Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема: «Повторение изученного в 6 классе по теме «Глагол»
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
повторить и систематизировать знания учащихся по теме: «Глагол»;
повторить морфологические признаки глагола; некоторые орфограммы.
Метапредметные:
продолжить формирование умений определять цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и рефлексию;
развивать умения формулировать собственную точку зрения с учетом позиции других, выбирать стратегию общения, регулировать свое поведение;
формировать умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
Личностные:
поддерживать устойчивый познавательный интерес к предмету;
формировать осознание эстетической ценности русского языка;
обучение использованию для решения познавательных коммуникативных задач различных источников информации.
Тип урока: повторения и систематизации знаний.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Ресурсы урока: индивидуальные рабочие листы.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада приветствовать вас. Нам сегодня надо много успеть, будьте внимательны. Я думаю, что у вас все получится. Надеюсь, наша работа будет продуктивной.
- Сегодня на уроке мы будем пользоваться рабочими листами.
Мотивация.
- Я предлагаю вам разгадать загадку:
Он предметы оживляет,
Всех их в дело привлекает.
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго он за тем следит.
Он три времени имеет,
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтобы знали про… глагол
- Верно! Это Глагол! А как вы догадались? Вы молодцы!
Целеполагание.
Вопросы классу:
- Вы уже догадались, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? (О глаголе)
- Сформулируйте тему урока. (Глагол. Повторение.)
- Но разве вы уже не знакомы с «глаголом»? (Знакомы.) Значит, сегодня мы больше будем изучать или повторять? (Повторять.) Сформулируйте цель урока. (Повторить морфологические признаки глагола, некоторые орфограммы, вспомните всё, что мы знаем о глаголе; уметь находить глаголы и отличать их от других частей речи).
Откроем тетради и запишем число, классная работа и тему урока: «Глагол. Повторение».
- Алексей Николаевич Толстой – русский советский писатель - сказал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе». Эти слова станут эпиграфом нашего урока. СЛАЙД 1
Работа по теме урока.
Актуализация знаний.
- Работу по теме урока начнем с повторения теоретического материала.
Я предлагаю Вам устно продолжить высказывания: СЛАЙД 2
1. Глагол – это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы…
Посмотрите на следующий слайд. Найдите морфологические признаки, которые принадлежат глаголу.
2. Глаголы бывают … и … вида
3. Глаголы изменяются…(по временам, лицам и числам)
4. Глаголы бывают возвратными и невозвратными
5. Глаголы бывают переходными и непереходными
6. Глаголы бывают 1,2 спряжения и разноспрягаемые
7. У глаголов бывает 3 наклонения
8. В предложении глаголы чаще всего выступают в роли…(сказуемого)
Работа с рабочим листом - ПРИЕМ «ИНСЕРТ»
Перед вами рабочие листы, давайте прочитаем теоретическую часть и проверим, правильно ли мы дополнили предложения.
- Какие-нибудь новые сведения вы для себя отметили?
- Это задание подтвердило цель нашего урока: повторить изученное ранее.
Лингвистическая задача
- Я предлагаю эти знания применить для следующего задания - решить лингвистическую задачу. (Слова на доске)
- Запишите эти слова в тетрадь, раскройте скобки.
- По каким признакам сгруппированы следующие слова? (не с глаголами; виды глаголов; корни с черед. гласных; -тся (-ться), безударное окончание глаголов
СЛАЙД 3 и на доске
(не) подр..ста..т — подр..стёт
(не) разг..ра..т..ся — разг..рет..ся
- Что мы знаем о правописании не с глаголами?
- От чего зависит написание –тся –ться в глаголах?
- Как определить вид глагола? Что такое видовая пара?
- Молодцы, ребята, а сейчас мы проверим ваши знания на практике.
Работа в парах.
Задание: вставьте пропущенные орфограммы, объясните.
Пианист разыгрывается
Ночевать в гостинице
Дышится легко
Ему нездоровится
Мы греемся
Они борются
Они горевали
Клеят обои
Ветер стонет
Кузнечик стрекочет
- Выполните взаимопроверку по эталону, исправьте ошибки. Поставьте оценки за проверочную работу.
СЛАЙД 4
Работа с текстом.
- По подсчетам ученых, глагол занимает второе место по частоте употребления в речи, причем в текстах разных стилей глаголам отводится неодинаковая роль. Самое большое количество глаголов используется в художественном стиле. СЛАЙД 4.
Прочитайте предложения.
1)Красавец сугроб голубыми искрами св..ркал на солнце, но сейчас пот..мнел, пом...нял форму, покрылся стеклянной коркой, а корка трескалась и л.малась.
2)Капли падали, звонко уд..ряли о лёд и по всем улицам пели капели песню весны.
3)Пр..шла весна.
4)Толстые сосульки св..сали с крыш и плакали на солнце.
5)И вот уже п..тёк из-под него тоненький прозрачный ручеёк.
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
- Прочитайте предложения.
- Перед вами текст? (Нет) Почему? (Предложения не связаны по смыслу)
- Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Обратите внимание на слова с пропущенными буквами, вставьте их, обозначьте орфограммы. Работу выполняйте в парах в рабочем листе.
- Итак, у вас получился текст. Проверьте свою работу, опираясь оригинал. Слайд.
- Поднимите руки, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы! Кто допустил ошибки - не расстраивайтесь, будьте внимательны.
- Какие группы орфограмм вам встретились? (Правописание приставок и безударная гласная в корне слова)
- Прочитайте текст. (Читает один ученик). СЛАЙД 5.
- Определите тему и основную мысль текста. (Весна, красота природы).
- Определите тип и стиль текста. (Описание, художественный).
ВЫДАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
- Посмотрите на выделенные слова. Что их объединяет? (Это глаголы).
- По каким признакам вы это определили? (Обозначают действие и отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?).
- Запишите в тетради в столбик выделенные глаголы.
- Запишите рядом инфинитив. Какое окончание имеют глаголы Н.ф.? В чем их особенность?
- Какая орфограмма объединяет глаголы трескаться и ломаться? (тся в глаголе) Как вы написали эти слова? Почему?
- Какой морфемой является –ся- в этих глаголах? Выделите постфикс. На что указывает постфикс ся? Как называются глаголы с постфиксом ся?
ВЫЗВАТЬ К ДОСКЕ
- Найти инфинитив. К форме инфинитива подберите видовую пару.
сверкал сверкать сверкнуть
трескалась трескаться потрескаться
ломалась ломаться сломаться
потёк потечь течь
- Как образуются глаголы совершенного вида? С помощью каких морфем? Каким способом?
- Какой признак объединяет глаголы 1 столбика? (Стоят в форме Прошедшего времени)
- Какой морфемный признак указывает на прошедшее время глагола? (Суффикс л)
- Как изменяются глаголы прошедшего времени (По родам и числам)
- В каком еще времени могут стоять глаголы? (В настоящем и будущем)
- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (По лицам и числам)
- Какие из этих представленных глаголов являются возвратными/невозвратными. Как вы это определили?
- Какие из этих представленных глаголов являются переходными/непереходными. Как вы это определили?
-Есть ли в нашем тексте глаголы изъявительного наклонения/повелительного/условного?
Работа в группе.
1) Вставьте в текст рецепта подходящие по смыслу глаголы в форме повелительного наклонения. Запишите
Пирог с яблоками.
________ три яблока. ______ их и нарежьте дольками. _______ тесто для пирога. Для этого три яйца ______ венчиком, ______ стакан муки и всё ________. Яблоки смешайте с тестом и полученную массу ____________ в форму для выпекания. ___________ пирог в разогретой духовке до 180 градусов в течение 30 минут. Приятного аппетита!
Эти знания помогут Вам выполнить следующее задание. Мы многое уже повторили и теперь вы можете выполнить самостоятельную работу.
Выполните в тетради синтаксический разбор 4 предложения и морфологический разбор глагола. (Один человек работает у доски)
4)Толстые сосульки св..сали3 с крыш и плакали на солнце.
- Определите синтаксическую роль глагола. Каким членом предложения обычно являются глаголы? (Сказуемым)
Итог урока.
- Какой была тема урока?
- Какова цель урока?
- Как Вы думаете, мы достигли поставленной цели?
На следующем уроке мы продолжим повторять сведения о глаголе.
Домашнее задание. СЛАЙД 9
Из любого произведения В.Бианки о природе выписать 10 любых глаголов и определить морфологические признаки данных глаголов.
Рефлексия. СЛАЙД 10
Мне на уроке было…….
Особенно мне понравилось……
Мне было трудно (легко)……..
(Предлагаю устно продолжить неоконченные предложения).
Рабочий лист к уроку по теме «Глагол. Обобщение». Ф.И.__________________________класс__________
Задание 1. Прочитайте определение.
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, изменяется по лицам, числам, наклонениям, временам, а в прошедшем - по родам, имеет спряжение, вид, возвратность и переходность. В предложении чаще всего выполняет функцию сказуемого.
Задание 2. По каким признакам сгруппированы следующие слова?
(не) подр..ста..т — подр..стёт
(не) разг..ра..т..ся — разг..рет..ся
Задание 3. Вставьте пропущенные орфограммы, объясните.
Пианист раз..грыва..т..ся | Они бор..т..ся |
Ноч..вали в гостинице | Они гор..вали |
Дыш..т..ся ле..ко | Кле..т обои |
Ему (не)здоровит..ся | Ветер стон..т |
Мы гре..мся | Кузнечик стрекоч..т |
Задание 4. Прочитайте предложения. Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
1)Красавец сугроб голубыми искрами св..ркал на солнце, но сейчас пот..мнел, пом...нял форму, покрылся стеклянной коркой, а корка трескалась и л.малась.
2)Капли падали, звонко уд..ряли о лёд и по всем улицам пели капели песню весны.
3)Пр..шла весна.
4)Толстые сосульки св..сали с крыш и плакали на солнце.
5)И вот уже п..тёк из-под него тоненький прозрачный ручеёк.
ОТВЕТ (номера предложений):___________________________________
Задание 5. Найти инфинитив. К форме инфинитива подберите видовую пару.
| Инфинитив | Видовая пара |
сверкал | | |
трескалась | | |
ломалась | | |
потёк | | |
Задание 5. Вставьте в текст рецепта подходящие по смыслу глаголы в форме повелительного наклонения. Запишите.
Пирог с яблоками.
_____________ три яблока. _____________ их и нарежьте дольками. _____________ тесто для пирога. Для этого три яйца ______________ венчиком, _______________ стакан муки и всё ________________. Яблоки смешайте с тестом и полученную массу ___________________ в форму для выпекания. _________________ пирог в разогретой духовке до 180 градусов в течение 30 минут. Приятного аппетита!