Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №29
г.о. Коломна
Тематическое игровое занятие в рамках гражданско-патриотического воспитания
«Я – гражданин России»
Учитель начальных классов:
Денисова Наталия Васильевна
2014 г.
Тематическое игровое занятие в рамках гражданско-патриотического воспитания.
«Я – гражданин России»
Вступление. Звучит песня «С чего начинается Родина?»
1-ый ученик:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
2-ой ученик:
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
3-ий ученик:
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Ведущий:
- Ребята, вы догадались, о чем будет наш сегодняшний разговор?
(ответы детей)
- Что же такое «Родина»? (ответы детей)
(Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны) – экран.
- Как называется наша страна, наша Родина? (ответы детей)
- Россию мы называем своей Родиной, потому что эта земля для нас родная, мы тут родились, тут живут наши родные и близкие. И всё вокруг родное и дорого нам.
- Сейчас я приглашаю вас отправится в путешествие. А на чём можно отравляться в путешествие?
- А мы сегодня отправимся в путешествие по нашей стране на волшебном поезде.
- В путь отправляется 1 команда «……………………» и
2 команда «……………….». Капитанам команд взять путевые листы.
- Итак, возьмите свои знания, хорошее настроение, садитесь поудобнее и отправляемся в путь…
(звучит гудок паровоза)
(звучит русская народная музыка – инструментальная)
1 станция «Историческая»
- Откройте свои путевые листы и скажите, как называется наша первая станция? (историческая)
- Правильно.
- А как называлась наша страна в древности? (Русь)
4-ый ученик:
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом Русь.
- Русские люди всегда любили, заботились и защищали свою Родину. Они создали много пословиц, поговорок о Родине.
- Итак, первое задание: за 2 минуты вам необходимо будет собрать пословицу и объяснить её смысл (открывают конверт №1).
Одна у человека мать – одна у него и Родина.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Молодцы. Продолжим наш путь.
( звучит песня о берёзке, на экране смена слайдов, на которых изображены берёзы)
- Посмотрите, что мы увидели за окном поезда? (берёза)
- А как вы думаете, почему? (берёза – символ России с давних времен)
5-ый ученик:
Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.
Ведущий:
- Мы часто называем берёзку символом России, потому что она так напоминает русских красавиц, такая же красивая и стройная. Веточки похожи на косы девушек, а белый ствол, словно праздничный сарафан. Издавна пели песни о белой берёзке и водили хороводы.
- Вот и я вам предлагаю станцевать старинный танец – поводить хоровод.
(Ребята под мелодию русской народной песни «Во поле берёзка стояла…» водят хоровод).
- Молодцы! Продолжаем наш путь!
(гудок паровоза)
2 станция «Моя малая родина»
(звучит песня о Коломне)
- Ребята, посмотрите в свои путевые листы и скажите, как же называется наша следующая станция? (Моя малая Родина)
- А что же такое малая Родина?
(Малая Родина – это место, где ты родился, живёшь, учишься, где твои родные, друзья) – экран.
- А как называется город, который для нас является Родиной (Коломна)
- Сейчас я хочу предложить вам сыграть в игру «Брейн-Ринг» о Коломне.
- Вам было дано домашнее задание – узнать основные символы Коломны, достопримечательности нашего города и приготовить небольшие сообщения. Так вот, сейчас, каждая команда по очереди будет называть цифру, за которой спрятана та или иная достопримечательность. И вам необходимо будет её назвать и немного о ней рассказать.
1 - Герб Коломны.
2 - Коломенский Кремль.
3 - Мемориальный парк.
4 – Памятник Дмитрию Донскому.
5 – Памятник Кириллу и Мефодию.
6 – Троицкая церковь в Щурово.
7 – Маринкина (Коломенская) башня.
8 – Успенский собор.
9 – Музыкальная пауза.
- Молодцы! Со всеми заданиями справились! А теперь нам пора продолжить путь! Приготовились!!!
(гудок поезда)
3 станция «Моя страна – Россия»
(звучит мелодия песни «Россия»)
- Ребята, посмотрите на свои путевые листы, на какую станцию мы сейчас приехали? (станция «Моя страна – Россия)
- Правильно. Мы с вами только что были на станции «Моя малая Родина», на которой говорили про наш город Коломна. А сейчас нам пора поговорить о нашей стране, которая для всех нас тоже является Родиной.
- А как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)
- Мы с вами уже говорили, что у нас в стране с давних пор есть символ – берёза, а какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн)
- Правильно.
- У вас на столах лежат конверты с цифрой 2. Откройте их. Вам будет необходимо за 2 минуты создать символы нашей страны: для 1 команды – флаг; для 2 команды – герб. В помощь вам на столе лежит клей. После того, как вы сделаете это задание, вам будет необходимо выйти к доске и рассказать об этих символах. Итак, время пошло.
1)Флаг – символ государства. Флаг России состоит из трех цветов: белый, синий, красный. Белый цвет символизирует мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
2) Герб - это символ государства, изображенный на красном фоне. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орел, в лапах которого – скипетр и держава. На груди орла красный щит с изображением Святого Георгия, поражающего копьем змея.
- Молодцы! Кроме этих символов у нашей страны есть ещё и свой гимн. Что такое гимн? (торжественная песня). Автор – С.Михалков.
- Как нужно вести себя, когда звучит гимн? (Прослушать)
- Молодцы! Мы с вами только что вспомнили три основных символа страны – флаг, герб, гимн. И нам пора отправляться дальше.
(гудок поезда)
4 станция «Я - Гражданин»
- Пора нам снова взглянуть в наши путевые листы и сказать, как же называется наша следующая станция? (Я – Гражданин)
- Ребята, а кого мы называем гражданином? (ответы детей)
Гражданин – это лицо, принадлежащее к определенному государству и имеющее права и обязанности – экран.
- А про нас можно сказать, что мы граждане России? (да)
- Правильно. И мы тоже, как и все граждане должны выполнять все свои права и обязанности.
- Все наши права и обязанности прописаны в основном законе, который называется «Конституция РФ». В Конституции РФ прописано как нужно строить взаимоотношения между людьми и государством. А самое главное, что мы должны знать из Конституции – это наши права и обязанности.
- На прошлых классных часах мы с вами уже знакомились с некоторыми правами и обязанностями, а сейчас мы проверим все ли их помнят.
- У вас на столах лежат конверты с цифрой 3. Откройте их. В каждом конверте по 8 листочков, на которых записаны права и обязанности. Ваша задача определить, что относится к правам, а что к обязанностям. На все задания вам дано 2 минуты. Время пошло.
Права | Обязанности |
Право на жизнь | Проявлять уважение к взрослым и своим одноклассникам |
Право на бесплатно образование | Уважать свободу и достоинство другого человека |
Право на отдых | Заботиться о безопасности собственной жизни и жизни своих товарищей |
Право на охрану здоровья | В общественные места школы входить без рюкзаков, сумок и верхней одежды. |
Право на охрану семьи, детства | беречь каждую минуту урока, не шуметь, не отвлекаться самому и не отвлекать товарищей. |
Право на труд и свободу труда | Достойно, культурно вести себя в школе и за её пределами |
Право на выбор места жительства | Строго соблюдать правила техники безопасности. |
Право на достоинство личности | Иметь хороший внешний вид |
Право на свободу слова | Соблюдать правила дорожного движения |
- Молодцы, все вы правильно справились с заданиями. И я надеюсь, что вы все свои права и обязанности будет выполнять. А теперь нам пора ехать дальше. Приготовились…
(гудок поезда)
5 Станция « Я помню, я горжусь»
- Ребята, а что бывает, когда нарушаются права гражданина?
(В мире возникают войны)
- Ребята, вы уже знаете, что 9 мая 2015 года наша страна будет отмечать 70-летие в Великой Победы.
- Посмотрите, как называется наша станция?
- Мы с вами в этом году начали проект «Война в истории моей семьи» и некоторые ученики уже даже сделали его.
- У нас сегодня в гостях папа Мишиной Валерии – Мишин Олег Валерьевич. Его дедушка воевал, защищал нашу Родину. И я хочу предоставить ему слово.
Слово Мишину О.В.
- Спасибо. Да ребята, война затронула каждый дом, каждую семью и про это нам забывать никогда нельзя.
Минута молчания.
- Ребята, на эту станцию мы с вами ещё вернемся и задержимся на ней надолго. А сейчас я вам хочу сказать, что наше путешествие подходит к концу. Скоро мы приедем в нашу любимую школу. Но для того, что поезд поехал в обратный путь, вам нужно ответить на мои вопросы:
Что на Руси считалось символом?
Что мы называем малой Родиной?
Что для нас является Родиной?
Какие государственные символы вы знаете?
Где прописаны все основные права и обязанности гражданина?
Какой праздник мы будем праздновать 9 мая?
- Молодцы! А сейчас откройте конверт №5. Там лежат цветные бумажки: зелёные, красные, жёлтые.
- Нам выпало счастье родиться в великой стране, имя которой – Россия. Мы любим свою страну, мы гордимся ею, и когда вы вырастите и найдете свой путь, пусть и Россия гордиться вами.
6 ученик:
Ах, Россия, родная Россия!
В твоем имени нежность берёз,
И народная мудрость, и сила,
В сверкании утренних рос.
В твоих песнях – разливы гармони,
В плясках удаль и русская стать.
Я такой красоты не припомню,
Где б ещё мне такую сыскать.
Я хочу пожелать тебе счастья
Мирной жизни, покоя, тепла.
Чтоб тебя не коснулось ненастье,
Чтоб судьба твоя светлой была.
Исполняется песня «У моей России длинные косички»