№ | Тема урока. Тип урока. Лаб. раб. | Элементы содержания. | Требования к уровню подготовки. | Домашнее задание. | Дата. |
Глава 1. Общие закономерности жизни.(3 ч.) |
1. | Биология-наука о живом мире. Методы биологических исследований. Вводный урок. | Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения биологических объектов: эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов. | Давать определение термину биология. Перечислять методы научного исследования. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира. | §§ 1,2,стр.4-10. | |
2. | Общие свойства живых организмов. Комбинированный урок. | Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, гомеостаз, размножение, развитие, наследственность и изменчивость. Обмен веществ, процессы синтеза и распада. | Давать определение понятию жизнь. Называть признаки живых организмов. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделять особенности развития живых организмов. | § 3, стр.10-13, рис.3. | |
3. | Многообразие форм живых организмов. Комбинированный урок. | Среды жизни на Земле и многообразие их организмов. Клеточное разнообразие организмов и их царства. Вирусы — неклеточная форма жизни. Разнообразие биосистем, отображающее структурные уровни организации жизни. | Называть четыре среды жизни в биосфере. Характеризовать отличительные особенности представителей разных царств живой природы. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов, понятие «биосистема». | § 4, стр.13-18, рис.4. | |
Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне. (9ч.) |
4. | Многообразие клеток. Л/б №1. «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Обобщение ранее изученного материала. Многообразие типов клеток: свободноживущие и образующие ткани, прокариоты, эукариоты. Роль учёных в изучении клетки. | Называть отличительный признак различия клеток прокариот и эукариот. Выделять существенные признаки жизнедеятельности клетки свободноживущей и входящей в состав ткани. Называть имена учёных, положивших начало изучению клетки. Рассматривать, сравнивать и зарисовывать клетки растительных и животных тканей. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | § 5, стр.22-26, рис.6,7,8. | |
5. | Химические вещества в клетке. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Обобщение ранее изученного материала. Особенности химического состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток. Неорганические и органические вещества клетки. Содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и организме. Их функции в жизнедеятельности клетки. | Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки. Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке. Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы. | § 6, стр.28-32, рис. 9. | |
6. | Строение клетки. Комбинированный урок. | Структурные части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма с органоидами и включениями. | Различать основные части клетки. Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки. Сравнивать особенности клеток растений и животных. | § 7 ,стр.33-35, рис.13,14. | |
7. | Органоиды клетки и их функции. Комбинированный урок. | Мембранные и немембранные органоиды, отличительные особенности их строения и функции. | Выделять и называть существенные признаки строения органоидов. Различать органоиды клетки на рисунке учебника. Объяснять функции отдельных органоидов в жизнедеятельности растительной и животной клеток. | § 8, стр. 35-38, рис. 15. | |
8. | Обмен веществ – основа существования клетки. Комбинированный урок. | Понятие об обмене веществ как совокупности биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. Значение ассимиляции и диссимиляции в клетке. Равновесие энергетического состояния клетки — обеспечение её нормального функционирования. | Определять понятие «обмен веществ». Устанавливать различие понятий «ассимиляция» и «диссимиляция». Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль АТФ. Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма. | § 9, стр39-41. | |
9. | Биосинтез белка в клетке. Комбинированный урок. | Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белка в клетке. Роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе белков. | Определять понятие «биосинтез белка». Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке. Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке. | § 10, стр.41-44, рис.17. | |
10. | Биосинтез углеводов - фотосинтез. Комбинированный урок. | Понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов в живой клетке. Две стадии фотосинтеза: световая и темновая. Условия протекания фотосинтеза и его значение. | Определять понятие «фотосинтез». Сравнивать стадии фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать значение фотосинтеза для растительной клетки и природы. | § 11, стр.45-48, рис.18. | |
11. | Обеспечение клеток энергией. Комбинированный урок. | Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки энергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородный (ферментативный, или гликолиз) и кислородный. Роль митохондрий в клеточном дыхании. | Определять понятие «клеточное дыхание». Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы. Характеризовать значение клеточного дыхания для клетки и организма. Выявлять сходство и различие дыхания и фотосинтеза. | § 12, стр.49-52. | |
12. | Размножение клетки и её жизненный цикл. Л/б №2. «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения». Комбинированный урок. | Размножение клетки путём деления — общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у прокариот — деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки. | Характеризовать значение размножения клетки. Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать выводы на основе сравнения. Давать определение понятия «митоз». Объяснять механизм распределения наследственного материала между двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот. Давать определение понятия «клеточный цикл». Называть и характеризовать стадии клеточного цикла. | § 13, стр.52-55, рис.22, 23. | |
13. | Контрольная работа. Урок контроля и оценки знаний. | Оценка знаний по пройденному материалу. | Повторение пройденного материала. | |
Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне. (15 ч.) |
14. | Организм – открытая живая система (биосистема). Комбинированный урок. | Организм как живая система. Компоненты системы, их взаимодействие, обеспечивающее целостность биосистемы «организм». Регуляция процессов в биосистеме. | Обосновывать отнесение живого организма к биосистеме. Выделять существенные признаки биосистемы «организм»: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, связи с внешней средой. Объяснять целостность и открытость биосистемы. Характеризовать способность биосистемы к регуляции процессов жизнедеятельности. | § 14, стр.62-64. | |
15. | Примитивные организмы. Комбинированный урок. | Разнообразие форм организмов: одноклеточные, многоклеточные и неклеточные. Бактерии как одноклеточные доядерные организмы. Вирусы как неклеточная форма жизни. Отличительные особенности бактерий и вирусов. Значение бактерий и вирусов в природе. | Выделять существенные признаки бактерий, цианобактерий и вирусов. Объяснять (на конкретных примерах) строение и значение бактерий, цианобактерий и вирусов. Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс проникновения вируса в клетку и его размножения. | § 15, стр.65-67, рис. 24,25. | |
16. | Растительный организм и его особенности. Комбинированный урок. | Главные свойства растений: автотрофность, неспособность к активному передвижению, размещение основных частей — корня и побега — в двух разных средах. Особенности растительной клетки: принадлежность к эукариотам, наличие клеточной стенки, пластид и крупных вакуолей. Способы размножения растений: половое и бесполое. Особенности полового размножения. Типы бесполого размножения: вегетативное, спорами, делением клетки надвое. Обобщение ранее изученного материала. | Выделять и обобщать существенные признаки растений и растительной клетки. Характеризовать особенности процессов жизнедеятельности растений. Сравнивать значение полового и бесполого способов размножения растений, делать выводы на основе сравнения. | § 16, стр.68-73, рис.26. | |
17. | Многообразие растений и их значение в природе. Комбинированный урок. | Многообразие растений: споровые и семенные. Особенности споровых растений: водорослей, моховидных, папоротников, хвощей и плаунов; семенных растений: голосеменных и цветковых (покрытосеменных). Классы от дела Цветковые: двудольные и однодольные растения. Особенности и значение семени в сравнении со спорой. | Объяснять роль различных растений в жизни человека. Приводить конкретные примеры использования человеком разных способов размножения растений в хозяйстве и в природе. Выделять и обобщать существенные признаки растений разных групп, особенности строения споровых растений. Называть конкретные примеры споровых растений. Выделять и обобщать особенности строения семенных растений. Называть конкретные примеры голосеменных и покрытосеменных. Различать и называть органы цветкового растения и растений иных отделов на натуральных объектах, рисунках, фотографиях. | § 17, стр.73-78, рис.30. | |
18. | Организмы царства грибов и лишайников. Комбинированный урок. | Грибы, их сходство с другими эукариотическими организмами — растениями и животными — и отличие от них. Специфические свойства грибов. Многообразие и значение грибов: плесневых, шляпочных, паразитических. Лишайники как особые симбиотические организмы; их многообразие и значение. | Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности грибов и лишайников. Сравнивать строение грибов со строением растений и животных, делать выводы. Называть конкретные примеры грибов и лишайников. Сравнивать строение гриба и лишайника, делать выводы. Характеризовать значение грибов и лишайников для природы и человека. Отмечать опасность ядовитых грибов и необходимость знания правил сбора грибов в природе. | §18, стр.78-81, рис.31,32. | |
19. | Животный организм и его особенности. Комбинированный урок. | Особенности животных организмов: принадлежность к эукариотам, гетеротрофность, способность к активному передвижению, забота о потомстве, постройка жилищ (гнёзд, нор). Деление животных по способам добывания пищи: растительноядные, хищные, паразитические, падальщики, всеядные. | Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных. Наблюдать и описывать поведение животных. Называть конкретные примеры различных диких животных и наиболее распространённых домашних животных. Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных. | § 19 , стр. 81-84. | |
20. | Разнообразие животных. Комбинированный урок. | Деление животных на два подцарства: Простейшие и Многоклеточные. Особенности простейших: распространение, питание, передвижение. Многоклеточные животные: беспозвоночные и позвоночные. Особенности разных типов беспозвоночных животных. Особенности типа Хордовые. | Выявлять принадлежность животных к определённой систематической группе (классификации). Различать на натуральных объектах, рисунках, фотографиях, таблицах органы и системы органов животных разных типов и классов, наиболее распространённых домашних животных и животных, опасных для человека. Объяснять роль различных животных в жизни человека. Характеризовать рост и развитие животных (на примере класса Насекомые, типа Хордовые). | § 20, стр.85-89, рис.36,38. | |
21. | Сравнение свойств организма человека и животных. Комбинированный урок. | Сходство человека и животных. Отличие человека от животных. Системы органов у человека как организма: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная. Органы чувств. Умственные способности человека. Причины, обусловливающие социальные свойства человека. | Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными. Выявлять и называть клетки, ткани органы и системы органов человека на рисунках учебника и таблицах. Сравнивать клетки, ткани организма человека и животных, делать выводы. Выделять особенности биологической природы человека и его социальной сущности. | § 21, стр.90-94. | |
22. | Контрольная работа. Урок контроля и оценки знаний. | Оценка знаний по пройденному материалу. | Повторение пройденного материала. | |
23. | Размножение живых организмов. Комбинированный урок. | Типы размножения: половое и бесполое. Особенности полового размножения: слияние мужских и женских гамет, оплодотворение, образование зиготы. Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Смена поколений — бесполого и полового — у животных и растений. | Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов размножения организмов. Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, делать выводы. Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии живого мира. Выявлять и называть половое и бесполое поколения у папоротника по рисунку учебника. Характеризовать значение полового и бесполого поколений у растений и животных. Раскрывать биологическое преимущество полового размножения. | § 22, стр. 94-97. | |
24. | Индивидуальное развитие. | Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Стадии развития эмбриона: зигота, дробление, гаструла с дифференциацией клеток на эктодерму, энтодерму и мезодерму, органогенез. Особенности процесса развития эмбриона, его зависимость от среды. Особенности постэмбрионального развития. Развитие животных организмов с превращением и без превращения. | Давать определение понятия «онтогенез». Выделять и сравнивать существенные признаки двух периодов онтогенеза. Объяснять процессы развития и роста многоклеточного организма. Различать на рисунке и таблице основные стадии развития эмбриона. Сравнивать и характеризовать значение этапов развития эмбриона. Объяснять зависимость развития эмбриона от наследственного материала и условий внешней среды. Объяснять на примере насекомых развитие с полным и неполным превращением. Называть и характеризовать стадии роста и развития у лягушки. | § 23, стр.97-101, рис. 46. | |
25. | Образование половых клеток. Мейоз. Комбинированный урок. | Понятие о диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в клетке. Женские и мужские половые клетки — гаметы. Мейоз как особый тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза. Понятие о сперматогенезе и оогенезе. | Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов. Давать определение понятия «мейоз». Характеризовать и сравнивать первое и второе деление мейоза. Различать понятия «сперматогенез» и «оогенез». Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза. | § 24, стр.101-104,рис.49. | |
26. | Изучение механизма наследственности. Комбинированный урок. | Начало исследований наследственности организмов. Первый научный труд Г. Менделя и его значение. Достижения современных исследований наследственности организмов. Условия для активного развития исследований наследственности в ХХ в. | Характеризовать этапы изучения наследственности организмов. Объяснять существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г. Менделя. Выявлять и характеризовать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости. | § 25, стр.105-108. | |
27. | Основные закономерности наследственности организмов. Л/р. № 3«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов». Комбинированный урок. | Понятие о наследственности и способах передачи признаков от родителей потомству. Набор хромосом в организме. Ген и его свойства. Генотип и фенотип. Изменчивость и её проявление в организме. | Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость». Объяснять механизмы наследственности и изменчивости. Давать определение понятия «ген». Давать определения понятий «генотип» и «фенотип». | § 26, стр.109-112. | |
28. | Закономерности изменчивости. Комбинированный урок. | Понятие об изменчивости и её роли для организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы наследственной (генотипической) изменчивости: мутационная, комбинативная. | Выделять существенные признаки изменчивости. Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости организмов. Объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости. Давать определение понятия «мутаген». | § 27, стр.113-116. | |
29. | Ненаследственная изменчивость. Л/р. № 4 «Изучение изменчивости у организмов». Комбинированный урок. | Понятие о ненаследственной (фенотипической) изменчивости, её проявлении у организмов и роли в их жизнедеятельности. Знакомство с примерами ненаследственной изменчивости у растений и животных. | Выявлять признаки ненаследственной изменчивости. Называть и объяснять причины ненаследственной изменчивости. Обобщать информацию и формулировать выводы. | § 28, стр.116-120, рис.53. | |
30. | Основы селекции организмов. Комбинированный урок. | Понятие о селекции. История раз вития селекции. Селекция как наука. Общие методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных, микроорганизмов. | Называть и характеризовать методы селекции. Анализировать значение селекции и биотехнологии в жизни людей | § 29, стр.121-127. | |
31. | Контрольная работа. Урок контроля и оценки знаний. | Оценка знаний по пройденному материалу. | Повторение пройденного материала. | |
Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле.(19 ч.) |
32. | Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Урок изучения и закрепления первичных знаний. | Гипотезы происхождения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера, опровергающие гипотезы о самозарождении жизни. | Выделять и пояснять основные идеи гипотез о происхождении жизни. Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера. | § 30, стр.132-134. | |
33. | Современные представления о возникновении жизни на Земле. Комбинированный урок. | Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Условия возникновения жизни на Земле. Гипотеза Дж. Холдейна. | Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез о происхождении жизни Опарина и Холдейна, делать выводы. Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов. | § 31, стр.135-138 | |
34. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Комбинированный урок. | Особенности первичных организмов. Появление автотрофов — цианобактерий. Изменения условий жизни на Земле. Причины изменений. Появление биосферы. | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности первичных организмов. Объяснять роль биологического круговорота веществ. | § 32, стр. 138-142. | |
35. | Этапы развития жизни на Земле. Комбинированный урок. | Общее направление эволюции жизни. Эры, периоды и эпохи в истории Земли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни. | Выделять существенные признаки эволюции жизни. Различать эры в истории Земли. Характеризовать причины выхода организмов на сушу. | § 33,стр.143-146. | |
36. | Идеи развития органического мира в биологии. Комбинированный урок. | Возникновение идей об эволюции живого мира. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка. | Выделять существенные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка. Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии. | § 34, стр.146-149. | |
37. | Чарльз Дарвин об эволюции органического мира. Комбинированный урок. | Исследования, проведённые Ч. Дарвином. Основные положения эволюции видов, изложенные Дарвином. Движущие силы процесса эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за существование и естественный отбор. Результаты эволюции. Значение работ Ч. Дарвина. | Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Дарвина. Характеризовать движущие силы эволюции. Называть и объяснять результаты эволюции. | § 35, стр149-153. | |
38. | Современные представления об эволюции органического мира. Комбинированный урок. | Популяция как единица эволюции. Важнейшие понятия современной теории эволюции. | Выделять и объяснять основные положения эволюционного учения. Объяснять роль популяции в процессах эволюции видов. Называть факторы эволюции, её явления, материал, элементарную единицу. | § 36, стр.153-157. | |
39. | Контрольная работа. Урок контроля и оценки знаний. | Оценка знаний по пройденному материалу. | Повторение пройденного материала. | |
40. | Вид, его критерии и структура. Комбинированный урок. | Вид — основная систематическая единица. Признаки вида как его критерии. Популяции — внутривидовая группировка родственных особей. Популяция — форма существования. | Выявлять существенные признаки вида. Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде обитания. Сравнивать популяции одного вида. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания. | § 37, стр. 157-160. | |
41. | Процессы образования видов. Комбинированный урок. | Видообразование. Понятие о микроэволюции. Типы видообразования: географическое и биологическое. | Объяснять причины многообразия видов. Объяснять причины двух типов видообразования. Анализировать и сравнивать примеры видообразования. | § 38, стр. 160-163. | |
42. | Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. Комбинированный урок. | Условия и значение дифференциации вида. Понятие о макроэволюции. Доказательства процесса эволюции: палеонтологические, эмбриологические, анатомо-морфологические. | Выделять существенные процессы дифференциации вида. Объяснять возникновение надвидовых групп. | § 39, стр.164-167, рис. 71. | |
43. | Основные направления эволюции. Комбинированный урок. | Прогресс и регресс в живом мире. Направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация организмов. | Давать определения понятиям «биологический прогресс» и «биологический регресс». Характеризовать направления биологического прогресса. Объяснять роль основных направлений эволюции. Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции. Называть и пояснять примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации. | § 40, стр.168-174. | |
44. | Примеры эволюционных преобразовании живых организмов. Комбинированный урок. | Обобщение ранее изученного материала об эволюции. Эволюция — длительный исторический процесс. Эволюционные преобразования животных и растений. Уровни преобразований. | Характеризовать эволюционные преобразования у животных на примере нервной, пищеварительной, репродуктивной систем. Характеризовать эволюционные преобразования репродуктивной системы у растений. Сравнивать типы размножения у растительных организмов. Объяснять причины формирования биологического разнообразия видов. | § 41, стр. 174-178, рис. 76,77. | |
45. | Основные закономерности эволюции. Л/р. № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания». Комбинированный урок. | Закономерности биологической эволюции в природе: необратимость процесса, прогрессивное усложнение форм жизни, адаптации, появление новых видов. | Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки наследственных свойств организмов и наличия их изменчивости. Записывать выводы и наблюдения в таблицах. | § 42, стр.178-181. | |
46. | Человек – представитель животного мира. Комбинированный урок. | Эволюция приматов. Ранние предки приматов. Гоминиды. Современные человекообразные обезьяны. | Различать и характеризовать основные особенности предков приматов и гоминид. Сравнивать и анализировать признаки ранних гоминид и человекообразных обезьян на рисунках учебника. | § 43, стр.183-185. | |
47. | Эволюционное происхождение человека. Комбинированный урок. | Накопление фактов о происхождении человека. Доказательства родства человека и животных. Важнейшие особенности организма человека. Проявление биологических и социальных факторов в историческом процессе происхождения человека. Общественный (социальный) образ жизни — уникальное свойство человека. | Характеризовать основные особенности организма человека. Сравнивать по рисунку учебника признаки сходства строения организма человека и человекообразных обезьян. Доказывать на конкретных примерах единство биологической и социальной сущности человека. | § 44, стр.186-189. | |
48. | Этапы эволюции человека. Комбинированный урок. | Ранние предки человека. Переход к прямохождению — выдающийся этап эволюции человека. Стадии антропогенеза: предшественники, человек умелый, древнейшие люди, древние люди, современный человек. Ранние неоантропы — кроманьонцы. Отличительные признаки современных людей. Биосоциальная сущность человека. Влияние социальных факторов на действие естественного отбора в историческом развитии человека. | Различать и характеризовать стадии антропогенеза, неоантропа — кроманьонца как человека современного типа. Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного. Обосновывать влияние социальных факто ров на формирование современного человека | § 45, стр. 189-194, рис.87. | |
49. | Человеческие расы, их родство и происхождение. Комбинированный урок. | Человек разумный — полиморфный вид. Понятие о расе. Основные типы рас. Происхождение и родство рас. | Называть существенные признаки вида Человек разумный. Объяснять приспособленность организма человека к среде обитания. Выявлять причины многообразия рас человека. Характеризовать родство рас на конкретных примерах. Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида Человек разумный. | § 46, стр. 194-198. | |
50. | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Комбинированный урок. | Человек — житель биосферы. Влияние человека на биосферу. Усложнение и мощность воздействия человека в биосфере. Сохранение жизни на Земле — главная задача Человечества. | Выявлять причины влияния человека на биосферу. Характеризовать результаты влияния человеческой деятельности на биосферу. | § 47, стр.198-201. | |
51. | Контрольная работа. Урок контроля и оценки знаний. | Оценка знаний по пройденному материалу. | Проверка пройденного материала. | |
Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды.(12 ч). |
52. | Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. Урок изучения и закрепления первичных знаний. | Среды жизни и экологические факторы. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Условия жизни организмов в разных средах. Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные. | Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле. Называть характерные признаки организмов — обитателей этих сред жизни. Характеризовать черты приспособленности организмов к среде их обитания. Распознавать и характеризовать экологические факторы среды. | § 48, стр. 207-211, рис.93. | |
53. | Общие законы действия факторов среды на организмы. Комбинированный урок. | Закономерности действия факторов среды: закон оптимума, закон незаменимости фактора. Влияние экологических факторов на организмы. Периодичность в жизни организмов. Фотопериодизм. | Выделять и характеризовать основные закономерности действия факторов среды на организмы. Называть примеры факторов среды. Анализировать действие факторов на организмы по рисункам учебника. Выделять экологические группы организмов. | § 49, стр. 211-215. | |
54. | Приспособленность организмов к действию факторов среды. Л/р № 6 «Оценка качества окружающей среды». Комбинированный урок. | Примеры приспособленности организмов. Понятие об адаптации. Разнообразие адаптаций. Понятие о жизненной форме. Экологические группы организмов. | Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов. Называть необходимые условия возникновения и поддержания адаптаций. Различать значение понятий «жизненная форма» и «экологическая группа». | § 50, стр. 215-219. | |
55. | Биотические связи в природе. Комбинированный урок. | Биотические связи в природе: сети питания, способы добывания пи щи. Взаимодействие разных видов в природном сообществе: конкуренция, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм. Связи организмов разных видов. Значение биотических связей. | Выделять и характеризовать типы биотических связей. Объяснять многообразие трофических связей. Характеризовать типы взаимодействия видов организмов: мутуализм, симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция, приводить их примеры. Объяснять значение биотических связей. | § 51, стр. 220-223. | |
56. | Популяции. Комбинированный урок. | Популяция — особая надорганизменная система, форма существования вида в природе. Понятие о демографической и пространственной структуре популяции. Количественные показатели популяции: численность и плотность. | Выделять существенные свойства популяции как группы особей одного вида. Объяснять территориальное поведение особей популяции. Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и половых отношений между особями в популяции. Анализировать содержание рисунка учебника, иллюстрирующего свойства популяций. | §52, стр. 224-227, рис.99. | |
57. | Функционирование популяции в природе. Комбинированный урок. | Демографические характеристики популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, выживаемость. Возрастная структура популяции, половая структура популяции. Популяция как биосистема. Динамика численности и плотности популяции. Регуляция численности популяции. | Выявлять проявление демографических свойств популяции в природе. Характеризовать причины колебания численности и плотности популяции. Сравнивать понятия «численность популяции» и «плотность популяции», делать выводы. | § 53, стр.228-231. | |
58. | Сообщества. Комбинированный урок. | Природное сообщество как биоценоз, его ярусное строение, экологические ниши, пищевые цепи и сети питания. Главный признак природного сообщества — круговорот веществ и по ток энергии. Понятие о биотопе. Роль видов в биоценозе. | Выделять существенные признаки природного сообщества. Характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши. Понимать сущность понятия «биотоп». Сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз». | § 54, стр. 231-235, рис. 233 | |
59. | Биогеоценозы экосистемы и биосфера. Комбинированный урок. | Экосистемная организация живой природы. Функциональное различие видов в экосистемах (производители, потребители, разлагатели). Основные структурные компоненты экосистемы. Круговорот веществ и превращения энергии — основной признак экосистем. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский о биосфере. Компоненты, характеризующие состав и свойства биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Роль живого вещества в биосфере. | Выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества как экосистемы или биогеоценоза. Характеризовать биосферу как глобальную экосистему. Объяснять роль различных видов в процессе круговорота веществ и потоке энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Характеризовать роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере. | § 55, стр. 215-240, рис.104,106. | |
60. | Развитие и смена биогеоценозов. Комбинированный урок. | Саморазвитие биогеоценозов и их смена. Стадии развития биогеоценозов. Первичные и вторичные смены (сукцессии). Устойчивость биогеоценозов (экосистем). Значение знаний о смене природных сообществ. | Объяснять и характеризовать процесс смены биогеоценозов. Называть существенные признаки первичных и вторичных сукцессий, сравнивать их между собой, делать выводы. Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы. | § 56, стр. 240-243. | |
61. | Основные законы устойчивости живой природы. Комбинированный урок. | Цикличность процессов в экосистемах. Устойчивость природных экосистем. Причины устойчивости экосистем: биологическое разнообразие и сопряженная численность их видов, круговорот веществ и поток энергии, цикличность процессов. | Выделять и характеризовать существенные причины устойчивости экосистем. Объяснять на конкретных примерах значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости экосистемы. Приводить примеры видов — участников круговорота веществ в экосистемах. Объяснять на конкретных примерах понятия «сопряженная численность видов в экосистеме» и «цикличность». | § 57, стр.234-247, рис.108. | |
62. | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Л∕р № 6 «Оценка качества окружающей среды». | Отношение человека к природе в истории человечества. Проблемы биосферы: истощение природных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического разнообразия. Решение экологических проблем биосферы: рациональное использование ресурсов, охрана природы, всеобщее экологическое образование населения. | Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере. Обсуждать на конкретных примерах экологические проблемы своего региона и биосферы в целом. Аргументировать необходимость защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой и неживой природе. Выявлять и оценивать и степень загрязнения помещений. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. | § 58, стр.247-250. | |
63. | Обобщение и систематизация знаний. Урок обобщения, систематизации и проверки знаний. | Краткое подведение итогов содержания курса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Обсуждение достижений обучающихся по усвоению материалов курса биологии 9 класса. | Отвечать на итоговые вопросы. Обсуждать проблемные вопросы по материалам курса биологии 9 класса. | |
64. | Итоговая контрольная работа. Урок обобщения, систематизации и проверки знаний. | Краткое подведение итогов содержания курса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Обсуждение достижений обучающихся по усвоению материалов курса биологии 9 класса. | |
Итого: 64 часа. |