СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Иммунитет"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с применением технологии ТРКМ

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Иммунитет"»

Конспект открытого урока по биологии в 8 классе

Тема «Иммунитет»

(с использованием технологии развития критического мышления)

Цель: формирование представлений о защитных свойствах организма, значении видов иммунитета.

Задачи:

Обучающие:

  • углубить знания учащихся об иммунитете, видах иммунитета, лечебных сыворотках и вакцинах.

Развивающие:

  • развивать учебно-интеллектуальные умения: выделять главное и существенное;

  • развивать учебно-познавательные умения: составлять и высказывать тезисы, пользоваться предметным языком;

  • развивать поисково-информационные умения: использовать литературные источники.

Воспитательные:

  • формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха,

  • способствовать воспитанию культуры общения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: презентация «Иммунная система».



Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Стадия “ Вызов”


Урок хотела бы начать с отрывка из произведения А.С.Пушкина «Пир во время чумы».

Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, -
Тихо все. (Одно кладбище)
Не пустеет, не молчит.

Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.

- Оспа, чума, тиф, холера и многие другие заболевания лишили огромное число людей жизни. Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек.

В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: “Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было увидеть только могильщиков”.

В VI веке от чумы в Европе погибла большая часть населения – 10 млн человек. Чуму называли черной смертью.

Не менее опасна была оспа.

В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Особой приметой того времени считалось “Знаков оспы не имеет

В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера.

Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год.

- Как вы думаете, почему одни люди умирали от этих страшных болезней, а другие нет?

- Сегодня на уроке мы будем говорить об иммунной системе организма.

Вспомните все что вы знаете, или считаете что знаете о иммунитете.

Для этого напишите в тетради число и тему сегодняшнего урока



Работа с маркировочной таблицей

«Знаю»

Запишите в данной строчке все ассоциации, которые у вас возникают со словом “иммунитет”. Записи должны быть емкими и краткими


Поработайте в группе, обменяйтесь сведениями и дополните свои записи




Давайте обсудим, что у вас получилось.

«Корзина идей»

- Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя

Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда давайте попробуем ее дополнить ранее сказанного


«Хочу знать». В данной строке запишите вопросы, на которые хотели бы получить ответ, а ваших знаний ещё не хватает.

- Обсудите в группах и озвучьте

Слушают учителя







































Отвечают на вопросы





Фиксируют тему урока в тетради





Записывают ассоциации со словом «Иммунитет»





Ученики делятся друг с другом известными знаниями составляется список идей, все сведения кратко в виде тезисов









Работают с маркировочной таблицей. Обсуждают результаты в группе

2. Стадия - осмысление


Поработайте с текстом учебника, проставляя пометки на полях:

“?” - знал;

“+” - новое;

“ ?” - появился вопрос.

Не нужно слишком часто ставить значки, попытайтесь выделить наиболее важные факты по данной теме.

- Обсудите в группах:

  1. Что из того, что Вы узнали было для вас знакомо?

  2. Что оказалось новым?

Какие вопросы возникли у вас по ходу чтения текста?

Самостоятельная работа.

1. Развитие представлений об иммунитете связано с именами большого числа учёных. Среди них И.И. Мечников, Л. Пастер, П. Эрлих и Э. Дженнер. Какова роль каждого из перечисленных учёных в развитии представлений об иммунитете? Составьте таблицу (приложение 1)

.2. Рассмотрите схему и внесите в нее недостающие сведения (приложение 2)

Работают с текстом учебника







Обсуждают результаты в группах







Работают с текстом учебника, заполняют таблицу





Дополняют кластер


3. Третья стадия – рефлексия


- «Узнал». Заполните строчку, что вы узнали нового на уроке, запишите одним или несколькими словами. Напоминаю, записи должны быть емкими, но краткими.


- Посмотрите на предложения на доске и закончите их:

  1. Сегодня для меня …

  2. Так как я знаю, что такое иммунитет …

  3. Я думаю, что …

  4. Если бы ученые не открыли вакцину, то …

– Какие оценки сегодня заработали?



Домашнее задание:

В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита).

Ответьте на вопрос:

- Почему СПИД смертелен?


Работают с маркировочной таблицей



Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения









Воспринимают информацию, фиксируют задание.







Приложение 1

учёный

Вклад в развитие знаний об иммунитете

Мечников И.И.


Луи Пастер


П.Эрлих


Э. Дженнер



Приложение 2

ИММУНИТЕТ


ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ


______________ _____________ ______________ ____________

(врождённый) (приобретённый) (активный) (пассивный)