Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Школа России»
Тема урока: Как зимой помочь птицам?
Цель урока: научить различать птиц, зимующих в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, подбирать корм для птиц.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).
Личностные УУД:
- формировать интерес к изучению родной природы;
- понимать важность заботы о зимующих птицах;
- повышать уровень мотивации учебной деятельности.
Прогнозируемые результаты: ученики научатся распознавать зимующих птиц, подбирать корм для птиц.
Предметные результаты:
1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
2) Правильно подбирать корм для птиц;
3) Знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.
Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование:
1) ПК, интерактивная доска, презентации (электронный ресурс) “Покормите птиц зимой” презентация “Как зимой помочь птицам?”.
2) Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.
3) Рабочая тетрадь А.А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.
4) Ноутбук.
5) Кормушка.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний
Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (зимой)
-Отправляемся в зимний лес на чудо-тройке.
-Какие зимние месяцы вы знаете?
-Какой месяц сейчас?
-И вот мы в зимнем лесу. Несёт ветер снежинки по белу свету и закрывает всю землю пуховым одеялом. Мороз украшает окна узорами, строит ледяные мосты на реках. Тихо в лесу, спят деревья и кусты под снегом, только изредка пробежит мышка, зайка по снегу проскачет..
-А почему замирает жизнь в лесу зимой?
-Скажите, есть ли сейчас на деревьях и кустарниках плоды? (есть, но мало)
(ГОЛОСА ПТИЦ)
-Что мы слышим?
_Каких же птиц мы можем увидеть зимой?
ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ
-О ком были загадки?
-Вспомните, кого называют птицами?
-На какие группы можно разделить птиц из загадок? (перелётные и зимующие).
III. Cамоопределение к деятельности.
-А часто ли зимой можно услышать пение птиц? Почему?
-Кто догадался, о чём будет урок?
(Урок будет о жизни птиц зимой и о том, как им можно помочь.)
- Прочитайте тему урока в учебнике с.74. Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим на уроке? (Ответы детей).
IV. Работа по теме урока.
1. Рассказ учителя, демонстрация презентации 1 – 2 слайды.
-Птицы могут сохранять активность в холодное время года, но при этом нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому некоторые птицы оставляют заснеженные родные места, отправляясь на зимовку в теплые страны. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, - отсутствие пищи и холод. Зимой не весь птичий мир покидает родину, некоторые мирятся со снегами и морозами. Таких птиц называют зимующими. Это в основном те, кто питается плодами и семенами. Птицы, которые круглый год находят на родине подходящие условия для существования, и не совершают перелетов, называются оседлыми. Они обитают вблизи человека, зависят от него: сизый голубь, домовый воробей, серая ворона, галка.
2. Работа с учебником.
- Ребята, вспомните, каких птиц вы видели около дома или в лесу зимой? (Ответы детей). Рассмотрите птиц в учебнике на рисунке с.74, прочитайте их названия. Подумайте, по каким признакам их можно узнать. (Ответы детей).
2. Работа в тетради.
Дети выполняют задания в рабочей тетради с.52. №1
ПРОВЕРКА НА ДОКУМЕНТ-КАМЕРЕ.
Физкультминутка.
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Беседа. (СЛАЙД про ворону)
- Послушайте стихотворение и подумайте, как живётся птицам, оставшимся зимовать.
( Птицам зимой трудно, голодно.)
- Отгадайте загадку.
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовёт обедать,
Крошек отведать.
(Кормушка)
- Что же мы можем сделать, чтобы помочь птицам пережить холода?
( Сделать кормушки и подкармливать птиц.)
Продолжение демонстрации презентации.
- Какие кормушки вы видели? Какие птицы туда прилетали? Из чего можно сделать кормушку? Рассмотрите кормушки на рисунке в учебнике с.74 и на слайдах презентации. Объясните, какие из них самые удобные для птиц? (Ответы детей).
2. Показ учителем кормушки из картонной коробки.
-Вот такую кормушку каждый из вас может сделать сам. Этим мы займёмся завтра на внеурочном занятии.
3. Беседа, работа по учебнику.
-Как вы считаете, что ещё необходимо сделать, помимо кормушки, чтобы помочь птицам перезимовать? (Приготовить корм и не забывать класть его в кормушку.)
- Любой ли корм можно давать птицам?
РАБОТА В ПАРАХ: составить меню для птичьей столовой.
САМОПРОВЕРКА по презентации.
Прочитайте текст в учебнике с.75. Какой корм подходит для птиц? (Ответы детей).
Продолжение демонстрации презентации.
-Рассмотрите рисунок на с.75. Какие птицы на нём изображены? На каком дереве сидят дрозды-рябинники? Как вы думаете, почему эти птицы получили такое название? Чем является рябина для птиц? (Природной столовой). Какие ещё природные столовые вам известны? (Боярышник, барбарис, бузина).
Чтение вывода с.75 учебника.
VII. Итог.
1. Ответы на вопросы учебника в рамке с. 75.
2. Работа с электронным приложением к учебнику на интерактивной доске.
Учащиеся по очереди выполняют задания: А). Какие птицы прилетают зимой к кормушке? Определите птиц, которые могут прилететь к вашей кормушке. Б). Зимой птицам холодно и голодно. Постарайтесь им помочь. Выберите корм, который лучше положить в кормушку.
VIII. Рефлексия.
- Какие учебные задачи мы ставили в начале урока? Вспомните, что вы узнали и чему научились на уроке?
-Оцените свои достижения.
-Молодцы, всем спасибо за урок