.
| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Добровская школа-гимназия имени Я.М.Слонимского» Симферопольского района Республики Крым ул.Комсомольская, 1-А, с. Доброе, Симферопольский район, РК, 297571 тел/факс 0(652) 31-12-24, e-mail: dobrovskijuvk@mail.ru ИНН9109008822_ РАССМОТРЕНО на заседании МО руководитель МО _______В.П.Годлевская Протокол №_____от ______2018г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________М.К.Кальченко _________2018г. | УТВЕРЖДЕНО приказ № _______от _______2018г. Директор школы ____Н.Б.Федорченко | РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 10 класса (базовый уровень) на 2018-2019 учебный год Срок реализации программы 01.09.2018 – 25.05.2019 г. учитель: Велиев Эдем Рустемович
Данная рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего общего образования. Уровень обучения базовый. Планирование составлено на основе следующих нормативно-методических материалов: Программа по литературе «Литература. 10-11 классы. Базовый уровень» (Авторы: С.А. Зинин, В.А. Сахаров, В.А. Чалмаев). Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 частях/ С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014 – 432 с.: иллюстрации – (Инновационная школа). Количество часов по учебному плану: 102 ч/год, 3 ч/неделю 1.Планируемые результаты изучения учебного предмета В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать • образную природу словесного искусства; • содержание изученных литературных произведений; • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.; • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; • основные теоретико-литературные понятия; уметь • воспроизводить содержание литературного произведения; • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; • определять род и жанр произведения; • сопоставлять литературные произведения; • выявлять авторскую позицию; • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; • участия в диалоге или дискуссии; • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; - участия в диалоге или дискуссии; - самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений. |
2. Содержание учебного предмета
10 класс
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Содержание курса (класса) включает в себя произведения русской литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
Русская литература XIX века
Введение. Общая характеристика русской литературы 19 в.(10ч)
А.С. ПУШКИН 4ч
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ 3ч
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Яне унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).
Н.В. ГОГОЛЬ 3ч
Повести: «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).
Литература второй половины XIX века
Введение 1ч
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ 8ч
Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира » города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
И.А. ГОНЧАРОВ 6ч
Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова ». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
И.С. ТУРГЕНЕВ 8ч
Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Роман «Отцы и дети». Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ 3ч
Роман «Что делать? » (обзор). «Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».
Н.А. НЕКРАСОВ 8ч
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо » коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Ф.И. ТЮТЧЕВ 3ч
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentiuml», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
А.А. ФЕТ 4ч
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Н.С. ЛЕСКОВ 3ч
Повесть «Очарованный странник ». Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН 5ч
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
А.К. ТОЛСТОЙ 2ч
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной » лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Л.Н. ТОЛСТОЙ 15ч
Роман «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогероиность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная » как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир »; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ 15ч
Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
А.П. ЧЕХОВ 10ч
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня », «Три сестры».
Региональная литература Б.Поляков; В. Субботенко, С.Овчаренко, Л.Огурцова, В.Егоров, А.Куприн, И.Бунин, С.Сергеев-Ценский.
3.Тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов | Кол-во часов |
Программа С.А. Зинина | РП | Развитие речи | КР | Вн. чтение |
Введение | 1 | 1 | | | |
Из русской литературы 1 половины XIX века А.С.Пушкин М.Ю. Лермонтов Н.В. Гоголь | 10
4 3 3 | 10
4 3 3 |
1 | | |
Из русской литературы 2 половины XIX века Литература и журналистика 50 - 80-х годов XIX века А.Н.Островский И.А.Гончаров И.С.Тургенев Н.Г. Чернышевский Н.А.Некрасов Ф.И. Тютчев А.А. Фет Н.С. Лесков М.Е.Салтыков - Щедрин А.К.Толстой Л.Н.Толстой Ф.М. Достоевский А.П.Чехов | 91
1 8 6 8 3 8 3 4 3 5 2 15 15 10 | 91
1 8 6 8 3 8 3 4 3 5 2 15 15 10 |
2 1 3
2
2 2 2 |
1 |
1
1
1
1
2 |
Итого | 102 | 102 | 15 | 1 | 6 |
Произведения для заучивания наизусть в 10 классе
А. Н. Островский. «Гроза» - действие 1, явление 3-е от слов «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе...» до слов «Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку» (монолог Кулигина).
А. А. Фет. «Одним толчком согнать ладью живую...», «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...».
Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Silentium!», «Фонтан», «О, как убийственно мы любим...».
Н. А. Некрасов. «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...»,«Элегия» («Пускай нам говорит...»), «Человек сороковых годов».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добровская школа-гимназия имени Я.М.Слонимского»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Комсомольская, 1-А, с. Доброе, Симферопольский район, РК, 297571
тел/факс 0(652) 31-12-24, e-mail: dobrovskijuvk@mail.ru ИНН9109008822_
РАССМОТРЕНО на заседании МО руководитель МО _______В.П.Годлевская Протокол №_____от ______2018г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________М.К.Кальченко _________2018г. | УТВЕРЖДЕНО приказ № _______от _______2018г. Директор школы _______Н.Б.Федорченко |
Календарно – тематическое планирование
по литературе
для 10 класса
(базовый уровень)
на 2018/2019 учебный год
учитель: Велиев Эдем Рустемович
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
План | Факт (коррекция) |
1 | 01.09 | | ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 в. (11 ч) Обзор русской литературы первой половины 19 века (1 ч.) . | 1 |
2 3 | 06.09 07.09 | | А.С.ПУШКИН (4ч) «Чувства добрые» в пушкинской лирике. (Обзор лирики). Образно-тематическое багатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Анализ стихотворений | 1 1 |
4 | 07.09 | | А.С.Пушкин Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии | 1 |
5 | 08.09 | | Рр№1 Развёрнутый монологический ответ на вопрос. | 1 |
6 | 13.09 | | Творчество М.Ю.Лермонтова.( 3ч) Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова. (Обзор лирики). | 1 |
7 8 | 14.09 15.09 | | М. Ю. Лермонтов. «Демон». Нравственно-философская проблематика поэмы Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» | 1 |
9 | 20.09 | | Н.В.Гоголь (3ч) Творчество Н.В.Гоголя (обзор). Нравственная проблематика повести «Невский проспект». Образ Петербурга в повести | 1 |
10 | 21.09 | | Повесть «Нос». Особенности стиля Н.В.Гоголя, своеобразие его творческой манеры | 1 |
11 | 22.09 | | Проверочная работа по разделу «ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 в.» | 1 |
12 | 27.09 | | ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА. ( ч.) Литература и журналистика 50 - 80-х годов XIX века | 1 |
13 | 28.09 | | А.Н.Островский ( 8 часов ) А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесах А.Островского. | 1 |
14 | 29.09 | | Драма «Гроза» А.Островского. Изображение «затерянного мира » города Калинова в драме «Гроза». | 1 |
15 | 04.10 | | А Островский «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Драматический конфликт | 1 |
16 | 05.10 | | А Островский «Гроза». Образ Катерины в свете критики. (Н.А. Добролюбов.).Многозначность названия, символичность. | 1 |
17 | 06.10 | | А Островский «Гроза». Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза» | 1 |
18 | 11.10 | | Вн.чт. 1 А. Островский «Свои люди - сочтемся» | 1 |
19 20 | 12.10 | | РР № 2-3 Контрольное сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза» | 2 |
21 | 13.10 | | И.А.Гончаров (6ч) И.А. Гончаров. Личность и творчество. История создания романа «Обломов». | 1 |
22 | 18.10 | | Быт и бытие Ильи Ильича Обломова в романе «Обломов». Петербургская «обломовщина». | 1 |
23 | 19.10 | | Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. Внутренняя противоречивость натуры Обломова | 1 |
24 25 | 20.10 25.10 | | Любовная тема в романе «Обдомов» (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной). Роман «Обломов» в русской критике | 1 1 |
26 | 26.10 | | Рр № 4 Подготовка к домашнему сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов» | 1 |
27 | 27.10 | | И.С.Тургенев(8 ч) Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор) | 1 |
28 | 07.11 | | И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети». Сюжет, композиция, система образов романа. | 1 |
29 | 08.11 | | Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно – философские истоки. Базаров и Аркадий | 1 |
30 | 10.11 | | Отцы в романе «Отцы и дети». Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Смысл названия. | 1 |
31 | 14.11 | | И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети». Любовная линия в романе и ее место в проблематике произведения | 1 |
32 | 15.11 | | Рр №5 Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И.Писарева, Н.Н.Страхова, М.А.Антоновича). | 1 |
33- 34 | 17.11 21.11 | | Рр № 6 -7 Контрольное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». | 2 |
35 36 | 22.11 24.11 | | Н.Г. Чернышевский(3ч) Н.Г. Чернышевский. Личность писателя и история создания романа «Что делать?» «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» в романе «Что делать?» | 1 1 |
37 | 28.11 | | Черты социальной утопии в романе «Что делать?» Анализ «Четвертого сна Веры Павловны». . | 1 |
38 | 29.11 | | Н.А.Некрасов (8 ч) Жизнь и творчество Н.А. Некрасова (обзор).Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. | 1 |
39 | 01.12 | | Н.А.Некрасов. Судьба поэта – гражданина. Тема народа в поэзии Некрасова.. | 1 |
40 | 05.12 | | Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика | 1 |
41 42 43 44 | 06.12 07.12 08.12 12.12 | | Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Анализ отдельных глав. Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Проблема счастья и ее решение в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Образ Гриши Добросклонова
Рр № 9 Защита творческих проектов на тему «Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | 1 1 1 |
45 | 13.12 | | Рр№10 Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству Н.А. Некрасова. | 1 |
46 | 15.12 | | Вн.чт. №2 Философская лирика поэтов Крыма Л. Огурцова, авторская песня В.Егорова | 1 |
47 | 19.12 | | Ф.И. Тютчев(3ч) Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия. Мир природы в лирике Тютчева («Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.). | 1 |
48 | 20.12 | | Личность и мироздание в лирике Тютчева . | 1 |
49 | 22.12 | | «Умом Россию не понять». Патриотическая лирика Ф.И.Тютчева | 1 |
50 | 26.12 | | А.А. Фет(4ч) А.А. Фет. Жизнь и творчество(обзор). «Культ мгновенья » в творчестве поэта | 1 |
51 | 27.12 | | Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…» и др.). | 1 |
52 | 09.01 | | Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…» и др.). | 1 |
53 | 10.01 | | Проверочная работа по творчеству Тютчева и Фета | 1 |
54 55 | 12.01 16.01 | | Н.С. Лесков(3 ч) Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь. Тема трагической судьбы талантливого русского человека в повести «Очарованный странник». Образ И. Флягина в повести «Очарованный странник». | 1 1 |
56 | 17.01 | | Отображение Н.С. Лесковым русского национального характера в героях повести | 1 |
57 58 | 19.01 23.01 | | М.Е.Салтыков - Щедрин(5 ч) Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова - Щедрина (обзор).«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве, «Премудрый пискарь»). | 1 1 |
59 | 24.01 | | «История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа | 1 |
60 | 26.01 | | «История одного города» Судьба глуповцев и проблема финала романа. | 1 |
61 | 30.01 | | Вн.чт № 3 М.Е.Салтыков - Щедрин. Сказки «Орел - меценат», «Вяленая вобла», «Либерал» | 1 |
62 | 31.01 | | А.К.Толстой(2ч) А.К.Толстой Жизнь и творчество (обзор). Мир природы в лирике А.К. Толстого | 1 |
63 | 02.02 | | Интимная лирика А.К. Толстого. («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» и др.). | 1 |
64 | 06.02 | | Л.Н.Толстой (15 ч) Жизнь и творчество Л.Н.Толстого.Роман – эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа | 1 |
65 | 07.02 | | Л.Н.Толстой«Война и мир». Система образов в романе. Нравственная концепция Толстого, критерии оценки личности. | 1 |
66 | 09.02 | | Л.Н.Толстой«Война и мир». Изображение светского общества. | 1 |
67 | 13.02 | | Л.Н.Толстой «Война и мир». Путь идейно – нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. | 1 |
68 69 | 14.02 16.02 | | Л.Н.Толстой «Война и мир». «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. | 1 1 |
70 | 20.02 | | Л.Н.Толстой «Война и мир». Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. | 1 |
71 | 21.02 | | Л.Н.Толстой «Война и мир». Тема войны в романе. Толстовская философия истории. | 1 |
72 | 27.02 | | Л.Н.Толстой «Война и мир». Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. | 1 |
73 | 28.02 | | Л.Н.Толстой «Война и мир». Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». | 1 |
74 | 02.03 | | Л.Н.Толстой«Война и мир». Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. | 1 |
75 | 06.03 | | Л.Н.Толстой «Война и мир». Психологизм романа, «диалектика души». Мировое значение творчества писателя. | 1 |
76 77 | 07.03 09.03 | | Рр № 9-10 Контрольное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». | 2 |
78 | 13.03 | | Вн.чт.4 Л.Н.Толстой. Цикл «Севастопольские рассказы». Военная тем а в творчестве писателя | 1 |
79 | 14.03 | | Ф.М. Достоевский (15ч) Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. | 1 |
80 | 16.03 | | Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Теория Раскольникова и ее развенчание. | 1 |
81 | 20.03 | | Раскольников и его идейные «двойники» (Лужин, Свидригайлов и др.) в романе «Преступление и наказание» | 1 |
82 | 21.03 | | Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Образы «униженных и оскорбленныхТема «маленького человека». | 1 |
83 | 23.03 | | Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Петербург Достоевского. Приемы создания образа Петербурга. | 1 |
84 | 03.04 | | Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. | 1 |
85 | 04.04 | | Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Художественное своеобразие романа. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. | 1 |
86 | 06.04 | | Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». | 1 |
87 88 | 10.04 11.04 | | РР №11-12 Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | 2 |
89 | 13.04 | | А.П.Чехов (10 часов) А.П. Чехов Жизнь и творчество. Темы, сюжеты и проблематика рассказов «Студент», «Ионыч», «Дом с мезонином». | 1 |
90 | 17.04 | | «Быт» и «бытие» в прозе А.П.Чехова. Образы «футлярных» людей в рассказах «Человек в футляре», «Палата №6», «Крыжовник» | 1 |
91 | 18.04 | | А.Чехов «Дама с собачкой» Глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы. | 1 |
92 | 20.04 | | А.П.Чехов Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. | 1 |
93 | 24.04 | | Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта | 1 |
94 | 25.04 | | Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани в пьесе «Вишневый сад».. | 1 |
95 | 27.04 | | Образы слуг в пьесе «Вишневый сад».. (Яша, Дуняша, Фирс). | 1 |
96 | 04.05 | | Символический смысл образа вишневого сада в комедии «Вишневый сад».. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе | 1 |
97 | 08.05 | | Новаторство Чехова – драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. | 1 |
98 | 11.05 | | Р.р.№13 Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.П. Чехова | 1 |
99 | 15.05 | | Контрольная работа за курс изучения литературы в 10 классе. (тесты) | 1 |
100 | 16.05 | | Вн.чт.№5 Крым в произведениях русских писателей А.Куприн, И.Бунин, С. Сергеев-Ценский | 1 |
101 | 18.05 | | Вн.чт.№6 Крым в произведениях русских писателей А.Куприн, И.Бунин, С. Сергеев-Ценский | 1 |
102 | 22.05 | | Рр № 14 Защита исследовательских работ по литературе XIX века | 1 |
Произведения для заучивания наизусть в 10 классе А. Н. Островский. «Гроза» - действие 1, явление 3-е от слов «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе...» до слов «Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку» (монолог Кулигина).
А. А. Фет. «Одним толчком согнать ладью живую...», «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...».
Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Silentium!», «Фонтан», «О, как убийственно мы любим...».
Н. А. Некрасов. «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...»,«Элегия» («Пускай нам говорит...»), «Человек сороковых годов».