Тема педагогического опыта: Использование метапредметных технологий на уроках русского языка и литературы
Бабенко Лариса Петровна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ п. Романово
Цели и задачи
- Что такое метапредметность с точки зрения теории вопроса и практики применения ее на уроках?
- Чем отличается метапредметный урок от интегрированного?
- Каковы наиболее перспективные пути внедрения метапредметных подходов в процесс предметного обучения?
Необходимые понятия
- "Мета"– («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее:
- метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ)
- Освоение метаспособов деятельности происходит при использовании современных методик и технологий обучения:
Мыследеятельностная педагогика – один из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования , основывающийся на включении в содержание образования культурных способов и средств мышления и деятельности.
Метапредметный подход – подход, основанный на положениях мыследеятельностной педагогики.
Метапредмет – нетрадиционный учебный предмет, выстраиваемый вокруг определенной мыслительной организованности ( знак , знание , задача , проблема )
Современные учёные, разрабатывающие идеи метапредметного подхода
Юрий Вячеславович Громыко — российский психолог, доктор психологических наук, профессор Британской школы социально-экономических исследований.
Александр Григорьевич Асмолов — доктор психологических наук, профессор, академику РАО, зав.кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директору Федерального института развития образования.
Хуторской Андрей Викторович , доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Института образования человека, г. Москва .
Метапредметная деятельность:
1.Включение метапредметных тем в содержание учебных предметов, что способствует формированию целостной картины мира в сознании ребёнка.
2. Использование метапредметных заданий (сочинение-эссе на уроках истории, литературы, русского языка; эксперимент на уроках русского языка, химии, физики).
3. Метапредметные проекты.
4. Использование технологий, общих техник и приёмов, направленных на формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, а в соответствии с новыми стандартами на формирование универсальных учебных действий.
Метапредметные технологии:
- метод проектов;
- интерактивная технология;
- технология критического мышления;
- обучение на основе учебных ситуаций
(типы учебных ситуаций: ситуация-проблема, ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг);
- проблемное обучение;
- кейс-технология;
- ИКТ-технология и др.
ОСОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ
Организация деятельности учащихся не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
- Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
- Вдумчивая работа с понятием.
- Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
- Ориентация на развитие базовых способностей: мышления, воображения, целеполагания, понимания, действия, коммуникации, рефлексии.
На своих уроках я использую:
Эвристические методы результат: Эврика! (идея, гипотеза, закономерность, эксперимент, знаковое или текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т.п.) Открытие!!!
«Облако слов» или тегов (англ.- tagloud , wordcloud , wordle ) – визуальное представление набора категорий или тегов ключевыми словами и понятиями, ярлыками, метками, отличающихся цветом и размером
- задание «Сформулируйте тему урока», здесь включены слова из названия темы урока;
- задание «Собери имена героев», учащиеся в группе составляют облако с использованием имён героев нескольких произведений;
- задания «Облако синонимов», «Облако признаков», «Облако эмоций»;
- творческие задания «Собери пословицу», «Собери стихотворение»;
- контрольные задания «Словарные слова», «Найди лишнее слово»
- задания по развитию речи «Составь предложение» и т.п.
Пример: выделите члены предложения, какие из них являются главными, какие второстепенными?
«Кластер» - графическая форма передачи информации, когда выделяются основные единицы, группируются в схему, обозначая этим смысловую связь. Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре – основное понятие, окружённое крупными, значимыми смысловыми единицами, далее могут находиться менее значительные категории. Составные кластера различаются не только местом нахождения, но цветом и размером. Не стоит бояться излагать всё, что придёт на ум: ассоциации, выдумки, догадки и даже ошибки. В процессе анализа всё исправится и встанет на свои места. Форма работы с кластерами может быть любой: индивидуальной, в парах, группах, коллективах
«Скетчноутинг» - это метод записи идей, мыслей, быстрая передача смысла наглядным способом с минимальным количеством текста
Метод интеллект карт Рассмотрим особенности процедуры построения интеллект-карты: • всегда строится вокруг центрального объекта (центральной идеи, главной темы); • первичные идеи, связанные с объектом внимания (изучения), расходятся от центрального образа в виде ветвей; • ветви обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т.д.; • ветви формируют связанную систему, несущую определённую информацию.
Появилась компьютерная программа по составлению интеллект карт
5 класс «О-Ё после шипящих в корне»
«Корни с чередованием гласных»
Маршрутный лист как инструмент формирующего оценивания
Маршрутный лист - это универсальный инструмент, в котором заложен и структурный компонент урока, и оценочный. Его можно использовать на разных типах урока.
Маршрутный лист
– это лист, где прописаны
- задания, которые ученики могут выполнить на уроке;
- чёткие указания, как и что должны ученики сделать за урок;
- время выполнения задания.
где ученику предоставляется
- возможность самостоятельного формулирования целей и задач предстоящего урока;
- условие самостоятельного освоения учебным материалом, часто с предложением нескольких маршрутов для этого;
- возможность оценить свою работу (сравнить с эталоном, образцом выполнения…).
Погружение в текст
Ассоциации со словосочетанием «снежная баба»
Почему автор использовал два не сочетающихся прилагательных: БЕСПЛАТНАЯ, СНЕЖНАЯ ? (ответы) предтекстовая работа закончена
Вопрос: Скажите, пожалуйста, что-нибудь яснее стало в стихотворении после того, как мы прочитали первую строфу?
Как соотнести первые пафосные строчки, такие громадные категории, как страна, народ, история, язык, литература и вот эту мелочь, эту малость, ком снега.
А как вы думаете, стихотворение будет веселое?
Автор Борис Слуцкий был фронтовиком, прошел всю войну, имел контузию, демобилизовался в 1948 году. Он знал всю историю войны на своем опыте. Из воспоминаний Слуцкого, цитирую: «20 февраля 1943 года на станции Мичуринск стоял наш эшелон рядом с эшелоном пленённых. Здесь были в основном итальянцы, румыны и пленные других национальностей. Я понял, что пленные страдают ни столько из-за голода, сколько из - за жары. Он видел, что через окно теплушки идет жуткая торговля. Жители городка подавали через окна вагона грязный снег, осыпанный угольной пылью, политый конской мочой. За этот грязный снег пленные отдавали часы, золотые кольца, все ценное, что у них было. Вдоль окон ходила маленькая девочка с испуганными глазами. Она давала большие куски снега пленным бесплатно.
Концептуальный уровень
Подтекстовый уровень (скрытый смысл)
У него рифмуются одинаковые слова (мешавшие – мешавшие). Он дополняет смысл одного слова другим. Например, «теплушка невезучая», «скоростной конец». Здесь есть «плененные военнопленные». Словом, как будто создается каламбур слов.
Литература
1. Белькова А. Е., Лесниченко Л. П. Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности учеников // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1068-1071.
2. Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. - М.,2010.
3 . Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по совоению высших образцов педагогического искусства). – Минск, 2000.
4. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001.
5. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знание» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001.
6. Громыко Н.В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов / Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. – М.. 2005.
7. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004. 8. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.