СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению "О братьях наших меньших".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте даны цели, задачи урока, результаты освоения УУД, подробно расписан ход урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "О братьях наших меньших".»













Урок литературного чтения

2 класс





УМК «Школа России»









Выполнила:

учитель начальных классов

Тиханкова А.И.





















Тема: О братьях наших меньших.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с новым разделом.

  2. Развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.

  3. Прививать любовь к животным и интерес к чтению.

УУД:

Познавательные:

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; находить ответы на вопросы в тексте;

  • извлечение необходимой информации из текстов различных жанров, из иллюстраций;

  • сознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • использование знаково – символических средств;

  • анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

  • установление причинно-следственных связей;

  • умение анализировать, делать выводы, строить доказательства.

  • самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные:

  • умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм;

  • развитие готовности к сотрудничеству;

  • интерес к общему делу;

Регулятивные:

  • определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

  • умение прогнозировать текст;

  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

  • слушание и понимание речи других;

  • умение работать в парах, умение договориться.



Оборудование: выставка книг, карточки (для работы в парах), учебник «Литературное чтение» для 2 класса, простой карандаш, компьютерная презентация.

Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационный момент

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.


II Речевая разминка (Слайд 2)

Прочитайте дразнилку. Научитесь читать ее скороговоркой

Белебедя съел медведя,

Утром рано съел барана.

На закуску съел лягушку,

Хотел волка, да неловко,

Хотел гуся, да боюся.

III Самоопределение к деятельности (Слайд3)

- Здесь зашифрована фраза.

- Расшифруйте слова и вы узнаете название раздела, к которому мы сегодня переходим.

(«О братьях наших меньших») слайд 4


- Кто догадался, кого называют «Братьями нашими меньшими»? (Животных.)

- Такое название им придумал известный русский поэт Сергей Есенин.

- Как вы понимаете здесь слово «меньшие»? Почему меньшие? Разве бегемот или жираф меньше нас?

(Животные меньшие по разуму. Они не умеют думать, говорить. Они слабее и беззащитнее нас.)


- Что подчеркивается словами «наши братья»?

(Те, кто живет рядом с нами. Те, кто требует от нас особой заботы и ухода.)

- Какие животные требуют от нас особой заботы и ухода?

(Домашние животные. Животные живого уголка. Животные, которые живут в зоопарках. Они не умеют самостоятельно добывать корм.)


- Сегодня мы поговорим о животных.


IV Работа над новым материалом

  1. Прогнозирование раздела (прием антиципации)

- Узнав название раздела и поняв это название, можете ли вы предположить, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?

(Это будут произведения о животных и об отношении человека к ним.)

- Откройте учебники на странице 125. Слайд 5

- Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе?

(читает Лера)

- Чему мы научимся?

(читает Дима)

- Чему мы будем учиться?

(читает Аня)

Перед серьёзной работой надо размяться.

V Физкультминутка Шли по крыше три кота.

Три кота Василия. (Ходьба.)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)

Сели кисти на карниз,

Посмотрели вверх и вниз. (Приседание.)

И сказали три кота:

- Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)


  1. Работа над текстом Н. Сладкова «Они и мы»

1) Знакомство с писателем (Слайд 6)

- Откройте учебники на с.126.

- Прочитайте фамилию автора вступительной статьи на странице (Н. Сладков.)

- Посмотрите на портрет Николая Ивановича Сладкова. Родился он в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде (сейчас это Санкт-Петербург). С детства он любил природу, интересовался ей. Со 2 класса записывал в специальную тетрадь свои впечатления и наблюдения о животных. Слайд 7

Сладков написал более 60-ти книг, а в каждой книге огромное количество рассказов. В них он пишет о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Много писал о необходимости защиты природы, о воспитании бережного отношения к природе. Умер Николай Иванович Сладков в 1996 году в возрасте 76 лет. Теперь познакомимся с его статьей.

2) Антиципация чтения


- Прочитайте название статьи.

(«Они и мы»)

- Как вы понимаете название?

- Как вы думаете, о чём она?

(О животных и людях, об отношении людей к животным.)

- Верны ли наши предположения, мы убедимся, когда прочитаем текст.

- Сейчас я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте и (прием чтение с пометками) карандашом при помощи условных знаков поработаем с текстом

V – знакомая информация

! – новая информация

- я думал (думала) иначе

? – это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше


4) Первичное чтение текста (учителем). Слайд №9

Проверка первичного восприятия текста

- Ребята, кому информация в тексте показалась знакомой?

-Для кого в тексте было что-то новое?

- Какие факты в тексте вызвали удивление или интерес?


-Кого это имеет в виду автор, когда говорит: «они»?

(Автор имеет в виду животных.)

- Кого это имеет в виду автор, когда говорит: «мы»?

(Автор имеет в виду людей.)

- А сейчас внимательно посмотрите на доску, вспомним какие типы текстов бывают и определим к какому типу текста относится наш.

Слайд 10

-Какой текст прослушали: художественный или научно-познавательный?

(Научно-познавательный.)

-Докажите, что это научно-познавательный текст.

(В научно-познавательном тексте автор не передает свои чувства и переживания, он сообщает только факты, сведения о жизни животных. В таком тексте много познавательного материала.)

- Подумайте, какие факты сообщает нам автор?

(Животные живут в лесах, полях, болотах).

- А чем отличается художественный текст от научно-познавательного?

(В художественном тексте автор передает свое отношение к герою, вызывает у читателя сочувствие, переживание за его судьбу, желание помочь ему в трудной ситуации.)

- Как вы думаете, для чего автор создал такой текст?

(Чтобы дать знания об окружающем мире.)


3) Словарная работа (Слайд 11, 12)


- Прочитаем ещё раз эту статью, но сначала разберём трудные слова. Какие слова при чтении подчеркнули?


- Уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте. - - Какой словарь поможет нам растолковать значение непонятных слов? (Толковый словарь.)


Околица — 1. Изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

Уязвимый — тот, которого легко обидеть. Слабый, плохо защищенный.


Су-щест-ва существа Слайд 13

О-ко-ли-цей

При-спо-со-бить-ся приспособиться

Встре-ча-ет-ся встречается

У-ди-ви-тель-но-е удивительное

У-яз-ви-мый


5) Вторичное чтение текста (детьми)

- Прочитайте текст по «цепочке»


6) Работа по содержанию текста

- Что это за существа в перьях? (Это птицы.)

- Что за существа в чешуе? (Это рыбы.)

- Что за существа в шерсти? (Это звери.)

- Как назвать этих существ одним словом? (Животные.)

- Что общее связывает нас с животными? (Жизнь.)

- А почему автор называет животных нашими соседями?

(Соседи потому, что живут рядом с нами).

- И земляками?

(Земляки потому, что живут с нами на одной земле, на одной планете.)


- Много тысячелетий живут на планете рядом с нами птицы, рыбы, звери, насекомые.


- Найдите в тексте, как автор называет животных? СИНОНИМЫ. (Странные существа, обитатели.)


- Подумайте, какое главное правило при общении с животными нам предложил Н. Сладков?

(«Не навреди!»)

- Как человек может навредить животным?

(Люди загрязняют водоемы, воздух. Еще выбрасывают на улицу маленьких котят, щенков. Они становятся бездомными.) (Видео «Спаси меня»).

- Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных? (Ответы детей)


- Почему, по-вашему, писатели обращаются к этой теме?

(Много людей жестоких и равнодушных, которые обижают животных или просто проходят мимо.)


- Можем ли мы как-то помочь животным?


(Да. Можно взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные. Можно подкармливать птиц зимой.)


- Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, чтобы им не навредить? Что нужно для этого делать?


Вывод: нужно любить животных, заботиться о них, кормить их, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче.

Вывод: Почему животных называют «нашими меньшими братьями?

(1)животные пытаются приспособиться к нам – и мы должны им помочь;

2)они наши соседи и земляки; и нас связывает с ними общее – жизнь;)


- Как в жизни мы можем применить полученные знания?

- Как чтение этого произведения может повлиять на вашу дальнейшую жизнь?


  1. Работа над стихотворением А. А. Шибаева «Кто кем становится»

1) Знакомство с писателем (Слайд 14)

- Посмотрите на портрет А. А. Шибаева. Родился он в 1923 году в городе Волхове Ленинградской области. Воевал в Великую Отечественную войну, был тяжело ранен. Долгие годы боролся с болезнями. Умер в 1979 году, прожив 56 лет. А. А. Шибаев сочинял веселые, радостные детские стихи. С одним из них мы сегодня познакомимся.


-Откройте учебники на с.127. (прием антиципации)

- Но сначала рассмотрите иллюстрации на странице 127. Как вы думаете, что хотели нам показать авторы учебника? (Ответы детей)

- Прочитайте название стихотворения.

Кто кем становится»)

- О чем говорит это название? (Ответы детей)

-Что мы сможем сделать с текстом этого стихотворения?

(Вставить пропущенные слова, прочитать выразительно, выучить наизусть)


- Выполните задание. Кому трудно запомнить, можно работать карандашом, не нажимая на него.

(Учащиеся читают самостоятельно стихотворение и вставляют пропущенные слова.)

2) Первичное чтение стихотворения.


Проверка восприятия стихотворения

-Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое оно?

(Веселое, шуточное.)

- Что вы представили, когда его читали? Какие картинки возникли в вашем воображении?


- Сейчас почитаем стихотворение выразительно.

-Что значит читать выразительно?

3)Выразительное чтение стихотворения

(Учащиеся читают стихотворение по «цепочке».)


4. Игра «Кто у кого» - Работа в парах (Слайд 12)


У кошки — … .

У собаки—… .

У зайчихи —… .

У утки—… .

У овечки—… .

У курочки—… .

У ежихи—… .

У коровы—… .

У свиньи—… .

У лисы—… .

У рыбки—… .

У лосихи —… .

У волчицы—… .

У скворчихи—…

У кошки — котенок.

У собаки — щенок.

У зайчихи — зайчонок.

У утки — утенок .

У овечки — ягненок .

У курочки — цыпленок.

У ежихи — ежонок.

У коровы — теленок.

У свиньи — поросенок.

У лисы — лисенок.

У рыбки — малек.

У лосихи — лосенок.

У волчицы — волчонок.

У скворчихи — птенец.

VI Рефлексия (Слайд 13)

В конце разговора давайте вернемся к началу нашего урока.

Действительно, животные наши младшие братья. Их нужно беречь и защищать от врагов. Ребята, мы должны с вами беречь всех животных: и домашних, и диких, и больших, и маленьких, независимо от их размера.

Человек, который не только любит животных, но и бережет их, имеет большое и доброе сердце. Надеюсь, что у вас тоже будет большое и доброе сердце. Ведь «все доброе на Земле – от солнца, все хорошее – от человека».

Стихотворение (читает ранее подготовленный ученик).

Каждый по- своему чем-то хорош:
Поганка и ёжик, лягушка и ёж!
Нет ни цветка, ни зверька, ни куста, 
Где бы не встретилась нам красота!



- И в завершении урока посмотрим на удивительный мир природы, красоты которой к сожалению мы не замечаем в повседневной жизни (фрагмент видеофильма).

- Ребята, если вы заинтересовались жизнью животных, то вы можете почитать книги Паустовского, Пришвина, Бианки, Житкова, Чарушина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского.В книгах этих писателей вы узнаете много нового и интересного о животных.

(Выставка книг о природе.)



Вывод: Природу может спасти только наша любовь.


- Поднимите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

слайд 14


Оцените свою работу на уроке:

  • Желтый: на уроке мне было интересно. У меня все получилось.

  • Зеленый: на уроке мне было интересно, но были трудности.

  • Красный: на уроке мне было неинтересно, скучно. Я не справился с заданием.

VII Подведение итогов урока

- Какой раздел мы начали изучать сегодня?

Братья наши меньшие»)

- Нравится ли вам, что в учебнике есть такой раздел? Почему?

Чему нас учит этот раздел?

(Заботиться о животных, жалеть их.)

VIII Домашнее задание (Слайд 15)

Ещё раз прочитать стихи, которые мы читали в классе, составить правила обращения с животными.






Готовятся к работе









Читают на экране дразнилку выразительно.










































Расшифровывают фразу.























Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.





























Прогнозируют название раздела.










Рассматривают портрет писателя, слушают информацию о писателе.





















Отвечают на вопросы учителя.











































Расшифровывают слова, знакомятся со значением новых слов.















Работают над текстом, анализируют, доказывают, учатся

делать выводы











Читают текст




Отвечают на вопросы, анализируют, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.






























Делают физкультминутку.










Знакомятся с писателем, прогнозируют текст, вставляют в стихотворение пропущенные слова.



















Читают выразительно.







Работают в парах. Называют животных и детенышей животных.





























Оценивают свою работу на уроке с помощью смайликов.










Делают выводы по уроку.