Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
учителя начальных классов
ГОУ ЯО «Переславль – Залесская школа интернат № 4»
Васильевой О. Т.
Переславль, 2019
В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть – дети с ОВЗ и жизнедеятельности.
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребенок ходит в школу учиться, но ещё и особая страна детства, в которой проживает большую часть своей жизни, где он не только учится, но и живет, радуется, где он принимает решения, выражает свои чувства, формирует свое мнение, отношение к кому и чему либо.
Важнейшим показателем работы является психологическая атмосфера, общий настрой, взаимоотношения детей к педагогам, воспитателям.
Скоро родителям будущих первоклассников предстоит решить вопрос о том, в какую школу отдать своего ребёнка. Многие уже сделали выбор, но для некоторых мам и пап это остаётся проблемой. Почему? Одна из причин – это особенности их ребёнка: родители замечают, что он не может сосредоточиться на каком-либо одном занятии, не может внятно выразить свои мысли, с трудом запоминает стихотворение, которое надо выучить к празднику, воспитатели в детском саду жалуются, что он невнимателен, не усваивает программу и т.д.
Сможет ли такой ребёнок успешно обучаться в общеобразовательной школе? Скорее всего, проучив его одну – две четверти, а то и год, учитель посоветует перевести его в коррекционный класс. Но время уже упущено: нет интереса к учению, зато приобретён комплекс …….
И вот родители с удивлением узнают, что в городе есть для таких детей специализированная школы.
Ваш ребёнок попадает к учителям, прошедшим специальную подготовку, владеющими методикой работы с детьми ОВЗ.
Как диагностировать ребенка
Приём в школу осуществляется на основании заявления родителей и заключения ПМПК.
В нашей школе работают узкие специалисты: дефектологи, логопеды, психологи.
На протяжении первого месяца ребенка, который поступил в 1 класс, а также вновь прибывшие дети обследуются узкими специалистами. Каждый специалист, классный руководитель, воспитатель заполняют представление на каждого ребенка. Затем проводим консилиум о готовности и адаптации ребенка в школе.
На консилиуме присутствуют: логопед, дефектолог, психолог, классный руководитель, воспитатель, врач.
Узкими специалистами проводятся консультации согласно расписанию для родителей и педагогов.
Сопровождение понимается как система, состоящая из конкретных структурных элементов:
- диагностика, коррекционно-развивающая работа, отслеживание ее результативности (мониторинг),
- взаимодействие участников образовательного процесса, просвещение и консультирование.
Чем раньше начата коррекция, тем лучше для ребенка.
Как организовать учебный процесс с детьми с ОВЗ
Школа реализует образовательные программы начального и основного общего образования. По всем предметам составлены рабочие программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Программы, сохраняя обязательный минимум содержания, отличаются своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения.
Наполняемость классов до 12 человек.
Уроки проводятся с обязательным учётом принципов коррекционно-развивающего обучения. Приоритетными направлениями в работе каждого учителя являются ориентация на компетентностный подход, формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Педагоги школы активно внедряют в образовательный процесс современные технологии: информационно-коммуникационные, проектной деятельности.
Также с учащимися организуются коррекционно-развивающие занятия. Занятия проводятся в целях более успешного продвижения в общем развитии отдельных учащихся, коррекции недостатков их психического развития, ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях.
Перевод воспитанников в общеобразовательное учреждение осуществляется по мере коррекции отклонений в их развитии после получения начального общего образования
Взаимодействие с узкими специалистами
Также с учащимися организуются коррекционно-развивающие занятия. Занятия проводятся в целях более успешного продвижения в общем развитии отдельных учащихся, коррекции недостатков их психического развития, ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях.
Что с собой представляет адаптированная программа
Мы работаем по образовательной программе начального общего образования (АОП НОО) разработана на основе УМК «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Программы, сохраняя обязательный минимум содержания, отличаются своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения.
.