СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностные качества педагога дополнительного образования как основа профессиональной деятельности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Личностные качества педагога дополнительного образования как основа профессиональной деятельности»

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА


Формирование индивидуального стиля деятельности является важнейшим условием реализации возможностей педагога и достижения успешности его деятельности.

6 характеристик успешного педагога:

  • Эмоциональность;

  • Выразительность речи;

  • Творческий подход к своей деятельности;

  • Организаторские способности;

  • Чувство юмора;

  • Настойчивость и дисциплинированность.

Этапы формирования бренда успешного педагога:

  1. Определите себя.

  2. Определите нишу педагогической деятельности.

  3. Накапливайте и стуктурируйте информацию.

  4. Изучайте конкурентов.

  5. Позиционируйте себя.

  6. Публикуйте свои наработки.

  7. Создайте сообщество в интернете или собственный сайт.

  8. Выступайте публично.

  9. Участвуйте в конкурсах профессионального мастерства.

  10. Будьте искренними.

В настоящее время всё более актуальным становится вопрос качества современного образования. В существующих условиях оптимизации системы дополнительного образования становится очевидным, что инновационные технологии не являются единственным средством регулирования существующих проблем. Их решение во многом оказывается возможным лишь при высоком уровне профессионализма педагогических кадров. Понятие ”профессионализм“ несет большую смысловую нагрузку, оно включает в себя не только владение специалистом знаниями, умениями и навыками, но и подразумевает личностные особенности конкретного человека. Определяющим фактором профессионализма педагога дополнительного образования является степень соответствия личности и выбранной профессии (склонности, внутренняя мотивация). При этом одним из важнейших критериев профессионализма в современной педагогике считается результативность работы педагога, проявляющаяся в высоком уровне усвоения материала образовательной программы воспитанниками и их неподдельном интересе к занятиям.

Характеризуя профессиональную деятельность педагога дополнительного образования, можно выделить три основных аспекта: специальный, социальный и личностный.

  • Специальный аспект отражает степень владения педагогом соответствующими знаниями, умениями и навыками, способность рационально организовать и активизировать деятельность детского коллектива.

  • Социальный аспект отражает стиль общения с воспитанниками, родителями и коллегами, поведение в стрессовых ситуациях.

  • Личностный аспект отражает индивидуальные психологические черты педагога, его поведение, внешний вид, речевую культуру, тембр голоса, отличительные особенности мимики и жестов.

В современных условиях получить хорошее образование означает не только приобрести определённый объём знаний, необходимо быть подготовленным к жизни, уметь грамотно использовать полученные знания в конкретной ситуации. Это становится возможным лишь благодаря непосредственному влиянию личности педагога на формирующуюся личность ребёнка. Педагог способный ”зажечь“, повести за собой, увлечь своим делом - это образец, которому сознательно, а чаще неосознанно, подражают дети. Желание быть похожим на своего наставника нередко обуславливает и выбор будущей профессии воспитанников. Это подтверждается исследованиями, проведёнными среди столичных студентов педагогических специальностей. Так, за последние десять лет, в основном сохраняется приоритетность факторов, влияющих на выбор профессии. Большинство молодых педагогов, принявших участие в исследовании, избрали профессию по примеру любимого учителя.

Таким образом, помимо передачи знаний и опыта педагог дополнительного образования закладывает устойчивые жизненные ориентиры подрастающего поколения. Именно поэтому к его личности предъявляются самые высокие требования, отвечающие запросам современного общества:

  • профессиональная компетентность;

  • высокий уровень интеллектуального развития;

  • ответственность и дисциплинированность;

  • стремление к овладению новыми знаниями;

  • владение современными информационными технологиями;

  • владение коммуникативными навыками;

  • активность в творческой деятельности;

  • тактичность и беспристрастность;

  • физическое и психологическое здоровье;

  • оптимизм, любовь к жизни и людям.

Помимо вышеперечисленных качеств важнейшим условием успешной профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является форма взаимодействия с детским коллективом. Выбранный стиль общения (демократичный или авторитарный) оказывает неизгладимое влияние на развитие личности ребенка. Поскольку тональность общения задаёт педагог, стоит отметить некоторые позиции, являющиеся основополагающими в процессе взаимодействия педагога с детьми. Это доброжелательный тон, обращение по имени, умение принимать противоположенное мнение, предложение помощи, проявление гибкости. Желательно использовать обороты речи, выражающие собственные переживания в конкретной ситуации, такие как ”Мне кажется…“, ”Меня огорчает, когда…“ и т.п. В психологии они называются ”я – сообщениями“ в отличие от обличающих ”ты – сообщений“, таких как ”Ты снова не сделал, как я сказала“, ”Какой же ты невнимательный“ и т.п. Если педагог закладывает во взаимодействие с детьми гуманистическую основу, общение внутри детского коллектива будет осуществляться в том же ключе. В данном случае педагог дополнительного образования своим примером способствует решению таких проблем, как агрессивность, грубость среди детей, нарушение установленных норм и правил поведения.

Таким образом, на эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования при прочих равных условиях коренное влияние оказывают его индивидуальные особенности. Личностные качества педагога представляют собой ту основу, на которой формируется вся его профессиональная деятельность, это фундамент его профессионализма.


3