Проект урока «Добро и зло».
Основополагающая идея урока: добро – это осознанное решение, дело на благо другому.
Цель: создание условий для осмысления понятий добра и зла в жизни человека.
Задачи:
расширить представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла;
формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;
формировать потребность совершать добрые дела;
формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта.
Основные термины и понятия: добро , зло.
Формы и методы:
Фронтальная работа, работа в парах и группах, индивидуальная работа.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.
Учебное оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация, стикеры.
1. Организационный момент
2.Введение в тему.
…..( Добро) и…. (Зло) – два вечных спутника,
Идут по жизни с нами до конца.
Как разделить их, чтоб не мучиться,
И не болела по ночам душа.
……(Добро) – такое теплое, как солнышко,
А …..(зло) – оно холодное, как лед.
- Прочитайте стихотворение.
- О каких понятиях здесь сказано? Какие два слова пропущены?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Какая тема урока?
-Запишите тему урока «Добро и зло».
3. Изучение нового материала. Составление кластера на доске понятий добро и зло (в середине определение слов перевернуто)
- Добро и зло! Это особые слова. Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
- Продолжите и запишите фразу: «Добро – это…» (Дети поочерёдно заканчивают данную фразу, записывают на стикерах, озвучивают ответ и наклеивают на доску)
- А теперь обратимся к словарю (переворачиваем лист)
- Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:
« Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок».
- А как вы понимаете слово «зло», запишите «Зло – это …» (Дети поочерёдно заканчивают данную фразу, записывают на стикерах, озвучивают ответ и наклеивают на доску.
-В словаре Ожегова – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок».
- Запишите определения в тетрадь.
4. Работа с притчей.
« Притча о Добре и Зле»
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»
- Как вы поняли слова индейца?
- Как он описал зло? Добро?
- Есть ли эти слова на доске в ваших ответах?
- Расскажите о людской доброте, добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце.
– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?
5.Работа в паре.
- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили в пословицах и высказываниях, которые передаются из уст в уста.
- Составь пословицы и высказывания. Соедини линией.
Обсудите в группе, в чем заключается смысл этих пословицы, а затем всем расскажите ваше общее мнение.
Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло. | на добрые дела. |
Худо тому, | Но зло творится без труда, добро – творить трудней. |
Жизнь дана | Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло. |
Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. | кто добра не делает никому. |
Вывод: Добро приносит радость окружающим людям.
Делать добро – совершать добрые поступки.
6.Работа в группе.
Выполнить просьбу – это добрый поступок, но всегда ли он оборачивается добром.
- Ребята, проведите границу между добром и злом, как вы поступите в данной ситуации?
Ситуация 1. «Друг просит у тебя списать задание»
1. Дам списать, чтоб выручить товарища.
2. Помогу другу разобраться в задании, чтоб он сам смог его сделать.
Ситуация 2. « Твой друг (подруга) обзывает другого ученика, унижает его»
1. Остановлю друга, скажу, что мне неприятно это слышать от своего друга.
2. Поддержу друга.
Ситуация 3. « Приятель в компании беззастенчиво врёт»
1. Скажу всем, что это неправда.
2. Попрошу друга перед всеми извиниться за ложь
Вывод: надо учиться отличать добро от зла.
7. Работа с текстом.
- А сейчас послушайте рассказ В. Осеевой «Отомстила».
Катя подошла к своему столу – и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.
- Алёшка! – закричала Катя. – Алёшка! – И, закрыв лицо руками, громко заплакала.
Вопрос: Почему заплакала Катя?
Алёша просунул в дверь круглую голову. Щёки и нос у него были перепачканы красками.
- Ничего я тебе не сделал! – быстро сказал он.
Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.
- Я тебе отомщу! – кричала со слезами Катя.
Алёша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.
- Заплакала! Из-за каких-то красок заплакала!
- Ты у меня тоже заплачешь! – кричала Катя. – Ещё как заплачешь!
- Это я – то заплачу? – Алёша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. – А ты сначала поймай меня.
Вопрос: Как вы думаете, что будет дальше?
Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алёша упал.
Вопрос: Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.
- Алёша! – кричала она. – Алёша!
Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на неё.
Вопрос: Почему он смотрел испуганно?
- Встань! Встань!
Но Алёша втянул голову в плечи и зажмурился.
Вопрос: Что ожидал Алёша?
- Не можешь? – испуганно спрашивала Катя, ощупывая Алёшины коленки. – Держись за меня.
Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги.
- Больно тебе?
Алёша мотнул головой и вдруг заплакал.
Вопрос: Почему он заплакал?
- Что, не можешь стоять? – спросила Катя.
Алёша ещё громче заплакал и прижался к сестре.
- Я никогда больше не буду трогать твои краски… никогда… никогда… не буду!
Вопрос: Почему Алёша дает такое обещание? (раскаялся)
Вопрос: Можно ли назвать добрым человека, который сначала совершил плохой поступок, а потом раскаялся?
Вывод : если человек по-настоящему раскаялся, то он снова может стать добрым.
Обобщение.
- Составьте Синквейн слов добро и зло.
Итог.
- Помните, что жизнь дана на добрые дела.