ДОЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
"САХАЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»
КОМПЛЕКТ
контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине общеобразовательного цикла
ОДБ 12. География
Долинск, 2018г.
Общие положения
Результатом освоения учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДБ 12. География, является достижение следующих целей:
1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
2. Результатом освоения учебной дисциплины является дифференцированный зачет
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированности основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированности экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
предметные результаты (базовый уровень):
1) сформированность основных географических понятий и терминов и применение их в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
Оценка освоения курса учебной дисциплины
3.1. Типовые задания для оценки освоения ОДБ 12. География.
Тестовые задания дифференцированного зачета
1 вариант
Выделите группу стран Азии, не имеющих выхода к морскому побережью:
Чехия, Швейцария, Андорра;
Индия, Китай, Туркмения;
Боливия, Парагвай, Бразилия;
Монголия, Бутан, Непал
Выделите регион, в котором расположено большее количество стран с федеративным типом государственного устройства
Европа;
Азия;
Африка;
Америка;
Австралия и Океания
Определите верное утверждение. Кислотные дожди являются результатом загрязнения:
Биологического
Вибрационного
Химического
Теплового
Страна, обладающая наибольшими запасами нефти
Катар
Канада
США
Саудовская Аравия
Россия
Страна, обладающая наибольшими запасами природного газа
Туркмения
Великобритания
ОАЭ
Россия
Численность населения мира составляет:
1 млрд. чел.
10 млрд. чел.
Свыше 7 млрд. чел
Около 5 млрд. чел
В мировой структуре потребления топлива и энергии наибольшая доля приходится на:
Уголь
Нефть и природный газ
Атомную энергию
Гидроэнергию
Определите верное утверждение. Отраслями международной специализации являются
В Швейцарии - производство часов
В Турции – производство сотовых телефонов
В Нидерландах – производство автомобилей и морских судов
Страна – лидер по производству минеральных удобрений
Китай
США
Индия
Венгрия
Выберите страну с максимальным производством бумаги на душу населения
США
Канада
Финляндия
Выделите вид сырья, наиболее широко используемый в текстильной промышленности мира
Пенька
Хлопок
Лен
Шерсть
Выделите вид транспорта с наибольшей протяженностью своих путей
Трубопроводный
Морской
Авиационный
Автомобильный
железнодорожный
Выделите крупнейших экспортеров оружия в конце ХХ века
США, Япония, ЮАР
США, Россия, Великобритания
Великобритания, Канада, Россия
Выберите верное утверждение
Наибольший спектр загрязняющих веществ производят предприятия промышленности
Легкой
Химической
Угольной
Выделите природные ресурсы, наиболее характерные для стран Северной Европы
Бокситы и уголь
Оловянные руды и гидроэнергетические ресурсы
Лесные ресурсы и железная руда
Водные и агроклиматические ресурсы
Выделите страну Юго-Западной Азии, которая является членом Организации стран экспортеров нефти (ОПЕК)
Израиль
Ливия
Саудовская Аравия
Малайзия
Выделите вид топлива, занимающий ведущее место в структуре топливно-энергетического баланса США
Нефть
Природный газ
Уголь
Уран
вариант
Выделите группу ключевых стран крупного потенциала
Кипр, Бахрейн, Либерия, Панама;
Камбоджа, Лаос, Бутан, Таджикистан;
Китай, Индия, Бразилия, Мексика;
Португалия, Испания, Греция, Ирландия
Выделите регион, в котором находится группа «новых индустриальных стран»
Северная Европа,
Северная Африка,
Юго-Западная Азия,
Юго-Восточная Азия
Наибольшие запасы древесины в странах
Испания, США, Болгария
США, Канада, Россия
Канада, Мексика, Россия
Болгария, Испания, Мексика
Выделите страну с наименьшим показателем пашни на душу населения, но высокоразвитым сельским хозяйством
Япония
США
Канада
Австралия
Казахстан
5. Страна с наибольшими запасами полного речного стока
Бангладеш
Бразилия
Египет
Индия
Самая многонациональная страна мира
Япония
Ирландия
Норвегия
Индия
Страна лидер по производству стали:
Великобритания
Китай
Франция
Россия
Выделите группу стран, занимающую ведущие позиции в мировом невоенном судостроении
Нидерланды и Великобритания
США и Канада
Япония и Южная Корея
Выделите столицу азиатской страны лидера в производстве хлопчатобумажных изделий
Берлин
Пекин
Дели
Тель-Авив
Выделите столицу страны, являющейся мировым лидером по валовому сбору пшеницы
Пекин
Дакка
Дели
Париж
Выделите регион мира, традиционно выступающий крупным производителем риса
Южная Европа
Центральная Америка
Юго-Западная Азия
Юго-Восточная Азия
12.Выделите виды транспорта с максимальным мировым грузо- и пассажирооборотом
Автомобильный и морской
Автомобильный и железнодорожный
Морской и речной
Морской и авиационный
13.Естественное продовольствие население получает в результате
Переработки на предприятиях
Собирательства, охоты и рыболовства
Выращивания сельскохозяйственных растений и животных
14. Основная тенденция в современной демографической проблеме сводится к
Повышению рождаемости и смертности
Понижению рождаемости и смертности
Понижению рождаемости и повышению смертности
15.Отрасли сельского хозяйства, характерные для Средиземноморья:
Молочное скотоводство, виноградарство, зерновое хозяйство
Овощеводство, плодоводство, виноградарство
Свиноводство, овцеводство, производство кормовых культур
16.Выделите вариант, в котором представлены города стран Азии, с численностью населения свыше 10 млн. чел
Рио-де-Жанейро, Нагоя, Лондон
Дели, Каир, Мехико
Сеул, Шанхай, Джакарта
17.Выделите группу стран, являющихся региональными экономическими лидерами:
Куба, Уругвай, Венесуэла
Парагвай, Эквадор, Перу
Мексика, Бразилия, Аргентина
Чили, Панама, Колумбия
Критерии оценивания
количество правильных ответов | оценка |
17-15 | «5» |
14-12 | «4» |
11-10 | «3» |
менее 10 | «2» |
Ответы к контрольной работе.
1ваант | 2 вариант |
1- 4 | 1-3 |
2-2 | 2-4 |
2-3 | 3-2 |
4-4 | 4-1 |
5-4 | 5-2 |
6-3 | 6-4 |
7-2 | 7-2 |
8-1 | 8-3 |
9-1 | 9-3 |
10-3 | 10-1 |
11-2 | 11-4 |
12-4 | 12-1 |
13-2 | 13-2 |
14-2 | 14-2 |
15-3 | 15-2 |
16-3 | 16-3 |
17-1 | 17-3 |
Экзаменационные вопросы
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО МИРА
1.Выделите группу стран Азии, не имеющих выхода к морскому побережью:
1.Чехия, Швейцария, Андорра;
2.Индия, Китай, Туркмения;
3.Боливия, Парагвай, Бразилия;
4.Монголия, Бутан, Непал
2.Выделите регион, в котором расположено большее количество стран с федеративным типом государственного устройства
1.Европа;
2. Азия;
3. Африка;
4. Америка;
5 Австралия и Океания
Выделите группу ключевых стран крупного потенциала
1.Кипр, Бахрейн, Либерия, Панама;
2.Камбоджа, Лаос, Бутан, Таджикистан;
3.Китай, Индия, Бразилия, Мексика;
4.Португалия, Испания, Греция, Ирландия
Выделите регион, в котором находится группа «новых индустриальных стран»
1.Северная Европа,
2.Северная Африка,
3.Юго-Западная Азия,
4.Юго-Восточная Азия
Выделите страну, на территории которой находится штаб-квартира Европейского Союза
Швейцария
Австрия
Бельгия
Великобритания
Латвия
ГЛАВА 2. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ МИРА
Определите верное утверждение. Кислотные дожди являются результатом загрязнения:
1.Биологического
2.Вибрационного
3.Химического
4.Теплового
Страна, обладающая наибольшими запасами нефти
1.Катар
2.Канада
3.США
4.Саудовская Аравия
5.Россия
Страна, обладающая наибольшими запасами природного газа
1.Туркмения
2.Великобритания
3.ОАЭ
4.Россия
Ирак
Наибольшие запасы древесины в странах
1.Испания, США, Болгария
2.США, Канада, Россия
3.Канада, Мексика, Россия
4.Болгария, Испания, Мексика
Выделите страну с наименьшим показателем пашни на душу населения, но высокоразвитым сельским хозяйством
1.Япония
2.США
3.Канада
4.Австралия
5.Казахстан
Страна с наибольшими запасами полного речного стока
1.Бангладеш
2.Бразилия
3.Египет
4.Индия
ГЛАВА 3. НАСЕЛЕНИЕ МИРА
Численность населения мира составляет:
1.млрд чел.
2.млрд чел.
3.Свыше 7 млрд чел
4.Около 5 млрд чел
Выделите регион, для которого характерны наивысшие показатели смертности населения:
Европа
Северная Америка
Австралия и Океания
Африка
Азия
Самая многонациональная страна мира
1.Япония
2.Ирландия
3.Норвегия
4.Индия
ГЛАВА 4. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Выделите верное утверждение:
«Индустриальный» этап развития мирового хозяйства начался во второй половине ХVI в. в Нидерландах и продолжается до сих пор
Символами промышленной революции являются ЭВМ и АЭС
Наиболее характерной чертой современной НТР стало превращение науки в ведущую производительную силу общества
Выделите группу стран, ВВП которых максимальный
Китай, США, Индия, Япония, Германия
США, Германия, Россия, Бразилия
Китай, Россия, Южная Корея, Франция
Определите верное утверждение
Для отраслевой структуры промышленного производства развитых стран мира характерно преобладание отраслей обрабатывающей промышленности
Для отраслевой структуры беднейших стран мира характерно преобладание отраслей обрабатывающей промышленности
Страны с переходной экономикой получили название вследствие замедления темпов роста добывающей и ускорения развития отраслей обрабатывающей промышленности
ГЛАВА 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
В мировой структуре потребления топлива и энергии наибольшая доля приходится на:
1.Уголь
2.Нефть и природный газ
3.Атомную энергию
4.Гидроэнергию
Выделите группу стран лидеров по количеству атомных станций и реакторов
США, Франция, Япония, Россия
Китай, Таджикистан, Бразилия, Россия
ЮАР, Россия, Китай, Австралия
Страна лидер по производству стали:
1.Великобритания
2.Китай
3.Франция
4.Россия
Определите верное утверждение. Отраслями международной специализации являются
1.В Швейцарии - производство часов
2.В Турции – производство сотовых телефонов
3.В Нидерландах – производство автомобилей и морских судов
Выделите группу стран, занимающую ведущие позиции в мировом невоенном судостроении
1.Нидерланды и Великобритания
2.США и Канада
3.Япония и Южная Корея
Страна – лидер по производству минеральных удобрений
1.Китай
2.США
3.Индия
4.Венгрия
Выберите страну с максимальным производством бумаги на душу населения
1.США
2.Канада
3.Финляндия
Выделите вид сырья, наиболее широко используемый в текстильной промышленности мира
1.Пенька
2.Хлопок
3.Лен
4.Шерсть
Выделите столицу азиатской страны лидера в производстве хлопчатобумажных изделий
1.Берлин
2.Пекин
3.Дели
4.Тель-Авив
Выделите столицу страны, являющейся мировым лидером по валовому сбору пшеницы
1.Пекин
2.Дакка
3.Дели
4.Париж
Выделите регион мира, традиционно выступающий крупным производителем риса
1.Южная Европа
2.Центральная Америка
3.Юго-Западная Азия
4.Юго-Восточная Азия
Выберите страну, которая исторически обусловила развитие овцеводства в Австралии
Португалия
Китай
Испания
Великобритания
Выделите вид транспорта с наибольшей протяженностью своих путей
1.Трубопроводный
2.Морской
3.Авиационный
4.Автомобильный
5.железнодорожный
Выделите виды транспорта с максимальным мировым грузо- и пассажирооборотом
Автомобильный и морской
Автомобильный и железнодорожный
Морской и речной
Морской и авиационный
Обозначьте неверное утверждение
Основными характеристиками работы грузового транспорта являются объемы перевозимых грузов и грузооборот
Суэцкий канал соединяет моря Тихого и Индийского океана
В большинстве развитых стран основным видом транспорта является автомобильный
Выберите страну, на территории которой находится наибольшее количество крупнейших аэропортов мира по показателю пассажирооборота
Япония
Германия
США
Франция
ГЛАВА 6. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Выделите крупнейших экспортеров оружия в конце ХХ века
1.США, Япония, ЮАР
2.США, Россия, Великобритания
3.Великобритания, Канада, Россия
Выберите верное утверждение : Наибольший спектр загрязняющих веществ производят предприятия промышленности
1.Легкой
2.Химической
3.Угольной
Естественное продовольствие население получает в результате
1.Переработки на предприятиях
2.Собирательства, охоты и рыболовства
3.Выращивания сельскохозяйственных растений и животных
Основная тенденция в современной демографической проблеме сводится к
1.Повышению рождаемости и смертности
2.Понижению рождаемости и смертности
3.Понижению рождаемости и повышению смертности
ГЛАВА 7. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАН ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ
Выделите природные ресурсы, наиболее характерные для стран Северной Европы
1.Бокситы и уголь
2.Оловянные руды и гидроэнергетические ресурсы
3.Лесные ресурсы и железная руда
4.Водные и агроклиматические ресурсы
Отрасли сельского хозяйства, характерные для Средиземноморья:
1.Молочное скотоводство, виноградарство, зерновое хозяйство
2.Овощеводство, плодоводство, виноградарство
3.Свиноводство, овцеводство, производство кормовых культур
Определите страну по ее описанию: это центрально-европейская страна с федеративным устройством, не имеет выхода к морю, специализируется на производстве фармацевтических препаратов, часов и оказании финансовых услуг
Австрия
Франция
Швейцария
Чехия
ГЛАВА 8. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАН ЗАРУБЕЖНОЙ АЗИИ
Выделите страну Юго-Западной Азии, которая является членом Организации стран экспортеров нефти (ОПЕК)
1.Израиль
2.Ливия
3.Саудовская Аравия
4.Малайзия
Выделите вариант, в котором представлены города стран Азии, с численностью населения свыше 10 млн. чел
1.Рио-де-Жанейро, Нагоя, Лондон
2.Дели, Каир, Мехико
3.Сеул, Шанхай, Джакарта
Выделите отрасли сельскохозяйственной специализации стран Юго-Восточной Азии
Пастбищное овцеводство и верблюдоводство
Рисоводство
Тропическое плодоводство, табаководство и виноградарство
Рыболовство
ГЛАВА 9. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАН АФРИКИ
В странах зоны Сахели главной экспортной культурой является
Кофе
Сизаль
Арахис
Маниока
Выделите верные утверждения
Подавляющее большинство стран Африки имеют железные дороги
Натуральное и малотоварное сельское хозяйство – главная отрасль Тропической Африки
Основные сельскохозяйственные культуры Северной Африки - оливки, зерновые, хлопчатник
ГЛАВА 10. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАН АМЕРИКИ
Выделите отрасли промышленности США, являющиеся авангардом производства страны
Химическая промышленность и машиностроение
Лесная промышленность и металлургия
Теплоэнергетика и легкая промышленность
Выделите вид топлива, занимающий ведущее место в структуре топливно-энергетического баланса США
1.Нефть
2.Природный газ
3.Уголь
4.Уран
Выделите группу стран, являющихся региональными экономическими лидерами:
1.Куба, Уругвай, Венесуэла
2.Парагвай, Эквадор, Перу
3.Мексика, Бразилия, Аргентина
4.Чили, Панама, Колумбия
Выделите страну региона Центральная Америка
Перу
Чили
Аргентина
Мексика
Страна Нового света, участник БРИКС
Бразилия
Россия
Индия
Китай
ЮАР
КЛЮЧИ К ТЕСТУ
1-13 – «2»
14-26 – «3»
27 – 39 – «4»
40 – 50 – «5»
3.2. Форма ведомости диф.зачета (экзамена)
Ведомость
по учебной дисциплине общеобразовательного цикла ОДБ 12 География
№ п/п | ФИО студента | № билета (варианта) | Оценка за ДЗ (Э) | Итоговая оценка |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
и т.д. | | | | |
Дата: «__»________2018 г. подпись преподавателя _____/_____