ТЕМА Мы школьниками стали (день открытых дверей для родителей в 1 классе)
С какой ЦЕЛЬЮ проводилось это мероприятие.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Педагоги, работающие с младшими школьниками, знают, какие чувства и какое опасение может вызвать у маленького школьника начало учебы в школе. Не меньше волнений вызывает оно и у родителей. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе нельзя недооценивать. У родителей нужно формировать понимание принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое. Ни для кого не секрет, что иногда многие родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства. Почему такое происходит и кто в этом виноват? Это происходит потому, что школьная администрация, педагогический коллектив смирились с существованием семей своих учеников и учебного заведения в «параллельных мирах». Отсутствие культуры организации взаимодействия в системе семья-школа приводит иногда к обоюдной антипатии и различного рода конфликтным ситуациям между ними. Именно для того, чтобы объединить эти два параллельных мира и был проведён день открытых дверей в последний день 1 четверти.
Дни открытых дверей очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной; сравнивать умения и поведение своего ребенка с умением и поведением других детей; перенимать у педагога приемы воспитательных воздействий. Родители могут увидеть уроки, посмотреть, как учат их детей, как учатся и работают сами школьники, что требует от них учитель, какими приемами он пользуется.
К концу 1 четверти первоклассники уже достаточно устали от учёбы, от постоянных требований. Очень важно было напомнить им ту торжественность, с которой они вошли в школу в первый раз – 1 сентября. Присутствие родителей на уроках, во время которых дети не только учились, но и читали стихи и исполняли песни, создало эту торжественность. Дети ещё раз увидели, как интересно может быть в школе, и у них появилось желание вернуться сюда во 2 четверти.
Мероприятие вызвало большой интерес и у родителей. Ребята заранее на уроках технологии изготовили приглашения, в которые вклеили заранее напечатанный текст:
Дорогие _______________________
Я очень хочу показать вам, чему научился в школе за эту четверть.
Пожалуйста, если сможете, приходите к нам на уроки в пятницу,
3 ноября, к 9.00.
Приглашаемых дети вписывали сами. Родители живо откликнулись на приглашение, многие из них взяли отгул на работе, чтобы присутствовать в этот день в школе.
День открытых дверей был хорошим завершением самой первой четверти в жизни ребят. И дети и их родители получили массу положительных эмоций. Именно этот день, а не 1 сентября поднял статус ребёнка в глазах родителей, т.к., увидев, чему он научился за 2 первых месяца обучения в школе, родители поняли, насколько «вырос» их ребёнок.
Важен этот день был и для меня, классного руководителя, ведь чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями встретит педагог в своей профессиональной деятельности. Это – незыблемое правило работы с семьей, которого должен придерживаться классный руководитель.
ОБОРУДОВАНИЕ фонограмма «Песни о школе», картинки с изображением цветов (ирис, астра, лилии), белки, четырёх груш, веера чисел, пластилин, картон, клеёнки, салфетки для рук, стеки.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Выступление детей.
У каждого в жизни
Единственный раз
Бывает свой первый,
Свой памятный класс.
И первый учебник,
И первый урок,
И первый заливистый
Школьный звонок.
Поступил я осенью
В школу, в 1 «Б».
Я считаюсь школьником,
Ученик теперь.
Ровно в 8. 45
Утром каждый раз
Очень много школьников
Входит в первый класс.
Двадцать семь нас школьников,
Дружная семья.
Все шагают парами,
В первой паре – я.
Мне учиться нравится,
Отвечать я не боюсь,
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь
- Сейчас ребята напомнят вам, уважаемые родители, как они впервые вошли в школу – 1 сентября.
Дети исполняют «Песню о школе»
- Самое первое, что дети узнали в школе – правила школьного поведения. Их вам расскажут те ребята, которые ведут себя в школе лучше всех.
Вставайте дружно всякий раз,
Когда учитель входит в класс.
Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
Учитель спросит – надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь.
Школа – это не вокзал,
Не страшно опоздать.
Но тех, кто в школу опоздал,
Она не станет ждать.
Хоть без колес устроен класс,
Он далеко уйдет за час.
- Чему еще научились дети за эти 2 месяца, они покажут вам сегодня на наших открытых уроках.
3. УРОК ПИСЬМА
Введение темы урока.
Дети читают стихи.
Я бросила куклы,
Играть не хочу,
Мне некогда очень –
Я буквы учу.
Из них я сама составляю слова,
Теперь, как большая, читаю сама.
Мы теперь ученики,
Нам не до гулянья.
На дом задали крючки –
Первое заданье.
Вот мы с мамой над столом
Дружно распеваем:
«Вниз ведём, ведём, ведём –
Пла-а-вно закругляем».
Но противные крючки
С острыми носами
У меня из-под руки
Выползают сами.
Телевизор не глядим,
Сказку не читаем,
Три часа сидим, сидим –
Пла-а-вно закругляем.
Вечер. Поздно. Спать пора.
Сразу засыпаем.
И во сне: ведём, ведём –
Пла-а-вно закругляем.
На доске – картинки: астра, лилии, ирис.
- Что общего? (цветы)
- Что можно назвать лишним? (лилии – 2 слога, в других словах – 3; начинается на согласный звук, другие – на гласный; слово обозначает много цветов, другие – только один)
3) Убираю картинки, под ними записаны слова: астра лилии ирис
То же самое записано у детей в тетрадях.
- Сколько здесь «крючков»?
- Назовите другие знакомые элементы. (прямая наклонная, бугорок, положенная на строчку качалочка)
- Отметьте в первом слове все верхние и нижние трети, все гнёздышки. (У доски работает 2 ребёнка)
- Отметьте в 3 слове все середины строк и все «гнёздышки» (2 ребёнка у доски)
4) На доске и в тетради записано слово раскрасила.
- Назовите все буквы, которые используются при записи этого слова.
- Составьте из этих букв как можно больше слов. (Привлекаем в помощь родителей)
- Прежде чем запишем эти слова, вспомним, как надо при этом правильно сидеть.
Ученик читает стихотворение: Я тетрадь свою открою, уголочком положу.
Я от вас, друзья, не скрою: ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь.
5) На доске: Рита, Лара, Ира
- Что общего? (имена девочек, заканчиваются на гласный звук, из 2 слогов, 1 слог – ударный)
- Что можно назвать лишним? (Ира – начинается на гласный, другие имена – на согласный; состоит из 3 звуков, другие – из 4)
- Прочитайте в тетради вопрос. (Кто раскрасил ирисы?)
- Вспомните, сто мы читали вчера на чтении и ответьте на вопрос.
- Запишите ответ в тетради.
Пишу на доске, подробно проговаривая отдельные элементы: Ира раскрасила ирисы.
4. УРОК МАТЕМАТИКИ
1) Работа с геометрическим материалом.
Дети читают стихи:
Изменились наши игры,
Стал серьёзным первый класс!
Плюс и минус, и отрезок
В голове теперь у нас.
На доске:
- Сколько здесь отрезков?
- Назовите другие фигуры.
- Чем похожи и чем отличаются фигуры 1 и 8?
В тетрадях построены 2 отрезка.
- Как называются эти фигуры?
- Измерьте длину 1 отрезка. Как правильно надо располагать линейку для измерения?
- Запишите внизу длину отрезка.
- Измерьте и запишите длину 2 отрезка.
2)Устный счёт.
Мальчик и девочка читают стихотворение.
Всё, что вижу во дворе я,
Всё, что вижу на пути,
Я сумею,
Я сумею
Сосчитать до десяти!
Едем с мамой в зоосад
И считаем всех подряд.
Пробегает дикобраз – это раз.
Чистит перышки сова – это два.
Третьей стала росомаха.
А четвертой – черепаха.
Серый волк улёгся спать – это пять.
Попугай в листве густой – он шестой.
Вот лисёнок рядом с лосем,
Это будет семь и восемь.
Девять – это бегемот.
Рот, как бабушкин комод.
В клетке ходит лев косматый,
Он последний, он десятый.
Дальше нам не сосчитать.
Надо снова начинать.
Работа с веерами чисел.
- Покажите соседей числа 7.
- Какое число стоит перед 5?
- Какое число стоит после 2?
- Покажите число, которое на 1 больше 9.
- Число, которое на 1 меньше, чем 6.
- Уменьшите 8 на 1 и покажите результат.
- Увеличьте 3 на 1.
- Какое число стоит между 8 и 10.
На доске: 2 0
5 4
4 3
БЕЛКА 1 2
3 1
То же самое – в детских тетрадях.
- Помогите белочке отыскать правильный путь в дупло: дорога должна быть такой, чтобы сумма чисел по его краям была равна 5.
Дети по 1 выходят к доске и соединяют нужные числа, это же они делают в тетради по линейке.
Решение задач.
Стихотворение читают учитель и ученик. (На доске – картинка с изображением 4 груш на тарелке)
Иван, вот четыре
Красивые груши
Лежат на тарелке.
Не кушай, а слушай:
Если одна из них
Брату достанется,
Сколько тебе
На тарелке останется?
«Две»,- отвечаю я.
Но, почему?
Одну ведь ты брату
Отдашь своему.
Да я бы и рад,
Мне пример этот ясен.
Но только мой брат
На одну не согласен.
На доске 5 – 1 = 6 + 1 =
3 + 2 = 4 – 1 =
- Найдите решение этой задачи.
- Сколько получится?
- Прочитайте этот пример разными способами.
- Запишите в тетради решение и ответ.
4 – 1 = 3 (г.)
Ответ: 3 г.
- Найдите решение задач, которые я буду сейчас читать.
6 грибов нашел Вадим,
А потом еще 1.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принес?
5 малышек медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спиться,
Скольким сон хороший снится?
3 ромашки – желтоглазки,
2 веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?
5. УРОК ТРУДА
Введение темы урока.
Ученик читает стихотворение:
Лети, лети лепесток
Через запад, на восток
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели.
- Из какой сказки эти слова?
- Кто автор сказки? (Показать портрет)
- Какие желания загадывала Женя?
- Какое лучше всех и почему?
- Какого цвета были лепестки семицветика?
- Где еще встречали такие цвета?
- Изготавливаем пластилиновую аппликацию на картоне «Цветик – семицветик»
3) Выполнение работы
- Вспомните, чего нельзя делать с пластилином. (брать в рот, кусать, кидаться,…)
- Что можно делать при работе с пластилином? (Пользоваться стекой для отрезания, вытирать руки после работы,…)
В процессе работы привлекаем родителей на помощь.
4) Выставка работ. Подведение итогов.
- Число 7 пользуется большим почетом у всех народов, потому что символизирует целостность. Посмотрите, как часто это слово встречается в русских пословицах и поговорках.
Семеро одного не ждут.
Семь бед – один ответ.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Семь пятниц на неделе.
За семью печатями.
Семь пядей во лбу.
До седьмого колена.
У семи нянек дитя без глазу.
- А ещё число 7 «спряталось» в одном хорошо знакомом вам слове. Прочитайте его.
На доске: 7 я
- Давайте эти семицветики вы подарите своим семьям.
6. Подведение итогов мероприятия
1) Принесение «клятвы учеников»
- Как вы думаете, уважаемые родители, ваших детей уже можно назвать настоящими учениками?
- Значит, пришло время дать им клятву учеников.
Ребята встают. Учитель зачитывает слова клятвы, дети говорят «клянёмся» после каждого предложения.
- КЛЯНЁМСЯ: Никогда не ходить в школу с невыученными уроками.
- Никогда не здороваться с учителями, набив рот жвачкой.
- Никогда не носить сменную обувь в одном пакете с бутербродами.
- Никогда не решать задачи, списывая их у соседа.
- Никогда не открывать учебник грязными руками.
- Никогда не заканчивать четверть с плохими оценками.
- Никогда не открывать двери ударом ноги.
- Никогда не приглашать родителей на родительское собрание за 5 минут до его начала.
2) Мероприятие заканчивается совместным чаепитием.