Урок литературного чтения в 3 классе Урок № 73 11.03.24
Тема: Чувства, вызываемые лирическими произведениями.
С.Я. Маршак «Гроза днем», «Голос в лесу»
Цель: познакомить детей с творчеством С.Я.Маршака, учить восхищаться красотой природы; развивать воображение, фантазию, речь, навыки выразительного чтения; воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Оборудование: слоговые таблицы, портрет С.Я. Маршака, презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Всех зовет на наш урок.
Будем хорошо читать,
Новые знания добывать!
2.Речевая разминка
-Ребята , работать будем быстро, четко и слажено. Мы должны красиво читать, правильно формулировать мысли, показать свои чувства к прочитанному
Итак, начнем:
Упражнение в интонировании.
Прочитайте предложение ПОШЕЛ ДОЖДЬ (с радостью, удивлением, испугом, вопросительно, шепотом)
3. Знакомство с новым разделом
-Прочитайте название нового раздела: ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2,
назовите авторов с творчеством которых мы познакомимся .
4. Новый материал
1. Введение в тему
-Ребята, восстановите фамилию и имя поэта, который открывает нашу «Поэтическую тетрадь»
МУИЛСА ВИЧЛЕЯКОВ ШАКМАР
САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК – русский поэт, переводчик. Он писал необыкновенные стихи, сказки, пьесы для детей, которые вы знаете и любите с самого раннего возраста. Вспомните его произведения «Кошкин дом», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев» и многие другие. В своих произведениях он учил ребят радоваться красоте поэтического слова, показывал, что стихами можно выразить самые разные чувства и переживания.
-А сегодня мы прочитаем его удивительные стихотворения. Отгадайте, о чем первое из них.
Кто в окошко к нам стучит,
Барабанит и шумит,
Льет, грохочет,
Тихо шепчет, капает,
И замолкает… (Дождь)
2. «Выращивание» «Ассоциативного куста»
-Ребята, что вы знаете о дожде? Какие мысли, чувства, настроение вас переполняют, когда вы слышите это слово?
3. Работа над стихотворением С.Я. Маршака « Гроза днем»
Я приглашаю вас познакомиться с новым стихотворением С.Я. Маршака «Гроза днем»
1) Чтение стихотворения учителем.
-Что вы представили, слушая это стихотворение?
-А может быть кому – то из вас удалось услышать раскаты грома?
-Ребята, в этом стихотворении поэт рисует картину дождя звуками, то есть использует прием звукопись.
2) Прочитайте стихотворение самостоятельно, обратите внимание, какие звуки повторяются в первых строках, что они нам напоминают?
Вопросы для обсуждения каждой группе:
-Что предшествовало дождю?
-Все ли так бывает в действительности?
-Каким ты представляешь дождик?
-Найдите в тексте как стучит дождь, по чем ударяют капли?
-Прочитай строки, в которых автор применил прием олицетворения, эпитеты?
Физминутка
Упражнение «Перевоплощение»
-Ребята, представьте себя маленькой капелькой, которая летит с неба и падает на землю. Встаньте, поднимите руки вверх, медленно покружитесь, присядьте (звучит музыка)
-О чем думает капелька? Что она видит? Что чувствует?
4, Выразительное чтение стихотворения учениками.
5. Составление «Сенкана»
4. Работа над стихотворением « В лесу над росистой поляной»
1)-Ребята, продолжим работу еще над одним лирическим стихотворением
С.Я. Маршака (прослушивание аудиозаписи)
-Что представили, слушая стихотворение?
-Как можно его озаглавить?
2) Прочитайте стихотворение выразительно в паре друг другу.
-С кем беседует кукушка?
- С чем сравнивается ее голос?
-Какие чувства у тебя вызывает память о лете?
-Как вы думаете, что объединяет эти два стихотворения С. Я. Маршака?
5. Итог урока
- Оцените свою работу на уроке (самооценка)
6. Домашнее задание
Выразительно читать стихотворения С.Я. Маршака, отвечать на вопросы учебника