Количество часов: всего 136 часов; в неделю 4 часа.
Планирование составлено на основе рабочей программы Гайдаровой Марии Владимировны, утверждённой на педагогическом совете школы, протокол № от 28..08. 2019г.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, примерная программа отводит на изучение литературы в 7 классе часов (4 часа в неделю), согласно действующему учебному плану МБОУ «Криничненская СШ» на изучение предмета отводится 136 часов
№ | Тема урока | Кол. час. | Дата |
План | Факт |
Введение (1ч.) |
1 | Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы | 1 | | |
Устное народное творчество (7ч.) |
2 | Предания как поэтическая автобиография народа | 1 | | |
3 | Эпос народов мира. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа | 1 | | |
4 | Вн.чт. Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник» | 1 | | |
5 | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. | 1 | | |
6 | «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. «Песнь о Роланде»( фрагметы) | 1 | | |
7 | Пословицы и поговорки | 1 | | |
8 | Р.Р.Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» (устно) | 1 | | |
Из древнерусской литературы (6 ч.) |
9 | Русские летописи.. «Повесть временных лет»(отрывок) | 1 | | |
10 | Из похвалы князю Ярославу и книгам. | 1 | | |
11 | «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. | 1 | | |
12 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности | 1 | | |
13 | Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. | 1 | | |
14 | РР. Викторина по фольклору и древнерусской литературе. | 1 | | |
Из русской литературы XVIII века (5 ч.) |
15 | М.В.Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. | 1 | | |
16 | Литературное творчество М.В.Ломоносова. «К статуе Петра Великого». | 1 | | |
17 | М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок) | | | |
18 | Г.Р.Державин- поэт и гражданин. | 1 | | |
19 | Своеобразие поэзии Г.Р.Державина. Размышление о смысле жизни, о судьбе. | 1 | | |
Из русской литературы XIX века (64 ч.) |
20 | А.С.Пушкин. Краткий рассказ о поэте. «Полтава»(отрывок) | 1 | | |
21 | А. С. Пушкин «Медный всадник» (Вступление. «На берегу пустынных волн»). Выражение чувства любви к родине. | 1 | | |
22 | «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе | 1 | | |
23 | Развитие понятия о балладе. Художественное восприятие быта и нравов Древней Руси .Особенности композиции. | 1 | | |
24 | Смысл сопоставление Олега и волхва(общее и различное). | 1 | | |
25 | Пушкин драматург. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. | 1 | | |
26 | О «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина». «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. | 1 | | |
27 | Художественное совершенство и человечность повести А.С.Пушкина | 1 | | |
28 | А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Дуня и Минский Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». . | 1 | | |
29 | М.Ю.Лермонтов. Душа и лира поэта | 1 | | |
30 | М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана.Васильевича,. молодого опричника и удалого купца Калашникова» | 1 | | |
31 | Нравственный поединок героев поэмы, Смысл столкновения | 1 | | |
32 | Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова». Образ гусляров и автора. | 1 | | |
33 | Алена Дмитриевна как идеал русской женщины. Особенности сюжета и художественной формы поэмы. | 1 | | |
34 | РР. Подготовка к написанию домашнего сочинения по «Песне…» | 1 | | |
35 | М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. | 1 | | |
36 | Лирика Лермонтова. «Молитва», «Ангел». | 1 | | |
37 | Н.В.Гоголь Слово о писателе. | 1 | | |
38 | «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести | 1 | | |
39 | Тарас Бульба и его сыновья. | 1 | | |
40 | Запорожская сечь, её нравы и обычаи. | 1 | | |
41 | Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей – запорожцев в борьбе за родную землю | 1 | | |
42 | Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое. | 1 | | |
43 | РР. Подготовка к написанию классного сочинения по повести «Тарас Бульба» | 1 | | |
44 | Контрольная работа №1 Классное сочинение по повести «Тарас Бульба» | 1 | | |
45 | Работа над ошибками | 1 | | |
46 | И.С.Тургенев. Жизнь и творчество писателя. Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева | 1 | | |
47 | Цикл рассказов «Записки охотника». | 1 | | |
48 | «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных | 1 | | |
49 | Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. | 1 | | |
50 | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания циклов | 1 | | |
51 | Р.Р.Урок выразительного чтения стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык» | | | |
52 | Н.А.Некрасов Краткий рассказ о жизни поэта. | 1 | | |
53 | Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта | 1 | | |
54 | Поэма «Русские женщины» Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. | 1 | | |
55 | Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» | 1 | | |
56 | Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | 1 | | |
57 | А.К. Толстой. Жизнь и творчество. | 1 | | |
58 | Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта | 1 | | |
59 | Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» | 1 | | |
60 | Вн.чт. А.К.Толстой «Князь Серебряный» | 1 | | |
61 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество | 1 | | |
62 | М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества | 1 | | |
63 | Смысл противопоставления генералов и мужика. | 1 | | |
64 | Вн.чт. М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. | 1 | | |
65 | Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | | |
66 | Литературный ринг по изученным произведениям | 1 | | |
67 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). | 1 | . | |
68 | «Детство». История написания. Автобиографический характер повести | 1 | | |
69 | «Детство» (работа с текстом). | 1 | | |
70 | Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | 1 | | |
71 | Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. | 1 | | |
72 | А.П.Чехов. жизнь и творчество. | 1 | | |
73 | «Хамелеон». Живая картина нравов | 1 | | |
74 | Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». | 1 | | |
75 | Два лица России в рассказе «Злоумышленник» | 1 | | |
76 | РР. Подготовка к написанию сочинение «Смех и слезы в маленьких рассказах А.П.Чехова». | 1 | | |
77 | Контрольная работа №2.Сочинение. «Смех и слезы в маленьких рассказах А.П.Чехова». | 1 | | |
78 | Работа над ошибками | 1 | | |
79 | Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. В.А. Жуковский Приход весны. | 1 | | |
80 | А.К. Толстой «Благовест», И.А. Бунин «Родина». | 1 | | |
81 | Р.Р. Анализ лирического произведения. | 1 | | |
82 | Контрольная работа№3 Тестирование по творчеству писателей 19 века. | 1 | | |
83 | Работа над ошибками | 1 | | |
Из русской литературы ХХ века (44 ч) |
84 | И.А.Бунин. Жизнь и творчество писателя. | 1 | | |
85 | «Цифры». Работа с текстом | 1 | | |
86 | Сложность взаимопонимания детей и взрослых | 1 | | |
87 | И.А.Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа | 1 | | |
88 | М. Горький. Биография писателя. | 1 | | |
89 | «Детство» (главы). | | | |
90 | Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни | 1 | | |
91 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев | 1 | | |
| |
92 | Р.Р. Обучение анализу эпизода повести. | 1 | | |
93 | Р.Р. .Анализ эпизода «Пожар» из повести Горького «Детство» | 1 | | |
94 | «Легенда о Данко». Романтический характер легенды | 1 | | |
95 | В.В.Маяковский Краткая биография. | 1 | | |
96 | «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Роль поэзии в жизни человека и общества | 1 | | |
97 | В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир | 1 | | |
98 | Л.Н.Андреев Слово о писателе «Кусака» работа с тестом. | 1 | | |
99 | Нравственные проблемы рассказа | 1 | | |
100 | А.Платонов жизнь и творчество. «Юшка» Работа с текстом. | 1 | | |
101 | А.Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку. | 1 | | |
102 | А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. | 1 | | |
103 | А.Платонов «В прекрасном и яростном мире» Вечные нравственные ценности | 1 | | |
104 | РР. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 1 | | |
105 | Б. Л. Пастернак. Поэт и гражданин. «Июль», «Никого не будет дома…» | 1 | | |
106 | Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака | 1 | | |
107 | А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика | 1 | | |
108 | Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войныЮ.Г. Разумовским о военной поэзии. | 1 | | |
109 | Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова. | 1 | | |
110 | Ф. Абрамов. Краткая биография. «О чём плачут лошади». Работа над текстом. | 1 | | |
111 | Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы рассказа | 1 | | |
112 | Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе. | 1 | | |
113 | Е.И.Носов Жизнь и творчество.«Кукла». Работа с текстом. | 1 | | |
114 | «Кукла». Нравственные проблемы рассказа | 1 | | |
115 | Сила внутренней духовной красоты человека | 1 | | |
116 | «Не дать погаснуть живому огню…» по рассказу «Живое пламя» Е.Носова. | 1 | | |
117 | Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро» «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки | 1 | | |
118 | «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки | 1 | | |
119 | Особенности характеров героев: сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. | 1 | | |
120 | Д.С. Лихачев Слово о писателе «Земля родная ». Главы из книги. | 1 | | |
121 | Фрагмент главы «Искусство открывает нам большой мир» и « Учиться говорить и писать». | 1 | | |
122 | М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 | | |
123 | Стихотворения русских поэтов 20 века о Родине, родной природе | 1 | | |
124 | В.Я. Брюсов «Первый снег», Ф. Сологуб «Забелелся туман за рекой» | 1 | | |
125 | С.А. Есенин «Топи да болота». Н.А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой», Н.М. Рубцов «Тихая моя Родина». | 1 | | |
126 | Песни на слова русских поэтов 20 века | 1 | | |
127 | Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине» | 1 | | |
Зарубежная литература (7 ч.) |
128 | Р.Бернс «Честная бедность». Представление поэта о чести и справедливости, честности. | 1 | | |
129 | ДЖ.Г.Байрон- «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта | 1 | . | |
130 | Японские хокку. Изображение жизни природы и человека в их единстве на фоне круговорота времен года. | 1 | | |
131 | Чтение и обсуждение статьи. Составление тезисов статьи. | 1 | | |
132 | О.Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви | 1 | | |
133 | Р.Д.Брэдбери «Каникулы» мечта о чудесной победе добра | 1 | | |
134 | Вн.чт. Д. Олдридж «Отец и сын» | 1 | | |
Повторение (2 ч.) |
135 | Контрольная работа №4 Тестирование за год. | 1 | | |
136 | Повторение.. | 1 | | |