Классный час
«Мои нравственные ценности»
Два мира есть у человека -
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий
Цель:
Создание условий для осознания жизненных ценностей и формирование ответственного отношения к ним.
На конкретных примерах сформировать представление о понятиях «совесть», «доброта», «милосердие», показать их значимость в жизни каждого человека.
Задачи:
развивать духовно-нравственные качества учащихся через представления о собственной ценности и праве на выбор своего жизненного пути;
формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности;
научить бережному отношению к общечеловеческим ценностям
способствовать развитию мотивации к самосовершенствованию, нравственному саморазвитию;
создать условия для формирования ценностных установок личности у подрастающего поколения.
Сценарий классного часа.
1.Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята. Я рада вновь видеть вас. Начать наш классный час я хочу с притчи «Мухи и пчёлы»
СЛАЙД
Однажды у мудреца спросили:
-Почему одни люди добрые и благочестивые, а другие злые и аморальные?
Мудрец ответил:
-Жизненный опыт привёл меня к выводу о том, что существуют две категории людей.
Одна категория людей подобна мухе. Муха имеет обыкновение садиться на грязное. Если даже в саду много благоухающих цветов, но где-то в углу есть навозная куча, то муха усядется на неё, начнёт в ней копаться, наслаждаясь зловонием и её невозможно бывает отогнать. Если вы спросите муху, где находятся цветы, то она не сможет вам ответить, потому что она не знает что это такое. Так и некоторая часть людей, подобно мухе, ищут только Зло, не желая искать Добро и жить в нём.
Другая категория людей похожа на пчёл. Особенность пчелы – находить и садиться на красивое и сладкое. Если среди множества нечистот есть хоть один свежий цветок, то пчела, выпущенная в этом месте, будет искать этот цветок и нигде кроме этого цветка не сядет, потому что помойки её не интересуют, она их просто не замечает. Так и люди с добрыми помыслами думают о хорошем и видят только хорошее.
ЩЕЛЧОК
У каждого человека есть выбор, к кому себя отнести: к мухам или пчелам.
Учитель: Почему наш классный час я начала с этой притчи? О чём сегодня мы с вами будем говорить? (прослушать рассуждение учеников).
Учитель: Правильно! Мы сегодня будем говорить о человеке. О его характере и поступках, то есть о тех ценностях, которые составляют основу нашей жизни. Мы с вами попробуем создать образ нравственного человека.
СЛАЙД
Итак, тема нашего классного часа «Мои нравственные ценности».
Что же такое ценность? Как вы понимаете слово «ценность»?
(Ответы учеников: -нечто, имеющее важное значение;
-то, что человек особенно ценит, дорожит в жизни, чему придает особое значение и т.д. )
ЩЕЛЧОК
Ценность – это все то, что значимо для жизни человека и людей в этом обществе.
Учитель. Ценность это многогранное понятие, включающее в себя разные черты характера, которые для одного человека важны, а для другого нет. Поэтому эпиграфом к нашему классному часу я предложу вам слова поэта Н. Заболоцкого.
СЛАЙД
Два мира есть у человека -
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Давайте сегодня вместе с вами попробуем сотворить свой образ человека, наградив его теми нравственными ценностями, которые вы выберите сами и которые наверняка значимы для вас.
СЛАЙД
Посмотрите на экран. Здесь перечислены некоторые нравственные понятия:
пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность,
хитрость, скупость, лицемерие, эгоизм, жадность, наглость, безответственность, жестокость, зависть, подлость, неблагодарность, расчетливость, благодарность, уважение, сострадание, толерантность, чуткость, лень, милосердие, совесть, доброта, лживость, патриотизм, благородство, застенчивость, уверенность,…
Учитель: Карточки с этими нравственными понятиями лежат у вас на столе и в течение нашего занятия вы можете к ним обращаться
На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».
Учитель: Поговорим о значении некоторых понятий. Разберемся, какими моральными качествами должен обладать высоконравственный человек.
Поговорим о совести.
СЛАЙД
Так что же такое «СОВЕСТЬ»? Как вы думаете?
Учитель: Я предлагаю вам вслушаться в звучание этого слова — совесть. На что указывает нам приставка со? Согласитесь, что на общность, какую-то сопричастность. Ведь эту приставку мы встречаем и в других словах. Назовите их
(Ответы детей)
ЩЕЛЧОК
Со-болезнование, со-трудничество, со-чувствие, со-причастность, со-гласие и т. д.
Учитель: Верно. Затем идет корень – весть. А это что значит?
(что совесть подает нам весть, дает нам знать, ведать о том, правильно или неправильно мы поступили).
Совесть – это тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство пробуждающее любовь к истине и добру, отвращение от лжи и зла.
Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека.
Совесть - это голос Бога внутри нас. Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос совести.
Должен ли образ нравственного человека обладать этим качеством?
Учитель прикрепляет первое качество к макету человека
Учитель: Совесть и доброта – это нравственные понятия, которые всегда идут рядом.
ЩЕЛЧОК
Что же такое доброта? Как вы думаете, с какими понятиями она соотносится?
СЛАЙД
Доброта в первую очередь связана с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
К свойствам доброты относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, бескорыстие
-Должен ли образ нравственного человека обладать и этим качеством?
Учитель прикрепляет к макету качество доброта.
Давайте посмотрим небольшой ролик и подумаем над вопросом: совесть и доброта в нашей повседневной жизни, как они проявляются?
СЛАЙД
(смотрим ролик) Увидели ли вы здесь пример того, как доброта одного человека способна пробудить совесть в других людях? (бабушка своей добротой и терпением пробудила совесть в подростках)
Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть? (попросить прощения)
Учитель: Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица. Примеры еще каких вечных человеческих ценностей мы видим в этом ролике? (благодарность, щедрость, терпение)
Учитель добавляет эти ценности на макет
СЛАЙД
Учитель: Особый вид доброты — милосердие. Как вы объясните это понятие ? (Ответы детей)
ЩЕЛЧОК
Учитель: Милосердие - это милость сердца, жалость, сострадание, любовь к людям.
Внимательно послушаем стихотворение Льва Ошанина «Волжская баллада»
(Слово предоставляется ученику, который зачитывает стихотворение Льва Ошанина)
«Волжская баллада» Лев Ошанин
Третий год у Натальи тяжелые сны, Третий год ей земля горяча — С той поры как солдатской дорогой войны Муж ушел, сапогами стуча. На четвертом году прибывает пакет. Почерк в нем незнаком и суров: «Он отправлен в саратовский лазарет, Ваш супруг, Алексей Ковалев». Председатель дает подорожную ей. То надеждой, то горем полна, На другую солдатку оставив детей, Едет в город Саратов она. А Саратов велик. От дверей до дверей Как найти в нем родные следы? Много раненых братьев, отцов и мужей На покое у волжской воды. Наконец ее доктор ведет в тишине По тропинкам больничных ковров. И, притихшая, слышит она, как во сне: — Здесь лежит Алексей Ковалев.— Нерастраченной нежности женской полна, И калеку Наталья ждала, Но того, что увидела, даже она Ни понять, ни узнать не могла. Он хозяином был ее дум и тревог, Запевалой, лихим кузнецом. Он ли — этот бедняга без рук и без ног, С перекошенным, серым лицом? И, не в силах сдержаться, от горя пьяна, Повалившись в кровать головой, В голос вдруг закричала, завыла она: — Где ты, Леша, соколик ты мой?! — | Лишь в глазах у него два горячих луча. Что он скажет — безрукий, немой! И сурово Наталья глядит на врача: — Собирайте, он едет домой. Не узнать тебе друга былого, жена,— Пусть как память живет он в дому. — Вот спаситель ваш,— детям сказала она,— Все втроем поклонитесь ему! Причитали соседки над женской судьбой, Горевал ее горем колхоз. Но, как прежде, вставала Наталья с зарей, И никто не видал ее слез... Чисто в горнице. Дышат в печи пироги. Только вдруг, словно годы назад, Под окном раздаются мужские шаги, Сапоги по ступенькам стучат. И Наталья глядит со скамейки без слов, Как, склонившись в дверях головой, Входит в горницу муж — Алексей Ковалев — С перевязанной правой рукой. — Не ждала? — говорит, улыбаясь, жене. И, взглянув по-хозяйски кругом, Замечает чужие глаза в тишине И другого на месте своем. А жена перед ним ни мертва ни жива... Но, как был он, в дорожной пыли, Все поняв и не в силах придумать слова, Поклонился жене до земли. За великую душу подруге не мстят И не мучают верной жены. А с войны воротился не просто солдат, Не с простой воротился войны. Если будешь на Волге — припомни рассказ, Невзначай загляни в этот дом, Где напротив хозяйки в обеденный час Два солдата сидят за столом. |
Учитель: О какой ситуации рассказывает нам автор стихотворения? Как проявляется милосердие в этом стихотворении? (милосердна не только жена, но и муж, понявший и принявший поступок жены).
Как вы думаете: милосердие - это слабость или сила?
Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям большой души и сердца, способным прийти на помощь.
Должен ли образ нравственного человека обладать этим качеством?
Учитель добавляет на макет качество милосердие.
Учитель: Итак, посмотрите на макет человека. Вы видите, что наш образ уже обогатился некоторыми важными нравственными ценностями. Но этого недостаточно. Как вы думаете, какие нравственные категории мы можем сюда добавить? (благородство, трудолюбие, терпимость, понимание, патриотизм, смелость, ответственность…)
Скажите, а существует ли образ идеального высоконравственного человека, то есть человека, обладающего только положительными качествами? (нет) Почему? (идеальных людей не существует, у всякого человека есть недостатки) Назовите отрицательные черты характера человека (выбирают из списка).
Сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду вам показывать картинки, а вы мне постараетесь сказать, с какими нравственными категориями они у вас ассоциируются.
Учитель. Мир и человек не идеальны. В мире достаточно слёз, боли, горя, разочарований. Но нужно стремиться к тому, чтобы оставаться человеком. Что выбрать? Задумайтесь над заключительной притчей.
СЛАЙД (видео)
Мудрец поселился на вершине горы, все к нему приходили, и он помогал всем советом. Но одному человеку, стало завидно. Он стал говорить, что никакой он не мудрец, и что он докажет это: «Я поймаю бабочку, спрячу ее в ладони и спрошу у мудреца, что у меня там лежит. Если он скажет: «Бабочка», – я спрошу: «Живая она или мертвая?».
Если он скажет: «Живая», – я ее сожму и убью, а если – мёртвая – разожму руки, и она улетит. Пришли к мудрецу. «Что у меня в ладонях?», – спросил завистник. «Бабочка», ответил мудрец. «А какая она, живая или мертвая?». «Все в твоих руках!»
Учитель: Наши духовные ценности находятся внутри нас. От того, какие ценности вы будете считать наиболее значимыми, таким и будет окружающий вас мир.
СЛАЙД (Слова Заболоцкого без автора)
Учитель: Наш разговор подошел к концу. Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого у вас на столе лежат такие же макеты человека, как на доске. Напишите одно-два нравственных качества, которые после сегодняшнего разговора кажутся наиболее важными для вашего будущего. Уходя, оставьте их на столе.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ
Нравственные понятия:
пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность,
хитрость, скупость, лицемерие, эгоизм, жадность, наглость, безответственность, жестокость, зависть, подлость, неблагодарность, расчетливость, благодарность, уважение, сострадание, толерантность, чуткость, лень, милосердие, совесть, доброта, лживость, патриотизм, благородство, застенчивость, уверенность,…
Нравственные понятия:
пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность,
хитрость, скупость, лицемерие, эгоизм, жадность, наглость, безответственность, жестокость, зависть, подлость, неблагодарность, расчетливость, благодарность, уважение, сострадание, толерантность, чуткость, лень, милосердие, совесть, доброта, лживость, патриотизм, благородство, застенчивость, уверенность,…
9