СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока  «Добро и зло».

Основополагающая идея урока: добро – это осознанное решение, дело на благо другому.

Цель: создание условий для осмысления  понятий добра и зла в жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс»

Проект урока «Добро и зло».

Основополагающая идея урока: добро – это осознанное решение, дело на благо другому.

Цель: создание условий для осмысления понятий добра и зла в жизни человека.

Задачи:

  1. расширить представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла;

  2. формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

  3. формировать потребность совершать добрые дела;

  4. формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта.


Основные термины и понятия: добро , зло.

Формы и методы:

Фронтальная работа, работа в парах и группах, индивидуальная работа.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.

Учебное оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация, стикеры.

1. Организационный момент

2.Введение в тему.

..( Добро) и…. (Зло) – два вечных спутника,

Идут по жизни с нами до конца.

Как разделить их, чтоб не мучиться,

И не болела по ночам душа.

……(Добро) – такое теплое, как солнышко,

А …..(зло) – оно холодное, как лед.

- Прочитайте стихотворение.

- О каких понятиях здесь сказано? Какие два слова пропущены?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Какая тема урока?

-Запишите тему урока «Добро и зло».


3. Изучение нового материала. Составление кластера на доске понятий добро и зло (в середине определение слов перевернуто)

- Добро и зло! Это особые слова. Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

- Продолжите и запишите фразу: «Добро – это…» (Дети поочерёдно заканчивают данную фразу, записывают на стикерах, озвучивают ответ и наклеивают на доску)

- А теперь обратимся к словарю (переворачиваем лист)

- Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:

 « Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок».

- А как вы понимаете слово «зло», запишите «Зло – это …» (Дети поочерёдно заканчивают данную фразу, записывают на стикерах, озвучивают ответ и наклеивают на доску.

-В словаре Ожегова – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок».

- Запишите определения в тетрадь.



4. Работа с притчей.

« Притча о Добре и Зле»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»


- Как вы поняли слова индейца?

- Как он описал зло? Добро?

- Есть ли эти слова на доске в ваших ответах?

- Расскажите о людской доброте, добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце.

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?


5.Работа в паре.

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили   в пословицах и высказываниях, которые передаются из уст в уста.

- Составь пословицы и высказывания. Соедини линией.

Обсудите в группе, в чем заключается смысл этих пословицы, а затем всем расскажите ваше общее мнение.


Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло.

на добрые дела.

Худо тому,

Но зло творится без труда,

добро – творить трудней.

Жизнь дана

Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

кто добра не делает никому.

Вывод: Добро приносит радость окружающим людям.

Делать добро – совершать добрые поступки.


6.Работа в группе.

Выполнить просьбу – это добрый поступок, но всегда ли он оборачивается добром.

- Ребята, проведите границу между добром и злом, как вы поступите в данной ситуации?

Ситуация 1. «Друг просит у тебя списать задание»

1. Дам списать, чтоб выручить товарища.

2. Помогу другу разобраться в задании, чтоб он сам смог его сделать.

Ситуация 2. « Твой друг (подруга) обзывает другого ученика, унижает его»

1. Остановлю друга, скажу, что мне неприятно это слышать от своего друга.

2. Поддержу друга.

Ситуация 3. « Приятель в компании беззастенчиво врёт»

1. Скажу всем, что это неправда.

2. Попрошу друга перед всеми извиниться за ложь

Вывод: надо учиться отличать добро от зла.

7. Работа с текстом.

- А сейчас послушайте рассказ В. Осеевой «Отомстила».

Катя подошла к своему столу – и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.

- Алёшка! – закричала Катя. – Алёшка! – И, закрыв лицо руками, громко заплакала.

Вопрос: Почему заплакала Катя?

Алёша просунул в дверь круглую голову. Щёки и нос у него были перепачканы красками.

- Ничего я тебе не сделал! – быстро сказал он.

Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.

- Я тебе отомщу! – кричала со слезами Катя.

Алёша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.

- Заплакала! Из-за каких-то красок заплакала!

- Ты у меня тоже заплачешь! – кричала Катя. – Ещё как заплачешь!

- Это я – то заплачу? – Алёша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. – А ты сначала поймай меня.

Вопрос: Как вы думаете, что будет дальше?

Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алёша упал.

Вопрос: Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.

- Алёша! – кричала она. – Алёша!

Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на неё.

Вопрос: Почему он смотрел испуганно?

- Встань! Встань!

Но Алёша втянул голову в плечи и зажмурился.

Вопрос: Что ожидал Алёша?

- Не можешь? – испуганно спрашивала Катя, ощупывая Алёшины коленки. – Держись за меня.

Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги.

- Больно тебе?

Алёша мотнул головой и вдруг заплакал.

Вопрос: Почему он заплакал?

- Что, не можешь стоять? – спросила Катя.

Алёша ещё громче заплакал и прижался к сестре.

- Я никогда больше не буду трогать твои краски… никогда… никогда… не буду!

Вопрос: Почему Алёша дает такое обещание? (раскаялся)

Вопрос: Можно ли назвать добрым человека, который сначала совершил плохой поступок, а потом раскаялся?

Вывод : если человек по-настоящему раскаялся, то он снова может стать добрым.


Обобщение.

- Составьте Синквейн слов добро и зло.

Итог.

- Помните, что жизнь дана на добрые дела.