2. Актуализация опорных знаний | - Чистописание- ча чу ща щу Письмо в тетради букв и соединений. Пальчиковая гимнастика - Откройте тетради и напишите по образцу, постарайтесь выполнить работу красиво и аккуратно. - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, подчеркните самые красивые соединения - Вспомните, что вы знаете о звуках [ч'] и [щ']? Это согласные шипящие звуки, глухие, непарные, всегда мягкие. На письме обозначаются буквами Ч и Щ. - Давайте вспомним, какое правило мы изучали на прошлом уроке? Игра «Найди слово с ошибкой» 1. Роща, шишка, чяшка. 2. Машына, ужи, мыши. 3. Собака, рощя, щука. 4. Чюдо, малыши, ученик. ( У доски один человек) Запишите слова правильно, поделите их на слоги, поставьте ударение. Самопроверка |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | - Сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. Он принёс нам слова, которые приготовил для нашего урока, но пропустил в них буквы, он так затрудняется, что просит вас помочь ему вставить пропущенные буквы. Прочитайте их! Ноч.ка Поч.ка Доч.ка Ноч.ной Соч.ный - Помогите Незнайке, подумайте и скажите, какую букву нужно вставить в слова? - Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? - Эта тема новая для вас или мы уже ее знаем? - Зачем необходимо правильно писать эти буквосочетания? |
4.Первичное усвоение новых знаний | - Работа с наглядным материалом. - Рассмотрите таблицу и попробуйте самостоятельно сформулировать правило правописания слов с сочетаниями чк, чн, щн. Отгадайте загадки и запишите отгадки. Что такое перед нами: Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И сиделка на носу? (Очки. ) Грамоты не знаю, А весь век пишу. (Ручка) Я маковой крупинкой Упала на тропинку, Остановила вас – Закончила рассказ. (Точка) - Работа в тетради. Запишите слова в тетрадь. Почеркните сочетания чк, чн Отгадайте слово по его лексическому значению. - Травянистое растение с жёлтыми цветками и семенами на пушистых волосках, разносимых ветром. (Одуванчик) Материал для учителя Одуванчик назван не из-за цветка, а из-за свойства его семян, которые разлетается от одного дуновения. Хотя, пушистая головка одуванчика подобна цветку! Врачи Древней Греции использовали одуванчик как лекарственное средство от веснушек на коже. В 16 веке в Германии он считался успокаивающим и снотворным средством. В России растение считалось «жизненным эликсиром» и применялось при различных заболеваниях. Также одуванчик добавляют в супы, щи и салаты. В народе растение называют молочай, пустодуй, еврейская шапка, пушица, зубной корень, русский цикорий. — Произнесите все звуки в слове одуванчик — Что вы знаете о звуке [Ч’]? (Он всегда мягкий.) — Обозначена ли мягкость этого звука? (Нет.) — Почему в сочетаниях ЧК, ЧН не пишется мягкий знак? (Буква Ч обозначает мягкий согласный звук, поэтому нет необходимости писать мягкий знак.) — Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ пишутся без мягкого знака. Правописание этих сочетаний нужно запомнить. Звуко-буквенный анализ слова У доски 1 ученик Одуванчик– о-ду-ван-чик, 4 слога, 4 гласн., 5 согл Физминутка Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши. Дача, тучка, ручка, песня, ночь, ночной, игрушечный, большой, удачный, кочка, строчка, день, хищный, дочка, папочка, сыночек, мамочка. |
5. Первичная проверка понимания | Работа в паре Прочитайте слова, исправьте, где нужно ошибки. Дочька почка ночьной деньки ласточка кочька Проверка. Работа над деформированным предложением - Посмотрите! Озорник ветер перемешал слова в предложении. - Прочитайте их. Из какой это сказки? Ряба, снесла, яичко, Курочка - Давайте вернем слова на свои места - Какое предложение у нас получилось? (Курочка Ряба снесла яичко.) - Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (Начало предложения пиши с большой буквы, слова в предложении пиши раздельно, в конце ставь точку). - Почему слово Ряба будем писать с большой буквы? - Ещё, на какие слова следует обратить внимание. Почему? - Запишите предложение. Подчеркните сочетания. Физминутка для глаз |
6. Первичное закрепление | Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк, а теперь поучимся говорить правильно. Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница люди произносят неверно ску[ч,]но, а нужно ску[ш]но. - Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук [ч,] на звук [ш]. - Какое сочетание в этих словах? - Как оно пишется? - Составьте предложение с этими словами (устно) Письмо под диктовку Я называю предмет, а вы произносите его название ласково и это слово записываете с красной строки и подчеркиваете сочетания. Белка, ёлка, рука, туча, собака Самопроверка Белочка, ёлочка, ручка, собачка, тучка. |