Литературное чтение
1 класс
Презентация к уроку литературного чтения на тему:
Русская народная сказка «Петух и собака»
Повторение.
Перескажите сказку по картинкам.
Прочитайте слова.
тон
нан
ня
ба
лет
зар
ян
рег
тон
ри
бе
гемот
седка
мис
мас
ка
мар
нор
вар
Работа по теме.
Не говорит и не поёт,
А кто к хозяину идёт,
Она сразу знать даёт.
собака
Кто заливисто поёт о том,
что солнышко встаёт?
петух
Прочтите название сказки.
Русская народная сказка «Петух и собака»
Знакома ли вам эта сказка?
Прочтите слова, записанные на доске, по слогам, а потом целыми словами .
жи-во-тин-ки -
животинки
про-да-дим -
продадим
ис-пу-гал-ся -
ус-лы-хал -
испугался
услыхал
рас-ска-зал -
рассказал
за-но-че-ва-ли -
заночевали
вы-бра-ли -
выбрали
за-ня-лась -
занялась
раз-ли-ва-ет-ся -
разливается
раз-да-ет-ся -
раздается
при-бе-жа-ла -
прибежала
рас-хва-ли-ва-ет -
расхваливает
по-ла-ко-мить-ся -
полакомиться
на-ду-ма-ла -
надумала
спра-ши-ва-ет -
спрашивает
об-ра-до-ва-ласъ -
обрадовалась
при-ва-ли-ло -
привалило
бро-си-лась -
бросилась
Русская народная сказка «Петух и собака»
(иллюстрации Н. Строгановой и М. Алексеева)
Словарная работа
Занялась заря - рассвело.
Масленый праздник - праздник Масленицы.
Припасла - заготовила про запас.
Счастье привалило - появилось неожиданно.
Дупло - пустота в стволе дерева.
Животи́нка - животное, домашний скот
Шпоры - особые наросты на ногах, являющиеся оружием и средством защиты птицы.
ЗАДАНИЕ . Прогнозирование по иллюстрации
Русская народная сказка «Петух и собака»
(иллюстрации Н. Строгановой и М. Алексеева)
ЗАДАНИЕ.
Сделайте предположение .
Рассмотрите еще одну иллюстрацию и сделайте предположения, как животные оказались вместе ?
Что они делают?
Что с ними может случиться?
Вопросы:
Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы:
-Можете ли вы сказать, где находятся животные?
-Идут ли они вместе?
-В каких они отношениях?
-Почему решили так?
-Куда идут?
-Торопятся или нет?
Прочитайте сказку
Все части текста сказки перепутаны. Восстанови последовательность событий.
Давным-давно жили старик со старухой. И было у них скотинки, одна старая собака да старый петух.
Вопросы к обсуждению 1 части:
-Где жили петух и собака?
-Сколько скотинки было у старика и старухи?
Однажды старик говорит:
-Давай-ка, старуха, петуха продадим.
А старуха:
-Да что за него, старого, дадут-то! Давай его зажарим и съедим!
Услыхал петух, что старик со старухой хотят его зарезать, испугался. Прибежал к собаке и все ей рассказал.
Собака и говорит петуху:
– Ну, Петя-петушок, уйдём -ка в лес. Житьё здесь плохое, хуже не будет.
Вопросы к обсуждению 2 части:
-Какая беда грозила петуху?
-Почему решили зарезать петуха?
-Что предложила петуху собака?
-Как вы думаете, что сделают собака и петух?
Рано утром ушли они в лес. Шли целый день. К ночи подошли к лесу. Ночевать надумали на дереве. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло, и – заснули.
Утром, как только занялась заря, петушок запел:
Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
На суку сижу!
Во все стороны гляжу!
Услыхала петуха лиса, прибежала и давай расхваливать:
Ай да Петя-петушок!
Красный гребешок!
Хвост узорами!
Сапоги со шпорами!
Рано-рано встает!
Красны песни поет!
Вопросы к обсуждению 3 части:
-Почему петух запел песенку?
-Кто его услышал в лесу?
-Как петух навлек на себя опасность?
Надумала лиса петухом полакомиться и говорит:
-Слети –ка ко мне, Петя – дружок.
- За каким таким делом? – спрашивает петух.
- Пойдём ко мне в гости, сегодня масленый праздник, я зерна тебе припасла.
и про тебя много горошку припасено.
– Пойдём! – говорит петух, – Да только я не один, а с товарищем.
Обрадовалась лиса и думает: «Вот какое счастье привалило! – целых два петуха съем!».
И спрашивает:
– Где же твой товарищ? – спрашивает она. – Я его позову в гости.
– Да вот в дупле сидит, – отвечает петух.
Бросилась лиса к дупло, голову просунула, а собака ее хвать - хвать за морду. Испугалась лиса, еле живая в лес убежала.
А петух с собакой так и остались в лесу, говорят, и сейчас там живут.
Вопросы к обсуждению 4 части:
- Как лиса расхваливала петуха.
-Куда приглашала лиса петуха?
-Чему обрадовалась лиса?
-Удалось ли лисе перехитрить петуха?
Как петуху удалось спастись?
- Можно ли назвать собаку настоящим другом? Почему?
Какая мысль, по-вашему, в сказке самая главная?
Что хотел автор сказать этой сказкой?
А тебя эта сказка о чём заставила задуматься? Всегда ли ты поступаешь, как настоящий друг?
На какую сказку похожа эта сказка?
Задание.
Восстановить правильную последовательность событий и составить картинный план сказки.
Проверка выполнения задания.
1
3
2
5
4
Задание.
5
1
2
5
4
3
Главная мысль сказки.
Дружба имеет важное место в жизни каждого. Без друзей плохо живётся, верный друг всегда придёт на помощь.
Задание.
Кому из героев сказки подходят пословицы?
Проверка выполнения задания.
Не рой другому яму-
сам в нее попадешь.
Не имей сто рублей,
а имей сто друзей.