СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка «Родительный падеж существительных множественного числа»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по учебнику Рамзаевой Т. М.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка «Родительный падеж существительных множественного числа»»

Родительный падеж существительных множественного числа.

Цель: узнать правило правописания окончаний существительных в родительном падеже множественного числа; способы образования и правильного употребления формы множественного числа имен существительных в родительном падеже;

научиться распознавать существительные в родительном падеже множественного числа и правильно употреблять эти существительные в речи.

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, какой сегодня прекрасный зимний день!

- Пусть этот урок подарит вам радость открытия новых знаний и теплоту общения.

Мотивация

-Наш девиз сегодня.

Думать – интенсивно!

Работать – оперативно!

Объяснять – доказательно!

Получить результат - обязательно!!!!

- Я вижу, что вы готовы к работе. Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу.


II. Актуализация знаний.

1.Работа в тетради

/Комментированная запись числа/

– Напишите «Число», «Классная работа».

Каллиграфическая минутка

-Посмотрите внимательно на эти буквы и подумайте, какую из них мы будем сегодня писать? Почему вы так решили? (Подсказка: какая лишняя, почему?)

и а с о у ы

- Пишем букву с.

- Пишем соединения сс сн сл су см си ис
- Отгадайте загадку:

Он без красок и чернил

Крыши города белил? (Снег)

- Пишем с маленькой буквы.

- Какая это часть речи?

- Что можете рассказать об этом имени существительном? (морфологические признаки)

- Подберите однокоренные существительные к слову снег.

- Запишите (снежок снегопад снеговик снежинки Снегурочка) и выделите корень.

3. Повторение знаний предыдущего урока. Экспресс опрос (коллективная работа).

Прием «верно - неверно» (если ответ правильный, учащиеся поднимают вверх правую руку).

Имя существительное – это часть речи? – Да.

Имена существительные отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? – Нет.

Имена существительные отвечают на вопросы: Кто? Что? – Да.

Имена существительные обозначают действие предмета? – Нет.

Имена существительные обозначают предмет? – Да.

Имена существительные изменяются по числам? – Да.

Имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов? – Да.

Имена существительные во множественном числе изменяются по падежам? – Да.

III. Выявление места и причины затруднения. Фиксация затруднения в деятельности. (Коллективная работа.)

-Прочитайте стихотворение. Обратите внимание на подчёркнутые слова.

-Определите падеж и число этих имён существительных, выделите окончания.

Нет без леса России,

Без снегов и озер,

Нет без сумерек синих

И без розовых зорь .

(После определения падежа, числа.)

- Что вы заметили? (Разные окончания)

-Почему в этих словах разные окончания?

-Почему возникли разногласия?

-Умеем ли мы правильно писать окончания в этих словах. (Нет. Да.)

-В чем же затруднение?

-Правильно. Мы не знаем, как писать окончания существительных в родительном падеже множественного числа.

IV. Построение плана выхода из затруднения.

-А где мы можем узнать об этом?

Спросить у учителя…в словаре посмотреть.

V. Реализация построенного проекта.

-Определите тему нашего урока?

-Тема урока: «Родительный падеж существительных множественного числа».

-Какова будет цель урока?

-Что мы узнаем?

Правило правописания окончаний существительных в родительном падеже множественного числа; будем правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существительных в родительном падеже.

-Чему научимся?

Распознавать существительные в родительном падеже множественного числа и употреблять эти существительные в речи.

Сегодня мы узнаем, какие окончания пишутся у существительных в родительном падеже множественного числа, будем правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существительных в родительном падеже.


Знакомство с окончаниями.

-Прочитайте слова. По какому признаку они записаны в три столбика? (по родам). Подписать

конь ночь облако

снег площадь поле

месяц зима море

снегирь улица дерево

- Работа по рядам.

1ряд 2ряд 3ряд - 3 чел. у доски

-Запишите существительные в форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончание.

-Давайте проверим, что у вас получилось.

Нет ( кого? Чего?)

коней,

снегов,

месяцев,

снегирей.

Нет (чего?)

ночей,

площадей,

зим,

улиц.


Нет (чего?)

облаков,

полей,

морей,

деревьев.



-Какие окончания у имён существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа? У существительных женского рода? У существительных среднего рода?

В тетрадь!!!

- Сделайте вывод, опираясь на таблицу.

-Давайте прочитаем правило в учебнике на с. 128.

-Как вы считаете, наши выводы совпали с правилом в учебнике?

-Молодцы!


Физминутка для глаз


VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

  1. Имена существительные в скобках напиши в родительном падеже, выдели окончания.

На улицах (города), приготовил для (братья), добрался до (огороды), убежал от (звери), порывы (ветры).

Порядок рассуждения: вспомню окончания имён существительных в родительном падеже во множественном числе, учитывая род (надписать).

  1. Найди ошибки в написании окончаний имён существительных.

Спиши, исправив ошибки. Работа в парах.

Много зуб, из яблоков, нет ягодов, из газетов, у деревей, от деревнев, около леса, мало птицев, пара портфелев.


VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

У пр. 254 С. 129. ?. п.

Поставить вопрос, определить падеж, число, выделить окончание ( (___ )? - ?. ч. ).

Проверка.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

-Подведём итоги ваших поисков и открытий.

-На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже множественного числа?

-Какие окончания пишутся у имён существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа, у существительных женского рода, среднего рода ?

- Узнали правило правописания существительных в родительном падеже множественного числа?

аучились распознавать существительные в родительном падеже множественного числа и употреблять эти существительные в речи?


- А сейчас послушайте притчу.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:

- Что ты делал целый день?

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил:

- А ты что делал целый день?

И тот ответил:

- Я добросовестно выполнял свою работу.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

- А я принимал участие в строительстве храма.

-Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные (отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого рабочего свой).


- А теперь оцените свою деятельность на уроке:

Кто работал так, как первый человек – поднимите правую руку.

Кто работал, добросовестно – поднимите левую руку.

Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – поднимите две руки.


-Наш девиз сегодня.

Думали – интенсивно?

Работали – оперативно?

Объясняли – доказательно?

Получили результат - обязательно!!!!


Д.з. Правило С. 128.


-Молодцы! Вы сегодня были внимательные, сообразительные и замечательные!

-Спасибо за урок!

















  1. Нет без леса России,

Без снег… и озёр…,

Нет без сумерек… синих

И без розовых зорь… .


  1. Напиши существительные в родительном падеже, выдели окончания.

На улицах (города), приготовил для (братья), добрался до (огороды), убежал от (звери), порывы (ветры).

Порядок рассуждения: вспомню окончания имён существительных в родительном падеже во множественном числе, учитывая род (надписать).


  1. Найди ошибки в написании окончаний имён существительных. Спиши, исправив ошибки.


Много зуб, из яблоков, нет ягодов, из газетов, у деревей, от деревнев, около леса, мало птицев, пара портфелев.


  1. Нет без леса России,

Без снег… и озёр…,

Нет без сумерек… синих

И без розовых зорь… .


  1. Напиши существительные в родительном падеже, выдели окончания.

На улицах (города), приготовил для (братья), добрался до (огороды), убежал от (звери), порывы (ветры).

Порядок рассуждения: вспомню окончания имён существительных в родительном падеже во множественном числе, учитывая род (надписать).


  1. Найди ошибки в написании окончаний имён существительных. Спиши, исправив ошибки.


Много зуб, из яблоков, нет ягодов, из газетов, у деревей, от деревнев, около леса, мало птицев, пара портфелев.



  1. Нет без леса России,

Без снег… и озёр…,

Нет без сумерек… синих

И без розовых зорь… .


  1. Напиши существительные в родительном падеже, выдели окончания.

На улицах (города), приготовил для (братья), добрался до (огороды), убежал от (звери), порывы (ветры).

Порядок рассуждения: вспомню окончания имён существительных в родительном падеже во множественном числе, учитывая род (надписать).


  1. Найди ошибки в написании окончаний имён существительных. Спиши, исправив ошибки.


Много зуб, из яблоков, нет ягодов, из газетов, у деревей, от деревнев, около леса, мало птицев, пара портфелев.


  1. Нет без леса России,

Без снег… и озёр…,

Нет без сумерек… синих

И без розовых зорь… .


  1. Напиши существительные в родительном падеже, выдели окончания.

На улицах (города), приготовил для (братья), добрался до (огороды), убежал от (звери), порывы (ветры).

Порядок рассуждения: вспомню окончания имён существительных в родительном падеже во множественном числе, учитывая род (надписать).


  1. Найди ошибки в написании окончаний имён существительных. Спиши, исправив ошибки.


Много зуб, из яблоков, нет ягодов, из газетов, у деревей, от деревнев, около леса, мало птицев, пара портфелев.


 

М. р.

Ж. р.

Ср. р.

Р. п.

мн. ч.

-ов

-ев

-ей

-ей

-

-ов

-ев

- ей