | Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Формирование умений и навыков использования географических знаний | Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
9. Рефлексия. | Проводит рефлексию Подведение итогов. Выставление оценок за урок с комментариями. Спасибо всем за активную работу! | Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения; обмениваются мнениями | Понимание значимости знаний о географических картах для практической жизни людей; Осознание необходимости понимать и читать карту; Стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий | Умение выполнять учебные действия в соответствие с заданием; самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой | Умение правильно оценивать выполнение учебных задач, соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат своей деятельности |
10. Постановка домашнего задания | Формулирует домашнее задание, мотивирует выполнение домашнего задания. Изучить §19 | Записывают домашнее задание в дневниках. | Формирование ответственного отношения к учению | | |
г) Все вышеперечисленное.
г) Карта растительности Тамбовской области.
в) Эратосфен.