СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение. Сравнение поэтического и прозаического текста. 4 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение. Сравнение поэтического и прозаического текста. 4 класс»

Урок литературного чтения в 4 «В» классе (УМК «Школа России»)


Тема

Сравнение поэтического и прозаического текста.

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», сопоставив её с летописными источниками.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Создать условия для ознакомления…

Личностные результаты

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности; формирование личного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели, задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления, проговаривание последовательности своих действий на уроке;


ознавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза; овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свои мысли в устной форме.

Основные понятия и термины

Баллада, прозаическое и поэтическое произведение.

Методы, формы работы

Фронтальная, индивидуальная; методы: словесный, наглядный, практический.


Образовательные ресурсы

М/м презентация к уроку, учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, раздаточный материал, пенал.













Технологическая карта урока


Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку.



- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, меня зовут Анна Андреевна.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем и запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Проверим готовность к уроку!

- Каждый посмотрит на свое рабочее место и проверит, всё ли лежит у него на парте. У вас на столах должен лежать учебник, пенал, дневник и раздаточный материал.

- Начинаем урок.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Речевая разминка

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к чтению.


Упражнение в отработке дикции.

- А сейчас вам будет необходимо прочитать скороговорку вместе со мной с постепенным увеличением темпа чтения.

Граф Пото играл в лото.

Графиня Пото знала про то, что Граф Пото играл в лото,

А Граф Пото не знал про то,

Что Графиня Пото знала про то,

Что Граф Пото играл в лото.

Организует чтение учащимися скороговорки с целью отработки дикции и дыхания

Читают скороговорку вместе с учителем, развивают дыхание и дикцию

III. Проверка домашнего задания.

Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания.

Чтение былины «Ильины три поездочки».

- Ребята, давайте вспомним, что вам было задано на дом? (Выразительное чтение былины «Ильины три поездочки»)

- Сейчас проверим на оценку, как вы справились с домашним заданием.

-При выразительном чтении вы должны соблюдать 5 критериев.

1)Читать громко.

2)Правильно ставить логические ударения.

3)Читать без ошибок и четко проговаривать окончания.

4)Соблюдать паузы.

5)Выбирать правильно темп.

Критерии оценивания:

«5» - выполнены правильно все требования;

«4» - не соблюдены 1-2 требования;

«3» -допущены ошибки по трем требованиям;

«2» - допущены ошибки более чем по трем требованиям.

Проводит проверку домашнего задания, задает вопросы по былине «И вспомнил Олег коня своего»

Читают по ролям былину «И вспомнил Олег коня своего», отвечают на вопросы.

IV. Актуализация опорных знаний.

Цель: выявление опорных знаний учащихся, актуализация субъективного опыта учащихся (опорных знаний, способов действий, ценностных отношений).

Повторение изученных

знаний.

- Ребята, вспомним, что такое «летопись»? (летопись-это исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.).

- С какой летописью вы уже знакомы? ( «И вспомнил Олег коня своего»)

-В какой форме написано это произведение? (Летопись- это прозаическое произведение)

- Давайте же вспомним, кем был Олег? (Князем)

- Где жил и правил он? (в Киеве)

- Кто напророчил Олегу смерть ? (волхвы и кудесники)

- Через какое время Олег вспомнил своего коня? (через четыре лета)

- От чего умер Олег? (от укуса змеи в ногу)

- Где похоронили Олега? (на горе Щековица)

- А кто же автор этой летописи? (монах Нестор)

Проверяет усвоение ранее изученного материала.

Организует беседу с целью актуализации знаний учащихся..


Актуализируют знания об раннее изученном материале, отвечают на вопросы учителя.


V. Целеполагание

Цель: обеспечить мотивацию обучения школьников, принятие ими цели урока















Введение в тему урока.


- Об этом нам поведал монах Нестор в Летописях. Он об этом написал в 1113году (12 век)

- Сейчас вы прослушаете отрывок стихотворения, а вы внимательно послушайте и скажите, в каком жанре он написан? (в стихотворном, поэтическом)

- О ком в нем говорится? (о вещем Олеге)

- Как вы думаете, с каким произведением вы сегодня познакомитесь? ( с произведением «Песнь о вещем Олеге»)

- Сегодня же я предлагаю вашему вниманию еще одно произведение, рассказывающее об этом событии из жизни вещего Олега. Но написал его уже гораздо позже А.С. Пушкин в стихотворной форме. (1822году)


Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися задач, учебно – познавательной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания.

Формулирование темы и задач урока

- Ребята, подумайте и скажите, с каким произведением мы сегодня познакомимся? (познакомимся с балладой «Песнь о вещем Олеге»)

- А что же еще будем делать, если мы познакомились уже с произведением? (будем сравнивать)

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с балладой «Песнь о вещем Олеге», будем сравнивать сюжет фрагмента с сюжетом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи.

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач.

V I. Изучение нового материала

Цель: организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов; закрепление методики изучения нового материала.


Словарная работа.






- Обратите внимание на слайд. Давайте узнаем значение устаревших слов.

  1. ныне — сейчас;

  2. хазары — тюркский кочевой народ;

  3. обрек — приговорил;

  4. кудесник — предсказатель;

  5. вещий — мудрый, умеющий видеть будущее;

  6. волхвы — жрецы;

  7. чело — лоб;

  8. праща — оружие для метания камней;

  9. незримый — невидимый;

  10. грядущее — будущее;

  11. сеча — битва;

  12. отрок — в произведении младший дружинник князя, а так же просто молодой человек;

  13. внемлет — слушает и воспринимает сказанное;

  14. почил — умер;

  15. тризна — часть древнего погребального обряда;

  16. секира — холодное оружие в виде большого топора;

  17. прах — останки.

Знакомит учащихся с лексическим значением устаревших, трудных для восприятия учащихся слов.




Уточняют лексическое значение устаревших, трудных для восприятия слов.





Подготовка к первичному восприятию


Легенду о князе Олеге А.С.Пушкин прочитал в летописи «Повесть временных лет». Она настолько заинтересовала писателя, он изучал архивы, что вскоре появилось стихотворение «Песнь о вещем Олеге».- Почему «песнь»? Чем «песнь» отличается от «песни»? (высокое, торжественное звучание, память о прошлом)

- Чтобы это узнать,прослушаем небольшую историческую справку.

Карточка-информатор

Олег – первый киевский князь из рода Рюрика, который перенёс столицу из Новгорода в Киев и подчинил своей власти славянские племена. В 907 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции – Царьград). Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор, согласно которому русские купцы получали право беспошлинной торговли по всем землям Византии. В знак победы и нерушимости заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда. Когда Олег возвратился в Киев, ликующие киевляне, «...дивясь храбрости, уму и богатству», нарекли его Вещим.

Отвечают на вопросы учителя, слушают.


Готовит детей к восприятию новой информации.


Первичное восприятие текста


- Ребята, сейчас мы с вами прочитаем балладу «Песнь о вещем Олеге»

- Читать будем по 3 строчки, по цепочке.

- Начинаем читать с 1-го ряда.


Ставит перед учащимися учебную задачу, осуществляет чтение по частям, контролирует чтение учащихся.

Принимают учебную задачу, читают по частям.


Проверка восприятия

- О ком говорится в балладе? (о вещем Олеге)

- Что предсказали Олегу волхвы? (ответы уч-ся)

- Как поступил князь с конем? (ответы уч-ся)

Сбылось ли предсказание кудесника? (ответы уч-ся)



Сравнение композиций

  1. Расположение частей летописи и баллады в правильном порядке











  1. Сравнение событий происходящих в произведении

-  Давайте расположим события в том порядке, как они идут в балладе Итак, события в балладе идут так:

1. Предсказание
2. Разлука с конем
3. Возвращение на Родину
4. Воспоминание о коне и сожаление об утрате товарища
5. Появление змеи
6. Гибель князя

(Аналогично с летописью)

- Назовите части летописи. (ответы уч-ся)

- Назовите части баллады. (ответы уч-ся)

- Изменилось ли что-нибудь в композиции баллады по сравнению с летописью? (в случае затруднения перечитываем первые два предложения из летописи и видим, что летопись начинается с воспоминаний о коне, а баллада – с предсказания кудесника)

- Сравним произведения. А для этого заполним таблицу.

ЖАНР



КОГДА ПРОИСХОДИТ СОБЫТИЕ?



ГДЕ ПРОИСХОДИТ СОБЫТИЕ?



КТО ГЕРОИ?



ЧТО ОБЩЕГО?



В ЧЕМ РАЗЛИЧИЯ?



- Итак, что же общего между жанрами летописи и баллады и чем они отличаются друг от друга? (Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии. Различия: летопись – прозаическое произведение, баллада – поэтическое, использующее средства художественной выразительности.)

- Какое произведение вам понравилось больше всего? Почему? (ответы уч-ся)

Задаёт вопросы, для анализа текста.

Читают, выборочно находят ответы на вопросы в тексте.


ФИЗМИНУТКА


- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Раз, два три, четыре, пять

Все умеем мы считать.

Раз – подняться, потянуться.

Два - нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять - руками помахать.

Шесть - за парты тихо сесть.

Осуществляет профилактику переутомления на уроке, показывает образец выполнения упражнений.

Выполняют движения по образцу учителя; осуществляют профилактику утомления.

V. Итог урока

Цель: Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Обобщающая беседа,

- О ком читали произведение? ( читали о вещем Олеге)

- Кто написал первое произведение? (монах Нестор)

- Какой жанр у летописи? (прозаический)

- Кто написал второе произведение? (А.С. Пушкин)

- Какой жанр у баллады ? (поэтический)

«Песнь о Вещем Олеге» дополняет содержание летописи, помогает представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы. Вещий Олег наделён душевной привязанностью к коню. Над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба. Именно это делает Олега лицом поэтическим. Вслушайтесь в последние строки стихотворения:

«Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
Дружина пирует у брега.
Бойцы вспоминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.»

В них выражена надежда на преодоление горечи утраты. Верность долгу может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

Задает обобщающие вопросы по теме урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Домашнее задание


- Домашнее задание вам скажет ваш учитель.

Обеспечивает понимание учащимися способов выполнения домашнего задания.

Усваивают условия для успешного выполнения домашнего задания.

Выставление оценок

Учитель выставляет оценки за урок, комментируя их.

Анализирует работу на уроке, выставляет оценки.

Оценивают свою работу на уроке, значимость полученной информации на уроке.