СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное. Повторение и обобщение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок можно провести после изучения темы "Имя прилагательное".

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное. Повторение и обобщение.»









Урок русского языка



«Имя прилагательное как часть речи. Повторение и обобщение».

5 класс





Подготовила: учитель русского языка и литературы

МКОУКШИ «1-ДКК»

Гамзаева И.М.





Махачкала 2017г.



Цели:

Знать:

- Морфологические признаки прилагательного;

- Синтаксическую функцию его в предложении;

- О роли прилагательного в тексте;

Уметь:

- Употреблять прилагательные в речи;

- Определять морфологические признаки прилагательного;

- Синтаксическую роль в предложении;

Расширить:

- Развитие устной и письменной речи;
- Знакомство с интерактивной доской;

- Сведения о функции прилагательного в предложении;





Оборудование:

Эпиграф на доске, результаты проектной работы учащихся, карточки с заданиями для групп, оценочные листы, интерактивная доска, презентация Microsoft PowerPoint.



































  1. Оргмомент (Доклад о готовности класса к уроку и об отсутствующих). Запись числа на доске (интерактивной)

  2. Задание: «Найди лишнее»

Светло-розовый, розоватый, розоветь, розовенький

Белый, белизна, бел, белый-пребелый

- Какие слова у нас осталась?

Розоветь, белизна.

- Верно. А почему? (Лишние слова – не прилагательные)

4. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Мы с вами прошли такую часть речи как имя прилагательное. Что мы сегодня должны сделать? (Повторить и обобщить всё пройденное об этой части речи). Верно. Молодцы, ребятки! Запишите тему урока: Имя прилагательное. Повторение и обощение.

5. Обратите, ребята, внимание на эпиграф:

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

О. Головко

- Что мы можем сказать о нём? На что он указывает?

- А теперь сформулируем цели урока. Что мы должны сегодня успеть сделать? Хорошо, молодцы! (Учитель раздаёт детям оценочные листы, которые они должны заполнить и объявляет ход урока).

6. Начнём урок со стихотворения «Весёлые рифмы», которое прочитает

Рамазанов Руслан

7. – Вы получили индивидуальные задания подготовить проекты. Начнём со «Сказки о прилагательном», которую придумал и расскажет нам Абдуллаев Абдулла.

- Следующий проект – кластер. Подготовил Османов Зайнудин.

- Дальше у нас кроссворд. Его подготовил Алиханов Алисултан.

- И Имашов Магомед составил словарный диктант, в котором отразил все орфограммы прилагательных (Пишет слова на интерактивной доске, класс переписывает).

8. «Мозговой штурм»:

- Что называется прилагательным?

- На какие вопросы отвечает?

- Какие формы имеет прилагательное?

- Что общего между полными и краткими прилагательными и чем они различаются?

- Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую?

- Синтаксическая роль?

9. - Давайте вспомним и восстановим пословицы, в которых не хватает слов. Какие это слова? «Допиши слово»:

1) Добрая слава лежит, а худая …

2) … словом и камень растопишь.

3) В … омуте черти водятся.

4) В … теле – здоровый дух.

5) … голова ногам покоя не даёт.

6) … ложка к обеду.

7) Корень учения горек, да плод его…

(Ребята выходят к доске и вписывают слова)

- Какие части речи помогли их восстановить? Можно ли без прилагательных выразить мысли?

10. Идём дальше. Теперь мы с вами должны отгадать загадки.

1) Он и жёлтый, и сыпучий,
во дворе насыпан кучей.

2) Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный?

3) Мордочка усатая,
а сама мохнатая.

4) Длинное хвостище,
Рыжее волосище,
Сама хитрища. (Отгадки ребята вписывают в презентацию)

5) Крылатый, горластый,
Красные ласты.

11. «Найди соответствия»:

Морфологические признаки

Прилагательные

М. р., т.п., ед. ч.


Яркому солнцу

Ж. р., п. п., ед. ч.


Тихим шорохом

Ср. р., д. п., ед. ч.


Весенних вечеров


Р. п., мн. ч.


О белой берёзе



(Ребята проводят соответствующие стрелки)

12. – Давайте немного отдохнём, но при этом не отвлечёмся от темы урока.

ФИЗМИНУТКА. Я произношу словосочетания, а вы определяете род имён прилагательных и выполняете эти действия:

М.Р. – встаём

Ж.Р. – сидим

Ср.Р. – хлопаем в ладоши (один раз)

Каменный дом, футбольная команда, ясное утро, хороший день, прекрасное настроение, настоящий друг, вкусный борщ, большая перемена, длинное предложение, добрая сказка, ароматный пирог, любимый урок, приятное знакомство.

- Какие слова помогали нам определить род имён прилагательных?

13. – А теперь, ребята, нам предстоит работа в группах. У нас пять групп. Каждая группа получает задание, на выполнение которого даётся пять минут. Затем вы озвучиваете результат и сами проверите по доске правильность ответа. Будьте внимательны. Руководитель каждой группы следит за участием в работе каждого кадета. Первая группа поработает над исследованием, они сегодня откроют нам новое об имени прилагательном.

(Звучит мелодия «Музыка весны»)

1 группа (Исследование)
Определить синтаксическую роль прилагательных
в данных предложениях


1. Поля ожили от зимнего сна.
2. Небо высокое и чистое.
3. Свежа распустившаяся роза.
4. Столовая находится на первом этаже.
5. Я не хочу мороженого.
6. Гости нашего корпуса прошли в учительскую.

2-я группа (Анализ текста)

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые.

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

С.Есенин

- Какие выразительные художественные средства помогают автору создать яркую, образную картину? Выпишите их.

- Придумайте и запишите синонимы к слову алый.

3 группа. Игра «Составь слово»

Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.

1. Взять приставку от слова, являющегося в предложении определением Шел бесконечный дождь.

2. Добавить подлежащее предложения Страх овладел им.

3. Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные

- Какое слово у вас получилось?

- С каким фонетическим явлением вы встретились?

Подобрать к этому слову антонимы и синонимы и разобрать его по составу.

4 группа
Выпишите только те словосочетания, в которых прилагательное не является лишним

Мокр… вода, холодн… водой; с весёлы… юношами и девушками, молод… юноши и девушки; у знаком… старушки, стар… старушкам; на огромн… айсберге, ледян… айсберг; с разн… сувенирами, памятн… сувениры; с тонк… ароматом, душист… аромата; о весенн… ливне, проливн… ливень.

5 группа

Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания.

С надёжн..м врач..м, со старательн..й учениц..й, о ловк..м спортсмен.., прежн.. подругу, об умел..м мастер.., за метк..м стрелком, у аккуратн..й девочк.., со строг..м юнош..й, со старш..м братом, с хорош..м товарищ..м.

14. Самопроверка и отчёт групп.

15. Итог урока. Что мы нового узнали сегодня?

16. Вывод. В предложении прилагательное может быть не только определением и сказуемым, но и подлежащим, дополнением, обстоятельством.

17. РЕФЛЕКСИЯ. Написать синквейн о прилагательном. (Каждая группа составляет синквейны, затем вслух читают)

18. Домашнее задание:

1й уровень (1,2 группы): Написать сочинение-миниатюру о весне (использовать эпитеты).

2й уровень (3,4,5 группы): Составить словосочетания на тему «Весна». Вспомните мелодию, под которую вы работали, она должна вам помочь при выполнении д/з.

- Молодцы, ребята, спасибо всем!