№ урока | Календ.сроки | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
По распис. | Фактич. |
Введение (1 час) |
1. | | | Учебник литературы и работа с ним. Книга в жизни человека | 1 | |
Устное народное творчество (6часов) |
2 | | | Фольклор- коллективное устное народное творчество | 1 | |
3 | | | Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок | 1 | |
4 | | | Волшебная сказка «Царевна-лягушка».Народная мораль в характере и поступках героев. | 1 | |
5 | | | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». | 1 | |
6 | | | Знакомство с волшебной и героической сказкой «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо».Жанр сказки | 1 | |
7 | | | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле. | 1 | |
Из древнерусской литературы (2часа) |
8 | | | Общее представление о древнерусской литературе | 1 | |
9 | | | Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | |
Из русской литературы 18 века (1час) |
10 | | | М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение. Стихотворение «Случилось вместе два астронома в пиру» | 1 | |
Из русской литературы 19 века (44часа) |
11 | | | Русские басни.Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18в) | 1 | |
12 | | | И.А. Крылов. Ознакомление с творчеством | 1 | |
13 | | | Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». | 1 | |
14 | | | Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягненок». Понятие об аллегории и морали | 1 | |
15 | | | «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. | 1 | |
16 | | | Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни | 1 | |
17 | | | В. А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте. Сказка «Спящая царевна» | 1 | |
18 | | | Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки | 1 | |
19 | | | Баллада «Кубок». | 1 | |
20 | | | А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. Стихотворение «Няне» | 1 | |
21 | | | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок | 1 | |
22 | | | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | |
23 | | | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | |
24 | | | Сходство и различие литературной и народной сказки. | 1 | |
25 | | | «Бродячие сюжеты». | 1 | |
26 | | | Урок внеклассного чтения. Мои любимые сказки А.С .Пушкина | 1 | |
27 | | | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» | 1 | |
28 | | | Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Мир детства в изображении писателя. | 1 | |
29 | | | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». | 1 | |
30 | | | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». | 1 | |
31 | | | Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место»-повесть из сборника «Вечере на хуторе близ Диканьки». | 1 | |
32 | | | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». | 1 | |
33 | | | Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического в повести Н.В.Гоголя | 1 | |
34 | | | Вн.чт. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 1 | |
35 | | | Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | 1 | |
36 | | | Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях» | 1 | |
37 | | | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей | 1 | |
38 | | | И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму». | 1 | |
39 | | | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие в рассказе «Муму» | 1 | |
40 | | | Духовные и нравственные качества Герасима. | 1 | |
41 | | | Немота главного героя- симво немого протеста крепостных | 1 | |
42 | | | Р.р.Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму»?» | 1 | |
43 | | | А. А. Ф е т. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь | 1 | |
44 | | | Л. Н. Толстой.Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник» | 1 | |
45 | | | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе. | 1 | |
46 | | | Р.р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению | 1 | |
47 | | | А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» | 1 | |
48 | | | Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. | 1 | |
49 | | | Вн.чт.Рассказы Антоши Чехонте | 1 | |
50 | | | Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева. | 1 | |
51 | | | А.Н.Плещеев «Весна», А.Н.Майков «Ласточки» | 1 | |
52 | | | И.З.Суриков «Зима», И.С.Никитин «Зимняя ночь в деревне»Выразительное чтение стихотворений | 1 | |
53 | | | Р.р.Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии 19века) | 1 | |
54 | | | Внеклассное чтение. И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». | 1 | |
Из русской литературы 20века (34часа) |
55 | | | В. Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». | 1 | |
56 | | | Мир детства и мир взрослых. Особенности портрета и пейзажа в повести | 1 | |
57 | | | Вася и его отец. Развитие их отношений. Жизнь семьи Тыбурция. | 1 | |
58 | | | Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». | 1 | |
59 | | | Портрет как средство изображения героев | 1 | |
60 | | | Р.р.Обучение навыкам характеристики героев. | 1 | |
61 | | | С. А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» | 1 | |
62 | | | П. П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». | 1 | |
63 | | | Образ хозяйки Медной горы в сказе | 1 | |
64 | | | Честность, добросовестность и талант главного героя сказа «Хозяйка Медной горы» | 1 | |
65 | | | К. Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб» | 1 | |
66 | | | Доброта и сострадание, реальность и фантастическое в сказе. Роль пейзажа в сказке «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения | 1 | |
67 | | | Внеклассное чтение К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского | 1 | |
68 | | | С. Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки. | 1 | |
69 | | | Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Особенности драмы как рода литературы. | 1 | |
70 | | | Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла | 1 | |
71 | | | Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке | 1 | |
72 | | | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я.Маршака | 1 | |
73 | | | А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». | 1 | |
74 | | | Единство главного героя с природой | 1 | |
75 | | | Быль и фантастика. Особенности восприятия главного героя | 1 | |
76 | | | Душевный мир главного героя рассказа | 1 | |
77 | | | Контрольная работа по литературе или тестирование | 1 | |
78 | | | В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». | 1 | |
79 | | | «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу | 1 | |
80 | | | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении | 1 | |
81 | | | Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И.А.Бунин «Помню долгий зимний вечер», А.А.Прокофьев «Аленушка» | 1 | |
82 | | | Образ Родины в стихах о природе Кедрин «Аленушка», Рубцов «Родная деревня», Дон –Аминадо «Города и годы» | 1 | |
83 | | | Саша Черный. Краткий рассказ о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник». | 1 | |
84 | | | Образы детей в рассказах «Игорь-Робинзон | 1 | |
85 | | | Ю.Ч.Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме. | 1 | |
86 | | | Поэты о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов. Краткий рассказ о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети. | 1 | |
87 | | | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны | 1 | |
88 | | | Вн.чт.Поэты о Великой Отечественной войне | 1 | |
Зарубежная литература (2час) |
89 | | | Д. Дефо. Слово о писателе. Крузо». Характер главного героя | 1 | |
90 | | | К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда | 1 | |
91 | | | Характеристика героев. Противопоставление красоты внешней и внутренней-Герда и Снежная королева. | 1 | |
92 | | | Идея сказки. Победа любви, добра и дружбы над злом | 1 | |
93 | | | Р.Р. Наши любимые сказки X. К. Андерсена. | 1 | |
94 | | | Р.Л.Стивенсон.Баллада «Вересковой мед» | 1 | |
95 | | | Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном | 1 | |
96 | | | Дж.Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише»-повествование о взрослении подроста. | 1 | |
97 | | | М.Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». | 1 | |
98 | | | «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. | 1 | |
99 | | | Внутренний мир героев М. Твена | 1 | |
100 | | | Юлий Ким «Рыба-кит» | 1 | |
Повторение изученного (2часа) |
101 | | | Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». | 1 | |
102 | | | Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения | 1 | |