Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, меня зовут Анна Андреевна. Громко прозвенел звонок – Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем и запоминаем, Ни минуты не теряем. - Проверим готовность к уроку! - Каждый посмотрит на свое рабочее место и проверит, всё ли лежит у него на парте. У вас на столах должен лежать учебник, пенал, дневник и раздаточный материал. - Начинаем урок. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Речевая разминка Цель: подготовка артикуляционного аппарата к чтению. | Упражнение в отработке дикции. | - А сейчас вам будет необходимо прочитать скороговорку вместе со мной с постепенным увеличением темпа чтения. Граф Пото играл в лото. Графиня Пото знала про то, что Граф Пото играл в лото, А Граф Пото не знал про то, Что Графиня Пото знала про то, Что Граф Пото играл в лото. | Организует чтение учащимися скороговорки с целью отработки дикции и дыхания | Читают скороговорку вместе с учителем, развивают дыхание и дикцию |
III. Проверка домашнего задания. Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания. | Чтение былины «Ильины три поездочки». | - Ребята, давайте вспомним, что вам было задано на дом? (Выразительное чтение былины «Ильины три поездочки») - Сейчас проверим на оценку, как вы справились с домашним заданием. -При выразительном чтении вы должны соблюдать 5 критериев. 1)Читать громко. 2)Правильно ставить логические ударения. 3)Читать без ошибок и четко проговаривать окончания. 4)Соблюдать паузы. 5)Выбирать правильно темп. Критерии оценивания: «5» - выполнены правильно все требования; «4» - не соблюдены 1-2 требования; «3» -допущены ошибки по трем требованиям; «2» - допущены ошибки более чем по трем требованиям. | Проводит проверку домашнего задания, задает вопросы по былине «И вспомнил Олег коня своего» | Читают по ролям былину «И вспомнил Олег коня своего», отвечают на вопросы. |
IV. Актуализация опорных знаний. Цель: выявление опорных знаний учащихся, актуализация субъективного опыта учащихся (опорных знаний, способов действий, ценностных отношений). | Повторение изученных знаний. | - Ребята, вспомним, что такое «летопись»? (летопись-это исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.). - С какой летописью вы уже знакомы? ( «И вспомнил Олег коня своего») -В какой форме написано это произведение? (Летопись- это прозаическое произведение) - Давайте же вспомним, кем был Олег? (Князем) - Где жил и правил он? (в Киеве) - Кто напророчил Олегу смерть ? (волхвы и кудесники) - Через какое время Олег вспомнил своего коня? (через четыре лета) - От чего умер Олег? (от укуса змеи в ногу) - Где похоронили Олега? (на горе Щековица) - А кто же автор этой летописи? (монах Нестор) | Проверяет усвоение ранее изученного материала. Организует беседу с целью актуализации знаний учащихся.. | Актуализируют знания об раннее изученном материале, отвечают на вопросы учителя. |
V. Целеполагание Цель: обеспечить мотивацию обучения школьников, принятие ими цели урока | Введение в тему урока. | - Об этом нам поведал монах Нестор в Летописях. Он об этом написал в 1113году (12 век) - Сейчас вы прослушаете отрывок стихотворения, а вы внимательно послушайте и скажите, в каком жанре он написан? (в стихотворном, поэтическом) - О ком в нем говорится? (о вещем Олеге) - Как вы думаете, с каким произведением вы сегодня познакомитесь? ( с произведением «Песнь о вещем Олеге») - Сегодня же я предлагаю вашему вниманию еще одно произведение, рассказывающее об этом событии из жизни вещего Олега. Но написал его уже гораздо позже А.С. Пушкин в стихотворной форме. (1822году) | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися задач, учебно – познавательной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания. |
Формулирование темы и задач урока | - Ребята, подумайте и скажите, с каким произведением мы сегодня познакомимся? (познакомимся с балладой «Песнь о вещем Олеге») - А что же еще будем делать, если мы познакомились уже с произведением? (будем сравнивать) - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с балладой «Песнь о вещем Олеге», будем сравнивать сюжет фрагмента с сюжетом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи. | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач. |
V I. Изучение нового материала Цель: организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов; закрепление методики изучения нового материала. | Словарная работа. | - Обратите внимание на слайд. Давайте узнаем значение устаревших слов. ныне — сейчас; хазары — тюркский кочевой народ; обрек — приговорил; кудесник — предсказатель; вещий — мудрый, умеющий видеть будущее; волхвы — жрецы; чело — лоб; праща — оружие для метания камней; незримый — невидимый; грядущее — будущее; сеча — битва; отрок — в произведении младший дружинник князя, а так же просто молодой человек; внемлет — слушает и воспринимает сказанное; почил — умер; тризна — часть древнего погребального обряда; секира — холодное оружие в виде большого топора; прах — останки. | Знакомит учащихся с лексическим значением устаревших, трудных для восприятия учащихся слов. | Уточняют лексическое значение устаревших, трудных для восприятия слов. |
Подготовка к первичному восприятию | Легенду о князе Олеге А.С.Пушкин прочитал в летописи «Повесть временных лет». Она настолько заинтересовала писателя, он изучал архивы, что вскоре появилось стихотворение «Песнь о вещем Олеге».- Почему «песнь»? Чем «песнь» отличается от «песни»? (высокое, торжественное звучание, память о прошлом) - Чтобы это узнать,прослушаем небольшую историческую справку. Карточка-информатор Олег – первый киевский князь из рода Рюрика, который перенёс столицу из Новгорода в Киев и подчинил своей власти славянские племена. В 907 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции – Царьград). Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор, согласно которому русские купцы получали право беспошлинной торговли по всем землям Византии. В знак победы и нерушимости заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда. Когда Олег возвратился в Киев, ликующие киевляне, «...дивясь храбрости, уму и богатству», нарекли его Вещим. | Отвечают на вопросы учителя, слушают. | Готовит детей к восприятию новой информации. |
Первичное восприятие текста | - Ребята, сейчас мы с вами прочитаем балладу «Песнь о вещем Олеге» - Читать будем по 3 строчки, по цепочке. - Начинаем читать с 1-го ряда. | Ставит перед учащимися учебную задачу, осуществляет чтение по частям, контролирует чтение учащихся. | Принимают учебную задачу, читают по частям. |
Проверка восприятия | - О ком говорится в балладе? (о вещем Олеге) - Что предсказали Олегу волхвы? (ответы уч-ся) - Как поступил князь с конем? (ответы уч-ся) Сбылось ли предсказание кудесника? (ответы уч-ся) | | |
Сравнение композиций Расположение частей летописи и баллады в правильном порядке Сравнение событий происходящих в произведении | - Давайте расположим события в том порядке, как они идут в балладе Итак, события в балладе идут так: 1. Предсказание 2. Разлука с конем 3. Возвращение на Родину 4. Воспоминание о коне и сожаление об утрате товарища 5. Появление змеи 6. Гибель князя (Аналогично с летописью) - Назовите части летописи. (ответы уч-ся) - Назовите части баллады. (ответы уч-ся) - Изменилось ли что-нибудь в композиции баллады по сравнению с летописью? (в случае затруднения перечитываем первые два предложения из летописи и видим, что летопись начинается с воспоминаний о коне, а баллада – с предсказания кудесника) - Сравним произведения. А для этого заполним таблицу. ЖАНР | | | КОГДА ПРОИСХОДИТ СОБЫТИЕ? | | | ГДЕ ПРОИСХОДИТ СОБЫТИЕ? | | | КТО ГЕРОИ? | | | ЧТО ОБЩЕГО? | | | В ЧЕМ РАЗЛИЧИЯ? | | | - Итак, что же общего между жанрами летописи и баллады и чем они отличаются друг от друга? (Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии. Различия: летопись – прозаическое произведение, баллада – поэтическое, использующее средства художественной выразительности.) - Какое произведение вам понравилось больше всего? Почему? (ответы уч-ся) | Задаёт вопросы, для анализа текста. | Читают, выборочно находят ответы на вопросы в тексте. |
ФИЗМИНУТКА | - А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Раз, два три, четыре, пять Все умеем мы считать. Раз – подняться, потянуться. Два - нагнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре руки шире, Пять - руками помахать. Шесть - за парты тихо сесть. | Осуществляет профилактику переутомления на уроке, показывает образец выполнения упражнений. | Выполняют движения по образцу учителя; осуществляют профилактику утомления. |
V. Итог урока Цель: Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | Обобщающая беседа, | - О ком читали произведение? ( читали о вещем Олеге) - Кто написал первое произведение? (монах Нестор) - Какой жанр у летописи? (прозаический) - Кто написал второе произведение? (А.С. Пушкин) - Какой жанр у баллады ? (поэтический) «Песнь о Вещем Олеге» дополняет содержание летописи, помогает представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы. Вещий Олег наделён душевной привязанностью к коню. Над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба. Именно это делает Олега лицом поэтическим. Вслушайтесь в последние строки стихотворения: «Князь Игорь и Ольга на холме сидят, Дружина пирует у брега. Бойцы вспоминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они.» В них выражена надежда на преодоление горечи утраты. Верность долгу может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия. | Задает обобщающие вопросы по теме урока. | Отвечают на вопросы учителя. |
Домашнее задание | - Домашнее задание вам скажет ваш учитель. | Обеспечивает понимание учащимися способов выполнения домашнего задания. | Усваивают условия для успешного выполнения домашнего задания. |
Выставление оценок | Учитель выставляет оценки за урок, комментируя их. | Анализирует работу на уроке, выставляет оценки. | Оценивают свою работу на уроке, значимость полученной информации на уроке. |