СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование в 8 классе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование составлено на основе: : авторской программы А.В. Перышкина, Н.В.Филоновича , Е.М.Гутника Физика. 7-9 классы , соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование в 8 классе»





КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2018 – 2019 учебный год

по физике___________________________________________

 Класс (классы):_________________________________________

 Учитель:_Обухов Дмитрий Николаевич_______________________

 Количество часов: всего:_68_часов.; в неделю:_2_часа.

Повторение_1_час.

 Плановых контрольных работ_6_ зачетов______, лабораторных

работ_11_, проектных работ_________

Вид программы: типовая; скорректированная; авторская (нужное подчеркнуть)

Уровень изучения: углубленный; расширенный; базовый (нужное подчеркнуть)

Планирование составлено на основе: : авторской программы А.В. Перышкина, Н.В.Филоновича , Е.М.Гутника Физика. 7-9 классы , соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике.


_

























Календарно - тематическое планирование ФГОС 8 класс.


№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведе

ния

Тип урока


план

факт


Тепловые явления. (25 часов)


Инструктаж вводный. Тепловое движение. Температура.

1



Урок открытия нового знания

Внутренняя энергия.

1



Урок открытия нового знания

Способы изменения внутренней энергии тела.

1



Урок открытия нового знания

Теплопроводность. Конвекция. Излучение.

1



Урок открытия нового знания

Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.

1



Урок общеметодологической направленности

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

1



Урок общеметодологической направленности

Удельная теплоёмкость.

1



Урок общеметодологической направленности

Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Решение задач.

1



Урок общеметодологической направленности

Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1



Урок развивающего контроля

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела»

1



Урок развивающего контроля

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

1



Урок открытия нового знания

Закон сохранения и превращения энергии в тепловых и механических процессах.

1



Урок общеметодологической направленности

Тепловые явления. Решение задач.

1



Урок развивающего контроля

Контрольная работа №1 «Тепловые явления»

1



Урок развивающего контроля

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. АКТ.

1



Урок открытия нового знания

График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления.

1



Урок открытия нового знания

Повторный инструктаж. Способы расчета количества теплоты, необходимого для плавления вещества. Решение задач.

1



Урок развивающего контроля

Испарение. Конденсация. Поглощение энергии при и испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.

1



Урок общеметодологической направленности

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. Решение задач.

1



Урок общеметодологической направленности

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

1



Урок общеметодологической направленности

Лабораторная работа №3 «Измерение влажности воздуха» Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1



Урок развивающего контроля

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

1



Урок открытия нового знания

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

1



Урок открытия нового знания

Повторение и обобщение по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». Решение задач.

1



Урок развивающего контроля

Контрольная работа №2 «Изменение агрегатных состояний вещества»

1



Урок развивающего контроля

Электрические явления (27 часов)


Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.

1



Урок открытия нового знания

Электроскоп. Электрическое поле.

1



Урок общеметодологической направленности

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома.

1



Урок общеметодологической направленности

Объяснение электрических явлений.

1



Урок развивающего контроля

Проводники, полупроводники, и непроводники электричества.

1



Урок открытия нового знания

Электрический ток. Источники электрического тока.

1



Урок открытия нового знания

Электрическая цепь и её составные части. Электрический ток в металлах.

1



Урок открытия нового знания

Действия электрического тока. Направление электрического тока.

1



Урок открытия нового знания

Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

1



Урок открытия нового знания

.Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».

1



Урок развивающего контроля

Электрическое напряжение. Единицы напряжения.

1



Урок открытия нового знания

Вольтметр. Зависимость силы тока от напряжения. Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1



Урок развивающего контроля

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Удельное сопротивление. Расчёт сопротивления проводников.

1



Урок открытия нового знания

Закон Ома для участка цепи.

1



Урок общеметодологической направленности

Реостаты.

.Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом»

1



Урок развивающего контроля

Лабораторная работа №7«Определение сопротивления проводника при помощи вольтметра и амперметра»

1



Урок развивающего контроля

Последовательное соединение проводников

1



Урок общеметодологической направленности

Параллельное соединение проводников.

1



Урок общеметодологической направленности

Закон Ома для участка цепи. Методы расчета основных параметров последовательного и параллельного соединений проводников. Решение задач.

1



Урок развивающего контроля

Контрольная работа №3 по теме: «Электрический ток. Соединение проводников».

1



Урок развивающего контроля

Работа и мощность электрического тока.


1



Урок открытия нового знания

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Лабораторная работа №8 « Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

1



Урок развивающего контроля

Нагревание проводника электрическим током. Закон Джоуля-Ленца.

1



Урок общеметодологической направленности

Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

1



Урок общеметодологической направленности

Конденсатор.

1



Урок открытия нового знания

Повторение и обобщение по теме «Электрические явления»

1



Урок развивающего контроля

Контрольная работа №4 по теме: «Электрические явления».

1



Урок развивающего контроля

Электромагнитные явления (5 часов)


Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока Магнитные линии.

1



Урок открытия нового знания

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.

Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и его испытание»

1



Урок открытия нового знания

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1



Урок открытия нового знания

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока на модели»

1



Урок развивающего контроля

Контрольная работа №5 «Электромагнитные явления»

1



Урок развивающего контроля

Световые явления (10 часов)


Источники света. Распространение света.

1



Урок открытия нового знания

Видимое движение светил.

1



Урок общеметодологической направленности

Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало.

1



Урок общеметодологической направленности

Преломление света. Закон преломления света.

1



Урок открытия нового знания

Линзы. Оптическая сила линзы

1



Урок открытия нового знания

Изображения, даваемые линзой

1



Урок общеметодологической направленности

Лабораторная работа №11 «Получение изображения при помощи линзы»

1



Урок развивающего контроля

Построение изображений, полученных с помощью линз. Решение задач.

1



Урок развивающего контроля

Глаз и зрение

1



Урок общеметодологической направленности

Контрольная работа №6 «Световые явления»

1



Урок развивающего контроля

Систематизация и обобщение знаний за курс физики 8 класса. . АКТ

1



Урок развивающего контроля










ПРИЛОЖЕНИЕ №1


Перечень контрольных мероприятий, формы. Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости – контрольных, зачетов, самостоятельных работ и т.д.), темы лабораторных и практических работ




Контрольные работы

дата

Лаборатор-

ные работы

дата

план

факт

план

факт

Вводная контрольная работа



Л.Р. № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».




К.Р. №1 « Тепловые явления»




Л.Р. № 2 «Измерение удельной теплоемкости вещества».




К.Р. №2 « Электрические явления»




Л.Р. № 3 «Измерение влажности воздуха».




К.Р. №3 « Электромагнитные явления»




Л.Р. № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных её участках»




К.Р. №4 « Световые явления»»




.Р.№ 5 «Измерение напряжения на различных участках электричкой цепи»



К.Р. «Итоговая»




Л.Р. №6 «Регулирование силы тока реостатом».







Л.Р.№ 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».







Л.Р. №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической цепи»







Л.Р. №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия»







Л.Р. №10 «Изучение электродвигателя постоянного тока»







Л.Р. №11 «Получение изображения с помощью линзы»




ПРИЛОЖЕНИЕ №2


Контрольные работы для учащихся 8 класс

Вводная контрольная работа  Вариант 1

    1. Вода испарилась и превратилась в пар. Как при этом изменилось движение и

расположение молекул? Изменились ли при этом сами молекулы?

    1. Борзая развивает скорость до 16 м/с. Какой путь она может преодолеть за 5

минут?

    1. Найдите вес тела массой 800 г. Изобразите вес тела на чертеже в выбранном масштабе.

    2. Какое давление оказывает мальчик массой 48 кг на пол, если площадь подошв его обуви 320 см2

    3. Какая работа совершается при равномерном подъеме гранитной плиты объемом 2 м3 на высоту 3 м . Плотность гранита 2700 кг/м3

    Вводная контрольная работа  Вариант 2

      1. Почему аромат духов чувствуется на расстоянии?

      2. С какой скоростью движется кит, если для прохождения 3 км ему потребовалось 3 мин 20 с.

      3. Найдите силу тяжести, действующую на тело массой 1,5 т. Изобразите силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе.

      4. На какой глубине давление воды в море равно 2060 кПа?  Плотность морской воды 1030 кг/м3

      5. Сколько времени должен работать насос мощностью 50 кВт, чтобы из шахты

глубиной 150 м откачать воду объемом 200 м3   Плотность воды 1000 кг/м3





















Контрольная работа№1 «Тепловые явления»

1 вариант

1. Каким способом теплопередачи осуществляется передача энергии от Солнца к Земле?

А) теплопроводностью,

Б) излучением,

В) конвекцией,

Г) всеми видами перечисленными в А, Б, В.

2. Какая физическая величина определяет количество теплоты, необходимое для нагревания вещества массой 1 кг на 1°С?

А) удельная теплоемкость.

Б) удельная теплота плавления,

В) удельная теплота сгорания,

Г) среди ответов нет правильного

3. При каком процессе количество теплоты вычисляется по формуле Q=mg?

А) при нагревании,

Б) при плавлении,

В) при превращении жидкости в пар,

Г) среди ответов нет правильного.

4. Объясните, зачем нужны двойные стекла в окнах?

5. Какой формулой надо воспользоваться, для расчета количества теплоты при кристаллизации (отвердевании)?

Базовый уровень

6. Какое количество теплоты необходимо для нагревания 200 г алюминия от 20 °С до ЗО °С? Удельная теплоемкость алюминия 920Дж/кг °С?

7. Какое количество теплоты необходимо затратить, чтобы расплавить10 кг свинца взятого при температуре плавления? Удельная теплота плавления свинца составляет 2,5 104 Дж/кг.

Повышенный уровень

8. Сколько надо сжечь каменного угля, чтобы расплавить 500 г льда, взятого при температуре - 20 °С? Воспользоваться таблицей.

9. Сколько надо сжечь спирта, чтобы 200 г железа взятого при температуре 39 °С довести до кипения? Воспользоваться таблицей.







2 вариант

1. Каким способом теплопередачи осуществляется нагрев квартиры зимой?

А) теплопроводностью,

Б) излучением,

В) конвекцией,

Г) всеми видами перечисленными в А, Б, В.

2. Какая физическая величина определяет количество теплоты, необходимое для охлаждения вещества массой 1 кг на 1°С?

А) удельная теплоемкость,

Б) удельная теплота плавления,

В) удельная теплота сгорания,

Г) среди ответов нет правильного

3. При каком процессе количество теплоты вычисляется по формуле: Q=mL?

А) при нагревании,

Б) при плавлении,

В) при превращении жидкости в пар,

Г) среди ответов нет правильного.

4. Объясните, почему выражение «шуба греет» не верно?

5. Какой формулой надо воспользоваться, для расчета количества теплоты выделившегося при конденсации?

Базовый уровень

6. Какое количество теплоты необходимо для остывания 200 г алюминия от 80 °С до 20 °С? Удельная теплоемкость алюминия 920 Дж/кг °С?

7 .Какое количество теплоты необходимо для обращения в пар 5 кг воды, взятой при температуре кипения. Удельная теплота парообразования воды составляет 2,3.106 Дж/кг.

Повышенный уровень

8. Сколько надо сжечь древесного угля , чтобы расплавить 500 г льда, взятого при температуре -20 С? Воспользоваться таблицей.

9. Сколько надо сжечь бурого угля, чтобы 200 г меди взятой при температуре 85°С до кипения? Воспользоваться таблицей.







Вещество

Плотность

кг/м3

Уд. теплоемкость Дж/кг оС

Уд. теплота плавления Дж/кг

Уд. теплота парообразов. Дж/кг

Температура плавления оС

Температура кипения; оС

Виды топлива

Уд. теплота сгорания .Дж/кг

1

Алюминий

2700

920

3,9 .105

9,2 .106

660

2467

Порох

3,8 .106

2

Вода

1000

4200

см.лед

2,3 .106

0

100

Дрова сухие

13 .106

3

Железо

7800

460

2,7 .105

6,3 .106

1539

2750

Торф

14 .106

4

Лед

900

2100

3,4 .105

вода

0

вода

Камен. уголь

30 .106

5

Медь

8900

400

2,1 .105

4,8 .106

1085

2567

Спирт

27 .106

6

Ртуть

13600

140

0,12.105

0,3 .106

-39

357

Древесн.уголь

34 .106

7

Свинец

11300

140

0,25 .105

0,8 .106

327

1740

Бурый уголь

17 .106

8

Спирт

800

2500

1,1 .105

0,9 .106

-114

78

Бензин

46 .106






















Контрольная работа №2 «Электрические явления»

1 вариант

Базовый уровень

1. Какой электрический заряд имеет ядро атома?

2. Каким прибором пользуются для измерения силы тока? Как он изображается на схеме?

3. Используя схему электрической цепи, изображенной на рис1, определите общее сопротивление, если R1 = 2 Ом, R2 = 3 Ом, R3 = 6 Ом, R4 =5 Ом.

R1

R2

R3

R4



Рис. 1.

4. Какой ток течет через вольтметр, если его сопротивление 12 кОм и он показывает напряжение 120 В?

5. Электрическая печь, сделанная из никелиновой проволоки, (удельное сопротивление 0,4 Ом мм2/м) длиной 56,25 м и площадью сечения 1,5 мм2, присоединена к сети с напряжением 120 В. Определите силу тока, протекающего по спирали.

Повышенный уровень

6. Определите общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников, если напряжение равно З В, I1= 1 A, I2= l0 A.

7. Используя схему рис. 2, определите общее напряжение в цепи, если амперметр показывает 5 А, R1= 2 Ом, R2= 3 Ом, R3= 6 Ом,

Рис. 2

8. Сила тока в цепи составляет 2 А. Что это означает?









2 вариант

Базовый уровень

1. Какого знака заряд имеет электрон?

2. Какое напряжение надо создать на концах проводника сопротивлением 50 Ом, чтобы в нем возникла сила тока 2 А ?

3. Используя схему цепи, изображенной на рис 3 определите общее напряжение, если U1 = 2 В, U2 = 2 В, U3 = 2 В, U4 = 2 В.

R1

R2


R3


R4




Рис. 3

4. Каким прибором измеряют напряжение, как этот прибор изображается на схемах?

5. Через алюминиевый проводник длиной 0,7 м и площадью поперечного сечения 0,75 мм2 протекает ток силой 5 А. Каково напряжение на концах этого проводника? Удельное сопротивление алюминия равно 0,028 Ом мм2

Повышенный уровень

6. Определите общее напряжение при последовательном соединении проводников, если сила тока равна 3А, R1= l Oм, R2= 10 Ом.

7.Участок цепи состоит из трех проводников (рис.4) R1=20 Ом, R2=10 Ом, R3 =5 Ом. Определите напряжение цепи, если амперметр показывает силу тока 2А.

Рис. 4

8. Зависит ли величина сопротивления проводника от напряжения на его концах?













Контрольная работа №3 «Электромагнитные явления»

1 вариант

Заполните кроссворд

  1. Датский ученый

  2. Существует у магнитной стрелки

  3. Планета, у которой нет магнитного поля

  4. Он изобрел электродвигатель

  5. Поле вокруг движущихся зарядов

  6. Связана с солнечной активностью

  7. Курская магнитная ...

  8. Коэффициент полезного действия

  9. Полюс Земли

  10. Полюс Земли

  11. «Производитель» электричества

  12. Тело способное притягивать к себе железо

  13. Прибор, основной частью которого является электромагнит

  14. Усиливает магнитное поле катушки

  15. Катушка с сердечником внутри

  16. Часть двигателя



1. э









2


л






3



е




4

к





5





т





6


р



7


о






8


д


9


в






10







и











11. г









12

а









13. т







14

е








15


л







16




ь






2 вариант

  1. Он впервые обнаружил взаимодействие проводника с током

  2. Железная руда

  3. Чем больше сила тока, тем действие электромагнита …

  4. Основная часть электродвигателя

  5. Хорошо притягивается магнитом

  6. Очищает зерно от сорняков

  7. Линия, соединяющая полюсы магнитной стрелки

  8. Прибор

  9. Они вызывают магнитную бурю

  10. Электро-…

  11. Полюса, которые между собой притягиваются

  12. С их помощью можно обнаружить магнитное поле

  13. Тело, длительное время, сохраняющее намагниченность





1. э







2


л






3





е





4

к





5

т




6




р









7. о




8


м






9

а







10



г






11



н










12


и





13





т













Ключ контрольной работы №3 «Электромагнитные явления»

1 вариант

  1. Датский ученый (Эрстед)

  2. Существует у магнитной стрелки (полюс)

  3. Планета, у которой нет магнитного поля (Венера)

  4. Он изобрел электродвигатель (Якоби)

  5. Поле вокруг движущихся зарядов (магнитное)

  6. Связана с солнечной активностью (буря)

  7. Курская магнитная ... (аномалия)

  8. Коэффициент полезного действия (кпд)

  9. Полюс Земли (северный)

  10. Полюс Земли (георгафический)

  11. П. «Производитель» электричества (генератор)

  12. Тело способное притягивать к себе железо (магнит)

  13. Прибор, основной частью которого является электромагнит (телефон)

  14. Усиливает магнитное поле катушки (сердечник)

  15. Катушка с сердечником внутри (соленоид)

  16. Часть двигателя (якорь)



э

р

с

т

е

д




п

о

л

ю

с




в

е

н

е

р

а


я

к

о

б

и


м

а

г

н

и

т

н

о

е


б

у

р

я


а

н

о

м

а

л

и

я

к

п

д


с

е

в

е

р

н

ы

й

г

е

о

г

р

а

ф

и

ч

е

с

к

и

й





г

е

н

е

р

а

т

о

р

м

а

г

н

и

т





т

е

л

е

ф

о

н

с

е

р

д

е

ч

н

и

к

с

о

л

е

н

о

и

д


я

к

о

р

ь









2 вариант

  1. Он впервые обнаружил взаимодействие проводника с током (Эрстед)

  2. Железная руда (железняк)

  3. Чем больше сила тока, тем действие электромагнита ... (сильнее)

  4. Основная часть электродвигателя (якорь)

  5. Хорошо притягивается магнитом (сталь)

  6. Очищает зерно от сорняков (сепаратор)

  7. Линия, соединяющая полюсы магнитной стрелки (ось)

  8. Прибор (компас)

  9. Они вызывают магнитную бурю (частицы)

  10. Электро-…(двигатель)

  11. Полюса, которые между собой притягиваются (разноименные)

  12. С их помощью можно обнаружить магнитное поле (опилки)

  13. Тело, длительное время, сохраняющее намагниченность (магнит)





э

р

с

т

е

д


ж

е

л

е

з

н

я

к

с

и

л

ь

н

е

е




я

к

о

р

ь


с

т

а

л

ь

с

е

п

а

р

а

т

о

р





о

с

ь


к

о

м

п

а

с



ч

а

с

т

и

ц

ы


д

в

и

г

а

т

е

л

ь

р

а

з

н

о

и

м

е

н

н

ы

е


о

п

и

л

к

и


м

а

г

н

и

т




















Контрольная работа № 4 «Световые явления»

1 вариант

Базовый уровень

1. Из перечисленных источников света выпишите искусственные: Солнце, свеча, звезды, гнилушки, молния, лампы накаливания, Луна, экран телевизора.

2. Выберите законы для явления отражения света:

а) угол падения равен углу отражения;

б) угол падения равен углу преломления

в) отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух сред;

г) лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча.

3. Каким будет изображение в собирающей линзе, если предмет находится между линзой и ее фокусом? Докажите.

4. Фокусное расстояние линзы, равно 250 см. Какова оптическая сила линзы?

5. Оптическая сила линз у очков, равна 2 дптр. Каково фокусное расстояние линз?

Повышенный уровень

6. Построить изображение в рассеивающей линзе, если предмет находится за двойным фокусным расстоянием.

7. Определить угол преломления луча в воде, если угол падения равен 35°.

8. Луч переходит из воды в стекло. Угол падения равен 60°, Найдите угол преломления. Показатели преломления: вода 1,3; стекло 1,6.

Таблица значений синусов


4"

10°

0,017

0.034

0.052

0.069

0.087

0.104

0.121

0.139

0.156

0.173

11°

12°

13°

14°

15°

16°

17°

18"

19°

20°

0.190

0.207

0,225

0.241

0.258

0.275

0.292

0.309

0.325

0.342

21°

22°

23°

24°

25

26°

27°

28°

29°

30°

0.358

0.374

0.390

0.406

0.422

0.438

0.454

0.469

0.484

0,500

31

32°

33°

34°

35°

36°

37°

38°

39°

40°

0.515

0.529

0.544

0.559

0.573

0.587

0.601

0.615

0.629

0.642

41°

42°

43°

44°

45°

46°

47°

48°

49°

50°

0.656

0.669

0.682

0.694

0.707

0.719

0.731

0.743

0.754

0.766

51°

52°

53°

54°

55°

56°

57°

58°

59°

60°

0.777

0.788

0.798

0.809

0.819

0.829

0.838

0.848

0.857

0.866

61°

62°

63°

64°

65°

66°

67»

68°

69°

70°

0.874

0.888

0.891

0.898

0.906

0.913

0.920

0.927

0.933

0.939

71°

72°

73°

740

75°

76°

77°

780

79°

80°

0.945

0.951

0.956

0.961

0.965

0.970

0.974

0.978

0.981

0.984

81°

82°

83°

84°

85°

86°

87°

88°

89°

90°

0.987

0.990

0.992

0.994

0.996

0.997

0.998

0.999

0.999

1.000

91°

92°

93°

94°

95°

96°

97°

98°

99°

100°











II вариант

Базовый уровень

1. Из перечисленных источников света выпишите естественные:

Солнце, свеча, звезды, гнилушки, молния, лампы накаливания, Луна, экран телевизора.

2. Выберите законы для явления преломления света:

а) угол падения не равен углу отражения;

б) угол падения равен углу преломления

в) отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух сред;

г) лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча.

3. Каким будет изображение в собирающей линзе, если предмет находится между линзой и ее двойным фокусным расстоянием? Докажите.

4.Фокусное расстояние линзы, равно 25 см. Какова оптическая сила линзы?

5. Оптическая сила линз у очков, равна 4 дптр. Каково фокусное расстояние линз?

Повышенный уровень

6. Построить изображение в рассеивающей линзе, если предмет находится между фокусом и двойным фокусом.

7. Под каким углом должен упасть луч на стекло, если угол преломления равен 10°?

8. Луч переходит из воды в алмаз. Угол падения равен 20°. Найдите угол преломления. Показатели преломления: вода 1,3; алмаз 2,4.


Таблица значений синусов


4"

10°

0,017

0.034

0.052

0.069

0.087

0.104

0.121

0.139

0.156

0.173

11°

12°

13°

14°

15°

16°

17°

18"

19°

20°

0.190

0.207

0,225

0.241

0.258

0.275

0.292

0.309

0.325

0.342

21°

22°

23°

24°

25

26°

27°

28°

29°

30°

0.358

0.374

0.390

0.406

0.422

0.438

0.454

0.469

0.484

0,500

31

32°

33°

34°

35°

36°

37°

38°

39°

40°

0.515

0.529

0.544

0.559

0.573

0.587

0.601

0.615

0.629

0.642

41°

42°

43°

44°

45°

46°

47°

48°

49°

50°

0.656

0.669

0.682

0.694

0.707

0.719

0.731

0.743

0.754

0.766

51°

52°

53°

54°

55°

56°

57°

58°

59°

60°

0.777

0.788

0.798

0.809

0.819

0.829

0.838

0.848

0.857

0.866

61°

62°

63°

64°

65°

66°

67»

68°

69°

70°

0.874

0.888

0.891

0.898

0.906

0.913

0.920

0.927

0.933

0.939

71°

72°

73°

740

75°

76°

77°

780

79°

80°

0.945

0.951

0.956

0.961

0.965

0.970

0.974

0.978

0.981

0.984

81°

82°

83°

84°

85°

86°

87°

88°

89°

90°

0.987

0.990

0.992

0.994

0.996

0.997

0.998

0.999

0.999

1.000

91°

92°

93°

94°

95°

96°

97°

98°

99°

100°












Ключ к контрольной работе № 4 «Световые явления»

1 вариант

Базовый уровень

1.Искусственные источников света: свеча, лампы накаливания, экран телевизора.

2. Законы отражения света: а) угол падения равен углу отражения; г) лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча.

3. Изображение в собирающей линзе, если предмет находится между линзой и ее фокусом: мнимое, увеличенное, прямое (рис.1.)

Рис. 1 Рис. 2

4. Дано: Решение:

F=250 см 2,5 м D = 1 : F D = 1 : 2,5м=0,4 дптр

D-? Ответ: D = 0,4 дптр

5. Дано: Решение:

D = 2 дптр. D = 1 : F F = 1 : 2дптр =0,5 м=50 см

F -? F = 1: D Ответ: F = 0,5 м =50 см

Повышенный уровень

6. Изображение мнимое, уменьшенное, прямое (рис. 2)

7. Дано: Решение:

α = 35° n =sin α:sin γ sin γ = 0,573 : 1.3 = 0,44

n = 1,3 sin γ = sin α : n по таблице 0,44 это ≈ sin 260

γ -? значит: γ =26,5°

Ответ: γ =26,5°

8. Дано: Решение:

α = 60° sin α : sin γ = n n = 1,6 : 1,3=1,23

n1 = 1,3 sin γ = sin α : n sin γ = 0,866: 1.23 = 0,813

n2 = 1,6 n = n2 : n1 по таблице 0,813 это sin 550 ,значит: γ =55°

γ -? Ответ: γ =55°



II вариант

Базовый уровень

1.Естественные источников света выпишите: Солнце, звезды, гнилушки, молния.

2. Законы преломления света: в) отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух сред;

3. Изображение в собирающей линзе, когда предмет находится между линзой и ее двойным фокусным расстоянием: действительное, перевернутое, уменьшенное (рис. 1)

(рис. 1) (рис. 2)

4. Дано: Решение:

F=25 см 0,25 м D = 1 : F D = 1 : 0,25м=4 дптр

D-? Ответ: D = 4 дптр

5. Дано: Решение:

D = 4 дптр. D = 1 : F F = 1 : 4 дптр =0,25 м=25 см

F -? F = 1: D Ответ: F = 0,25 м =25 см

Повышенный уровень

6. Изображение в рассеивающей линзе, когда предмет находится между фокусом и ее двойным фокусным расстоянием : мнимое, уменьшенное, прямое (рис. 2).

7. Дано: Решение:

γ = 10° n = sin α : sin γ sin α = 0,173 . 1,6 = 0,276

n = 1,6 sin α = sin γ . n по таблице 0,276 это ≈ sin 160

α -? Ответ: α ≈16°

8. Дано: Решение:

α = 20° n= sin α : sin γ n = 2,4 : 1,3 =1,846

n1 = 1,3 sin γ = sin α : n sin γ = 0,342: 1,846 = 0,185

n2 = 2,4 n = n2 : n1 по таблице 0,185 это ≈ sin 100

γ-? Ответ: γ ≈100

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Оценка ответов учащихся

Количественные отметки за уровень освоения курса, предмета выставляются в соответствии с закреплённой в МБОУ СШ №6 г. Димитровграда Ульяновской области бальной системой оценивания: «2» - неудовлетворительно, «3» - удовлетворительно, «4» - хорошо и «5» - отлично.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.


Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.


Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.


Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».


Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.


Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.


Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и трех недочётов,  при   наличии 4 - 5 недочётов.


Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.


Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.


Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.


Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.


Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.

Оценка тестовых работ учащихся

«5» - 85% - 100%

«4» - 65% - 84%

«3» - 41% - 64%

«2» - 21% - 40%

«1» - 0% - 20%




Перечень ошибок:

Грубые ошибки

  • Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

  • Неумение выделять в ответе главное.

  • Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  • Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

  • Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  • Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  • Неумение определить показания измерительного прибора.

  • Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  • Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  • Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  • Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  • Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  • Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  • Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  • Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  • Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  • Орфографические и пунктуационные ошибки



















































ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.



    1. Физика. 7—9 классы : рабочие программы / сост. Е. Н. Тихонова. — 5-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2015.- 400 с.

    2. Физика 8 кл. : учебник / А.В. Пёрышкин – 4-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 319с.:ил....

    3. Физика. Тесты. 8 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).

    4. Физика. Дидактические материалы. 8 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

    5. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).

    6. Электронное приложение к учебнику.