1.Организационный – мотивация к учебной деятельности Цель этапа: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке | приветствует отмечает присутствующих организует внимание настраивает учащихся на работу Вижу, что вы готовы к работе. Мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране География. Удачи вам и новых открытий! | | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя Коммуникативные: слушание учителя Регулятивные: управление поведением и деятельностью, умение настраиваться на занятие |
2. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | - Активизирует знания учащихся - беседует по вопросам Сегодня мы с вами изучим тему, которая в данный момент волнует всех нас и наше общество. Посмотрите на слайд, где увидите вот такие слова: «Демографический «взрыв» в России», «Вымираем!»,«Депопуляция в России», «Замуж за китайца», «Повышение рождаемости в России – вопрос государственной безопасности», «В России зафиксирован естественный прирост населения»…(Слайд 2) Как вы думаете, какую тему нам предстоит изучить? Тема «Численность и естественный прирост населения» | - Слушают учителя, отвечают на вопросы - Записывают тему урока | Личностные: осознание своих возможностей Познавательные: первичные компетенции обучающихся в области географии Коммуникативные: слушание учителя и сверстников, умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению |
3. Целеполагание Цель этапа: включение учащихся в деятельность, обеспечение восприятия, осмысление новой темы, раскрытие сущности новых понятий | - Вводит в тему урока и создает условия для осознанного восприятия нового материала -Нужны ли вам знания по теме «Население России»? -Для чего нужны вам знания по данной теме? -Исходя из темы урока, какие цели вы можете поставить к нему? - Подводит обучающихся к осознанию целей и задач познакомиться с численностью населения страны; -определить причины, влияющие на изменение численности населения; -дать определение понятий «Демография», «Естественный прирост», «Демографический кризис»; -развить умение анализировать статистический материал. | - Слушают учителя - Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания -Слушают учителя | Личностные: самоопределение Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя, формулирование умозаключения Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: принятие и сохранение учебной цели и задачи |
4. Первичное усвоение новых знаний Цель этапа:восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний | Для начала, давайте попытаемся разобраться: Почему эта тема так важна? Почему именно население – главное богатство страны? - Какие науки занимаются изучением населения? (Учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос и учитель просит их посмотреть на экран) Этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их особенности. Демография - наука о закономерностях воспроизводства населения, миграциях, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия. - Какие методы учета населения вам известны из истории? В Древней Руси государственные переписи начали проводиться со 2-й половины XIII века по инициативе монголов с целью учёта населения для определения размеров дани. После образования Русского централизованного государства в некоторых местах были заведены так называемые «писцовые книги», в которых имелись сведения о населении, описания городов, деревень, поместий, церквей. Объектом обложения первоначально были земельные участки, производительно используемые в хозяйстве — соха (позднее четверть, десятина). В XVII веке единицей обложения стал двор, а основной формой учёта — подворные переписи. Кроме подворных переписей, на отдельных территориях проходили и общегосударственные переписи (1646 г., 1678 г., 1710 г., Ландратская перепись 1715—1717 г.). Указом Петра I от 26 ноября 1718 года было положено начало государственным ревизиям (сказкам), которых было проведено 10 с 1719 по 1858 годы. ( слайд 7) Первая всеобщая перепись населения России была проведена по состоянию на 9 февраля 1897 года. ( слайд 8) Последняя перепись населения России была проведена в октябре 2010 года. ( слайд 9) Перепись населения — единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных населения. ( слайд 10) - анализ численности населения в мире. Что произошло с 2002 по 2016 год с численностью населения России? Перед вами представлена таблица Работа в режиме онлайн с сайтом «демоскоп» Соотношение рождаемости и смертности на 1000 человек - естественный прирост (е.п.) Рассчитывается по формуле: Р-С= Е.П. - работа с таблицами - работа с терминами - Провалы в численности населения называют демографический кризис (депопуляция). Противоположный процесс называется - Демографический взрыв – резкий скачок в численности населения. Скажите, а как вы думаете, почему были такие скачки в снижении численности населения? - работа со статистическими материалами по Каргатскому району - Поскольку основная причина снижения численности – это рост смертности, то давайте остановимся на таком важном вопросе. Каковы же причины роста смертности? | - Слушают учителя -отвечают на вопрос -нужно знать, сколько людей могут работать, чтобы создавать рабочие места; - сколько детей – чтоб знать сколько надо садиков, школ, институтов; - сколько пенсионеров – чтобы знать, сколько выплачивать пенсий и др., чтобы правильно проводить экономическую политику страны. - Слушают учителя - Отвечают на вопрос - запись в тетрадь Анализируют и делают вывод - делают вывод Анализ таблиц и вывод Отвечают на вопрос, выделяют сколько было демографических кризисов и с чем они были связаны Анализируют, делают вывод Ответы обучающихся | Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов, структурирование знаний, формирование умения анализировать Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других Регулятивные: планирование своих действий, оценка объективных трудностей, самостоятельное исправление ошибок |
5. Первичная проверка понимания Цель этапа:установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | - Организует практическое задание Пути решения демографической проблемы - Следит за самостоятельностью выполнения - Проверяет осмысление учащимися изученного материала, ликвидирует неясности осмысления | - Слушают учителя, ищут информацию в учебнике | Познавательные: анализ содержания параграфа, выделение существенной информации, осознанное построение речевых высказываний, составление и анализ схемы Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации,аргументация своего мнения и позиции Регулятивные: умение устанавливать последовательность действий по выполнению задания, осуществление самоконтроля и контроля |
6. Первичное закрепление Цель этапа: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | - Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления Какова численность населения России? Какое место занимает Россия среди других стран по численности населения? Как можно получить сведения о численности и составе населения? Как изменяется численность населения? Что называют естественным приростом населения? Что такое демографический кризис? Что такое демографический взрыв, демографическая политика? Что такое естественное движение населения? Работа с карточкой с тестовыми заданиями для подготовки к ГИА. Сейчас решим одну из задач Регион | Численность населения | Рождаемость ( на 1 тыс. чел., % ) | Смертность ( на 1 тыс. чел, %) | Республика Саха ( Якутия) | 951 | 16,2 | 10,1 | Эвенский АО | 1674 | 17,5 | 14,5 | Иркутская область | 2508 | 15 | 14,1 | Ростовская область | 4254 | 10,8 | 15 | Используя данные таблицы, определите естественный прирост населения в республике Саха ( Якутия) в 2010 г ( на 1 тыс. чел) Ответ запишите в виде числа. Ответ запишите в виде числа. Ответ___6,1_______ %. | - Осуществляют учебные действия по намеченному плану - Отвечают на вопросы, слушают ответы, решают задачу.исправляют ошибки. | Личностные: самоопределение. Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные: уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | -Задает и комментирует дифференцированное задание Прочитать п. 5 Выполнить задания в карточке. Написать эссе «Пути решения демографической проблемы в Каргатском районе» | - Записывают домашнее задание. - Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные: выделение существенной информации Коммуникативные: слушание учителя Регулятивные: регуляция учебной деятельности - умение выбрать задание по силам |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | На уроке я работал… Своей работой на уроке я … Урок для меня показался … За урок я … Мое настроение … Материал урока мне был … | - Анализируют свою деятельность на уроке. | Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности Познавательные: рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его |