СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока " Обстоятельство. Виды обстоятельств

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

" Обстоятельство. Виды обстоятельств"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Обстоятельство. Виды обстоятельств»

Обстоятельство. Виды обстоятельств.

Цель:

  • познакомить с основными видами обстоятельств и способами их выражения;

Задачи: 

  • расширить представления учащихся об обстоятельстве,

  • развивать наблюдательность, логичность, последовательность, связность речи учащихся;

  • обогащать эстетический опыт, развивать чувство прекрасного.

Ход урока

1. Синтаксическая разминка. Закончите правильно предложения:

  1. Особый вид определения, выраженный существительным, – …

  2. Главный член предложения, отвечающий на вопрос “что есть такое?”, – …

  3. Существительное в именительном падеже может быть подлежащим, приложением и …

  4. В предложении В классе тихо, слово “тихо” – …

  5. Член предложения, отвечающий на вопрос “чей?”, – …

  6. Определение, связанное с существительным по способу управления или примыкания, – …

  7. Член предложения, поясняющий, при каких обстоятельствах совершается действие, – …

2. Новый материал.

– Запись темы урока.

– Цель урока:

1) обобщить сведения об обстоятельствах, знакомые по курсу 5-7-х классов;

2) научиться различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, выразительности, ясности.

  • Что такое обстоятельство? Чем оно может быть выражено?

– Запишите предложения. Найдите обстоятельства, подчеркните, определите, чем они выражены.

Примеры

Способы выражения  обстоятельств:

1.Звонко кукушка вдали куковала.         

наречие

2. Она изменилась до неузнаваемости.

сущ. с пред.

3.Он работал не покладая рук.

фразеол. оборот

4. Бегут, играя на солнце, шумные ручьи.

дееприч. оборот

5. Я приехал повидать тебя.

инфинитив

6. Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце.

сравнительный об.

7. И звуки полетят, красуясь и играя.

деепричастие

  • – Что нового вы узнали о том, чем может быть выражено обстоятельство?

  • – Какие орфограммы встретились в этих предложениях?

  • – По своим значениям обстоятельства делятся на разряды. Назовите разряды обстоятельств. (Вопросы, примеры)

3. Следующее задание – тестовое (самопроверка).

  • Найдите предложение с обстоятельством времени.

А) Мы очень устали.

Б) Кругом кричали коростели.

В) Вчера я приехал в Тамбов.

Г) Он изменился до неузнаваемости.

  • В этом предложении есть обстоятельство цели.

А) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.

Б) Слон-живописец написал пейзаж,

     Но раньше, чем послать его на вернисаж,

     Он пригласил друзей взглянуть на полотно.

В) Сенокос запоздал из-за дождей.

Г) От мороза побелели деревья, лошади, бороды.

  • В этом предложении фразеологизм употреблён в роли обстоятельства.

А) Приказчик остался с глазу на глаз с покупательницей.

Б) Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.

В) Рассказы эти были данью моему детству.

Г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.

  • Укажите предложения, в которых обстоятельство выражено сравнительным оборотом.

А) Чайка, как парус, белеет где-то в высоте.

Б) Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду.

В) Опытный шахматист, сделав неудачный ход, сдался.

Г) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

– Какое задание оказалось наиболее трудным?

4. Конструирование текста.

Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи.

1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы.

2) …(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия), они поднялись с земли.

 3) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.

 4) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю.

 5) Одна пара, …(деепричастие, обстоятельство образа действия), шумно снизились на проталине.

 6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …(сравнительный оборот, обстоятельство образа действия), осматривались вокруг.

 7) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место.

 (Для справок: успокоясь, немного отдохнув, стремительно, припоздав, в степи, под вечер, словно дозорные).

  • – Можно ли назвать данные предложения текстом?

  • – Определите стиль и тип речи данного текста.

  • – Какова роль обстоятельств в данном тексте? Тропы!

  • – Что такое обстоятельство?

  • – Чем оно может быть выражено?

  • – Какова роль обстоятельств в тексте?

  • – Какое задание показалось интересным на уроке?

  • – Какое задание показалось достаточно простым?

5. Оценки.

6. Д/з.( Заполнить таблицу «Основные виды обстоятельств», дополнив её своими примерами.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!