Из истории нашего села Перекопное.
Годами зарождения села называют 1775 или 1789 годы. Как и когда зародилось село Перекопное и почему так называется? Есть несколько версий.
После присоединения Казанского, Астраханского (155-66 год) ханств и Большой Ногайской Орды (1557 год) всё Заволжье стало российским. Для его освоения на реке Волге строятся города Самара (1586 год), Саратов (1590 год), Царицын (1589 год) и другие. Во время русско-польских войн в семнадцатом веке татары и ногаи усиливают набеги на города Поволжья, в том числе и на Саратов, разоряют и сжигают их. Именно поэтому в 1564 году царь Алексей Михайлович Романов своими указами организует оборону населения Заволжья от ногаев и татар. В конце семнадцатого и начале восемнадцатого веков на реке Малый Узень появляются небольшие поселения сторожей служилых людей по охране обороне Заволжья, в том числе и города Саратова на дальних подступах к нему. Поселения выставляли острожки из расчёта один человек от пяти дворов. Факты говорят о том, что именно в это время зародилось наше село на основе сторожевого поселения около 1720 года.
Первоначальным названием села было «Кордон» с его степным передовым острожком «Порубежкой». Это был передовой степной пост, взявший на себя охрану границы, проходящей по реке Малый Узень. Так как слова «кордон» и «перекоп» в те времена обозначали одно и тоже слово «граница», со временем поселение стало называться не «Кордон», а «Перекопное». Это название более звучное и красивое. Таким образом, можно считать, что наше село существует с 1720 года. Народ шёл в поселения Заволжья, потому что здесь, в Заволжье, крестьяне не знали крепостного права, так как в отличие от крепостных, носили статус государственных или удельных крестьян.
Как жили первые жители села? Жили в землянках, покрытых чаканом, топили их тем, что посылает степь. Потом начали строить саманные избы без пола, а потом бани. Занимались скотоводством, земледелием. Делали всё сообща и всё выращенное делилось поровну. В каждом дворе были овцы, верблюды.
После восстания Емельяна Пугачёва, указом царицы Екатерины Второй в 1788 году была произведена ревизия земель и населения Заволжья. Были образованы новые административные районы. По всей видимости наше село вошло в Новотроицкий уезд (г.Пугачёв) Самарской губернии. Село застраивалось «кустами», каждый из которых определял прежнее место жительства живших в нём крестьян. Бугровка, Ямово (Зеленовка)- выжодцы из Курска, то есть куряне. Лиман- Орловский конец, Дуплан- тамбовчане, Кордон- основатели села.
1840-й год. Село соединилось и заняло оба берега Малого Узеня. В селе образовались целые фамильные кланы, насчитывающие по сотне человек, десятки дворов и имевших общего основателя рода, вокруг которого селились дети, внуки. Это такие фамилии, как Хмельковы, Пёкины, Лобачёвы, Бубновы, Ларины, Головачёвы, Решетниковы, Тупиковы и другие.
1850-й год. Село стало волосьным и вошло в Новоузенский уезд Самарской губернии. Село Перекопное уже стало именитым и его уже знало всё Правобережье Волги и не только. И потянулись сюда купцы, такие как Акулов, сапожники и другой мастеровой люд.
1861-й год. Отмена крепостного права практически не меняла правового положения крестьян села. Вплоть до начала двадцатого века в селе сохранялась рекрутская повинность путём подворной раскладки один человек с пяти дворов методом жеребьёвки. Из воспоминаний Бубнова Виктора Васильевича, полковника Советской Армии в отставке, уроженца села Перекопное: Бубнов Ефрем Григорьевич (1859-1894) отслужил по жребию солдатом 5 лет в Измайловском лейб-гвардейском полку Санкт-Петербурга, а Григорий Иванович Решетников-25 лет.
1890-й год. Село достигло наибольшего расцвета. Но в его судьбу и развитие вмешался крупный землевладелец Иван Петрович Жулидов (1855-1930). Он, заручившись решением перекопновского сельского схода, заверенного стариками села, губернаторских чиновников и администрации строительства Рязано-Уральской железной дороги добился того, чтобы железная дорога прошла по его землям, а не через Перекопное. Если бы железная дорога прошла через наше село, а не через его земли, то к нашему времени оно было бы городом.
1906-й год. После аграрной реформы Столыпина каждый домохозяин имел право требовать от общины выделения ему земли единым участком в пределах общинных земель- отруб или получить землю в другом месте- хутор. В первые же годы реформы некоторые крестьяне продали свою землюю,- это были бедняки, и опят стали безземельными и пошли в батраки к тем, кому продали землю: Тихонову, Панину, Соловьёву, Кирсанову, Лобачёву и другим. Так образовались хутора вокруг села. Увеличили свои земли И.П.Жулидов (до 10 тысяч десятин), Киреев и Тимонин (До 8 тысяч десятин). Одна десятина- 1,09 гектара.
Со временем эта реформа была отменена и крестьянская община села была разрушена. Но зато произошло резкое размежевание крестьян на сверхзажиточных (кулаков), зажиточных (середняков) и батраков.
К 1913 году в селе проживает около 13500 человек. По большой улице, ныне улица Пылайкина, было много деревянных домов. В этих домах жили купцы и крупные землевладельцы. На Базарной и Музейной улицах больших домов почти н было, а стояли маленькие саманные избушки, покрытые тёсом или соломой. Жили в то время большими семьями. До 1929 года в некоторых домах проживало более двадцати человек. Многие имели на семью одну лошадь и корову. Наше село по сравнению с другими сёлами было более культурное. В селе работает шесть школ.
Церковно-приходская школа находилась при деревянной церкви, в одноэтажной пристройке-сторожке. В ней учились только девочки. Одна учительница вела уроки в трёх классах. Образование было четырёхлетним. По окончании 4 классов сдавали экзамены по письму, арифметике и чтению.
Земские школы. В селе были построены две школы на средства земства (одна из них находилась на берегу речки, где сейчас расположены памятники). В них тоже учились с первого по четвёртый классы. Ежедневно ученики в начале занятий и в конце уроков читали молитву. По средам и субботам приходил священник и читал Закон божий. Если кто-то не выполнил домашнее задание- не выучил молитвы, этого ученика наказывали, поп ставил его в угол на колени.
Министерское двухклассное училище. Эта школа была построена на государственные средства и называлась «Министерское двухклассное училище». В училище поступали после окончания церковно-приходской школы или земской школы. Принимали только определённое число учащихся.
Реальное училище. Это было двухэтажное здание. Учились в этой школе только мальчики.
Гимназия. Построена была в 1908 году крупными землевладельцами и купцами, такими, как Ларин, Акулов, Синягин, Онуфриев. В гимназии было 7 классов, учились в ней только дети из богатых семей из Переекопное, Новоепное, Орлов-Гая. В классах было по 25 человек, обучение платное, 80 рублей в год.
1910-1917 годы.
На площади, где сейчас находится Дом культуры, стояли две крупные церкви: трёхглавая церковь Иконы Казанской Божией матери 9собор), построенный в 1910-1912 годах и деревянная церковь, построенная в 1900 году. При соборе было кладбище со склепами. В 1930-х годах церковь взорвали, кладбище уничтожили. В 1952 году разобрали последний склеп.
1917-й год. Октябрьская революция, Гражданская война, голод 1921 года. Население сократилось до 7600 человек. Положение людей было очень тяжёлым во время голода. Но село выжило.
1929 год. В селе образуется четыре колхоза: имени Будённого (Дуплан), имени Орджоникидзе (центр села), имени Ворошилова (Кордон), Серп и молот (бригада №3). К 1934 году село оживилось, повысились урожаи хлеба, запели песни в селе, заиграли свадьбы, народ вздохнул свободнее.
1937 год. Политические репрессии докатились и до села Перекопное. Многих людей арестовывали по доносам. Забрать человека могли и днём, и ночью, и из дома, и с поля. «Врагов народа», среди которых в основном были невинные крестьяне, отправляли в ссылки, расстреливали. И опять загасла жизнь на селе. Каждый думал: «Кого заберут завтра?» Люди притаились: рано гасили лампы, даже печи тушили на ночь. В селе по доносам было арестовано около 80 человек. Закрывались и уничтожались культовые заведения. Собор взорван и разрушен в 1933 году. Уничтожили колокол, который весил 317 пудов (около 6 тонн), язык колокола весил 13 пудов. Село распадалось, жизнь становилась всё труднее. В 1937 году был собран небывалый урожай. На хлеб давали промышленные товары. Так длилось до 1941 года.
1941-1945 годы. В условиях войны нелегко пришлось жителям села. Мужчин забрали на войну. Ушедших мужчин заменили женщины, подростки, дети. 15-16 летние подростки села за трактора. Некоторым детям пришлось идти работать в 10 лет. Несмотря на то, что не хватало запасных частей к сельскохозяйственной технике, с перебоями доставлялось горючее, хлеб выращивали для фронта. В селе появился детский дом, запасной пехотный батальон, раненые. Начали приходить похоронки с фронта.