- А теперь давайте перейдем к изучению новой темы. Тема нашего урока «Композитор, исполнитель, слушатель». Давайте посмотрим видеоурок. - Ребят, как вы думаете, кто такой композитор? -Молодцы! Композитор, по словарю Ожегова, - это создатель музыкальных произведений. - А кто такой исполнитель? -Исполнитель, как вы правильно подметили, - это артист, исполняющий художественное произведение перед публикой. - А кто может быть исполнителем? - А мы с вами можем быть исполнителями? (Да) -Правильно! А кто же такой слушатель? - Слушатель – это тот, кто слушает кого-нибудь, что –нибудь. - А часто ли на уроках мы являемся слушателями? (да) - Да, ребята, мы очень часто являемся слушателями. А слушая произведения, мы накапливаем свой музыкальный багаж. - Ребят, а поскольку мы слушали много произведений. Я думаю что вы мне легко сможете назвать произведения, которые написаны не композитором, а народом, то есть народные песни. - Ребят, а часто ли в ваших семьях поют русские народные песни? Как часто вы слышите народные мотивы? - Замечательно, что в наших семьях еще поются народные песни, хоть уже и не так часто как хотелось бы. Мы все реже стали обращаться к русским истокам. - Ребят, а народ может сочинять музыку? (да) - Да, ребят, народ может сочинять музыку и причем разную. В старинные времена это были былины, сказы о героях, о богатырях, о бытии народа, о природе. И очень важно, что каждый край воспевал природу своего края и ,зачастую природа становилась символом нации. - Ребята, а какие символы нашей страны, воспетые в песнях, вы знаете? (русская береза) - Молодцы! А может ли река стать символом русского народа? (да) - Правильно! И символом нашего народа является река Волга. Как еще называют Волгу? (Матушка) - Почему именно Волга получила название матушка? (потому что она олицетворяет качества русского народа, широту богатой внутренней духовной культуры русского народа) -Правильно! Поэтому волга и стала матушкой для русского народа. Волгу очень часто изображали на картинах. И вот одна из репродукций. Посмотрите на эту репродукцию и скажите, как называется она, и кто ее написал? - Эта картина называется «Бурлаки на Волге» и нарисовал её замечательный русский художник Илья Репин. Ребята, посмотрите на картину и скажите, что мы видим на этой картине? - Но не только художники изображали волгу на своих картинах, но и народ и композиторы воспевали ее в своих произведениях. Сейчас примите позу слушателя, и мы с вами прослушаем песню, которая называется «Вниз по матушке по Волге». Слушайте внимательно, потом будете отвечать на вопросы. - Какая песня? (спокойная, неторопливая) - Музыка передает трагическую судьбу народа. - Правильно! А как вы думаете эта песня народная или композиторская? (народная) - Правильно! Это народная песня, но есть еще и вариация этой песни, которую написал Александр Сергеевич Даргомыжский. Вариация – это видоизменение главной мысли. - Ребята, посмотрите на портрет, на котором изображен великий русский композитор А.С.Даргомыжский. Этот композитор написал очень много произведений и одно из них – это вариация песни «Вниз по матушке по Волге». - Сейчас давайте мы с вами ее прослушаем. Примите позу слушателя и внимательно слушайте. - Что изменилось в песне? -Какие краски приобретает песня? (не слышим голос солиста, появляются краски инструментального симфонического оркестра). - Молодцы! Ребят, а эта песня народная или композиторская? (композиторская, потому что у нее есть автор) -Правильно! - Вернёмся к началу урока. Какую песню мы исполняли? Кто композитор? Кто исполнитель? Кто слушатель? |