СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Зачем людям украшения?". 5 класс. Изобразительное искусство

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского на тему "Зачем людям украшения?", III четверть.

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Зачем людям украшения?". 5 класс. Изобразительное искусство»

Изобразительное искусство

Класс: 5

Дата: 09.01.2019 г.

Урок 17

Тема: Зачем людям украшения.

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием украшение (предмет, украшающий собой кого то или что то); сформировать знания по проблеме единства декора одежды людей разных сословий в обществе;

Развивающие: способствовать развитию творческой и познавательной активности; способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале;

Воспитательные: формировать эстетическую культуру через знакомство с образцами изделий народного творчества; воспитывать любовь к истории, к народной культуре.

Планируемые результаты:

Предметные: понимать какую роль играет украшение в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.

Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре; уметь организовать место занятий.

Личностные: уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: проектор, доска, презентация «Зачем людям украшения», картон белый А4, салфетки бумажные, клей ПВА, ножницы.

Ход урока
  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.


  1. Актуализация опорных знаний.

- Как вы думаете, когда появилась одежда? (еще в глубокой древности - шкуры животных)

- Является ли одежда выражением определённых представлений о красоте? (подчёркивает красоту фигуры человека)

- Легко ли по костюму узнать человека живущего в одном веке от другого или чем занимается этот человек? (Различие в тканях, покрое, длине и цвете одежды, прическе и украшениях свидетельствует о принадлежности человека к определенной социальной или профессиональной группе. Отличали человека головной убор и прическа. Традиционно, знать носила одежду длиннее, многослойнее, богаче, иногда нового покроя. Неограниченные возможности смены одежды, следования моде имели только представители правящих сословий.)

- Всякая ли одежда бывает нарядной?

- Какие украшения в одежде использует человек? (вышивка, ювелирные украшения, декоративные)

- Зачем людям украшения? (Чтобы было уютно, комфортно, красиво, чтобы привлекало окружающих. Чтобы нравилось не только себе, но и другим)


  1. Изучение нового материала.

(слайды 3) С давних времен человек украшал себя и предметы, которыми пользовался. Даже в древности украшение представлялось людям делом не менее важным, чем самая полезная и необходимая работа.

(слайд 4) Зачем, например, воины разрисовывали своё тело устрашающими узорами перед тем как выступить против другого племени? Нанося узоры, они стремились защитить себя, повергнуть в страх своих врагов.

(слайд 5) Древний охотник украшал себя необычным ожерельем из клыков хищных зверей. Зачем, просто ради красоты? Нет. Каждый клык в украшении означал убитого зверя. Это была своеобразная демонстрация перед соплеменниками своей ловкости, силы. И отношение к такому охотнику было почтительное, уважительное.

(слайд 6) Наверное, не для развлечения носил вождь племени пышный головной убор из перьев, яркие украшения, наносил на тело татуировки. Так он, достойнейший из достойных, мог выделить себя среди окружающих, обозначить своё особое положение.

(слайд 7) Шотландский король в прошлые века носил семицветную одежду, его придворные надевали только пятицветные костюмы, а простолюдины – однотонные. Короли, цари облачались не просто в роскошные и декоративные, а в символические одежды. Их костюм подчеркивал, что они – первые лица в государстве.

(слайд 8) Великий государь-самодержец всея Руси в торжественные моменты облачался в драгоценные одежды, расшитые золотом и серебром, унизанные рубинами и изумрудами. Государево облачение состояло из платна – длинного, расширенного книзу одеяния, украшенного круглым оплечьем – бармой с небольшими иконками, выполненными цветными эмалями, с мозаикой из самоцветов, с золотой и жемчужной вышивкой. Поверх его надевался золотой крест.

(слайды 9-10) Не только тщеславие заставляло царей заботиться о пышности и великолепии своего облика. Царское платье олицетворяло силу, достоинство и могущество Русского государства. Облачение царя дополняли скипетр, держава, царский венец, которые символизировали его власть над миром и были знаками державного величия.

(слайд 11) Вот, к примеру, царский трон. Сама его форма является украшение, он богато и изысканно отделан. Это отличает его от предметов повседневного быта – скамьи. Табурета или кресла. Все они могут быть украшены по-своему, исходя из их цели и условий использования. Однако только трон удостоен особого внимания. Он олицетворяет силу и могущество государства и того. Кто им управляет. Эта идея выражена в декоре, во всем образном строе вещи.

(слайд 12) И сегодня по одежде, убранству можно понять, кто генерал, кто солдат и какой армии, кто священник, кто спортсмен, кто невеста, а кто её подруга, Или, например, определить: это деловой кабинет, парадная зала или детская комната, праздник здесь или траур.


А если представить, что одежды и предметы не подчёркивают этого всего, то сможешь ли ты сам разобраться?


(слайд 13) Все предметы декоративного искусства несут печать определённых человеческих взаимоотношений. Украсить – значит наполнить вещь смыслом, определить положение её хозяина в обществе, подчёркивая это все образным строем вещи: ритмом, рисунком, орнаментом, сочетанием цветов.


Физкультминутка

1. И.П. – основная стойка, руки на пояс.

1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, хлопок над головой; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.

2. И.П. – стойка ноги врозь, руки вниз.

1 – руки вверх; 2–3 – наклон вперед, хлопки по коленям; 4 – исходное положение.

3. И.П. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – поворот вправо, правую руку в сторону; 2 – исходное положение. То же влево.


  1. Творческая практическая работа.

Сегодня вам предстоит стать мастером по изготовлению украшений. Выберите один из предложенных шаблонов ожерелья для дальнейшей работы. Переведите шаблон на лист картона. Затем следуя инструкционной карте, выполните этапы 1-3. (слайд 14)


  1. Итоги урока. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

О чём бы вы хотели еще узнать?

Что больше всего вам запомнилось на уроке?

3