СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к практическим работам

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка к практическим занятиям по литературе 2 курс

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к практическим работам»

Содержание стр.

  1. Пояснительная записка 3

  2. Тематический перечень практических работ, кол-во часов

(согласно рабочей программы) 4-32

  1. Практические работы с методическими указаниями по их выполнению

  2. Приложения 33-39

  3. Список рекомендуемой литературы 40











































Пояснительная записка

Ведущей дидактической целью практических работ (занятий) является формирование практических умений, необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Выполнение студентами практических работ направлено на решение следующих задач:

• Обобщение, систематизацию, углубление и закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины;

• Формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию

единства интеллектуальной и практической деятельности;

• Развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;

• Выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых

качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.


Практическая работа выполняется студентом по заданию преподавателя на учебном занятии.

По литературе используются следующие виды заданий:

для овладения знаниями: чтение текста (учебника, художественной литературы),

для углубления, закрепления и систематизации знаний: анализ произведения,

для формирования умений: написание сочинения по литературному произведению,

подготовка презентации, доклада.


Качественными критериями оценки результатов практической работы являются:

- глубина и содержательность работы;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных компетенций;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

Оценка за выполнение практических работ выставляется по пятибалльной системе.















Тематический перечень практических работ



Название практической работы

Кол-вочасов


Практическая работа № 1

Тема: «Классификационная таблица с краткими характеристиками героев»

1

Практическая работа № 2

Тема: «Сопоставление статей критиков»

1

Практическая работа № 3

Тема: «Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева о России»

1

Практическая работа № 4

Тема: «Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева о любви»

1

Практическая работа № 5

Тема: «Анализ стихотворения «На заре ты ее не буди…»

2

Практическая работа № 6

Тема: «Художественное и жанровое своеобразие поэмы. Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

2

Практическая работа № 7

Тема: «Изложение сказки с элементами анализа (развитие речи)»

2

Практическая работа № 8

Тема: «Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

2

Практическая работа № 9

Тема: Критика о Чехове (И.Анненский, В.Пьецух). Своеобразие Чехова-драматурга

2

Практическая работа № 10

Тема: «Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.Бунина и А.Куприна»


2

Практическая работа № 11

Тема: «Образ Христа в поэме «Двенадцать»

2

Практическая работа № 12

Тема: Анализ стихотворения С.Есенина (по выбору)

2

Практическая работа № 13

Тема: «Анализ стихотворения М.Цветаевой»


2

Практическая работа № 14

Тема: «Анализ стихотворения А.Ахматовой»

2

Практическая работа № 15

Тема: «Отзыв о повести «Прощание с Матерой»


2

Всего

26

Практическая работа №1.

Классификационная таблица с краткими характеристиками героев

Количество часов: 1

Цели и задачи:

повторение и систематизация изученного материала по указанной теме занятия, проведение сравнительной характеристики Катерины и Марфы Игнатьевны Кабановой с использованием данных различных критических источников.

Материально-техническое оснащение:

инструкционная карта, доска, учебник

Задание

I. Ответьте на вопросы:

1.В чем заключается смысл названия пьесы?

2.Устраивает ли, по вашему мнению, течение жизни в городе Калинове его жителей?

3.Уверены ли самодуры в безграничности своей власти?

4.Каковы основные черты «темного царства» в пьесе А.Н.Островского «Гроза»?

5.Почему Катерина не может жить по законам «темного царства»?

6.Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

7.Достоин ли Борис Катерины, её любви?

8.Смерть Катерины – победа или поражение? Почему?

9.В чем сущность трагедии героини?

10.В чем сущность разногласий Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева в оценке образа Катерины? В каких статьях высказаны их точки зрения?

11.Катерина и Кабаниха?

II. Определите, кто это говорит?

а)  «...да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь, уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу! Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю». 

б) «Отчего люди не летают?»

в) «Ты подумай-то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина; всю-то жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?" 

г) «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры!»

д) «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют».

е) «Я грубиян считаюсь… он — слово, а я — десять; плюнет да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану».

Инструкция по выполнению работы:

Произвести комплексный анализ пьесы А.Н.Островского «Гроза», отвечая на поставленные вопросы;

составить таблицу по образцу:


"Хозяева жизни"

"Жертвы"

Дикой

Кабаниха

Кудряш. 

Феклуша

Кулигин 

Тихон 

Борис


Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках?


Дикой

Кабаниха

О нем:


О ней:

"бранится"; "точит, как ржа железо"

Он сам:


Она сама:


Вывод.

Вывод.


Требования к содержанию и порядку оформления работы:

аккуратно заполнить таблицу

Критерии оценок:(см. приложение)




Практическая работа №2

Сопоставление статей критиков

Количество часов: 1

Цели и задачи:

познакомить обучающихся ссодержанием критических статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева, закрепить знания по работе с критической статьёй (план, конспект); научить сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины; аргументировано отвечать на вопросы про­блемного характе­ра

Материально-техническое оснащение:

тексты, тетради

Задание

  1. Работа по группам:

Споры вокруг «Грозы» определяются, во-первых, природой жанра, так как произведение, предназначенное для сцены, предполагает различные трактовки, во-вторых — своеобразием содержания, так как в пьесе социально-нравственный конфликт, в-третьих — активным развитием критической мысли в данный период.

1этап

На левой и правой сторонах доски известные уже цитаты:

Писарев:«Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий, она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством.»

Добролюбов: «Конец пьесы нам кажется отрадным; в нем дан страшный вызов самодурной силе».

- Кому ближе первое мнение? Кому второе? Кто на данном этапе не может принять какую-либо точку зрения? (методика «Градусник»)

«Добролюбовцы» и «Писаревцы» занимают места друг напротив друга. В каждой группе выбирается руководитель. Его задача координировать работу группы, чтобы у каждого участника была возможность высказаться. «Неопределившиеся» садятся между этими группами и получают по 2 сигнальные карточки: восклицательный и вопросительный знак. Они внимательно слушают высказывания ораторов и, если считают выступление убедительным ,поднимают карточку с восклицательным знаком. Если возникает вопрос, недопонимание, поднимают карточку с вопросительным знаком и после выступления задают вопрос или просят уточнить высказывание. Карточки с вопросительным знаком раздаются также группам-оппонентам. Карточки с восклицательным знаком для этих групп показались излишними, т.к. у них была возможность выразить согласие-несогласие словами: «Я согласен с предыдущим оратором….»


2 этап

Заполнение таблицы продолжениями цитат (мультимедиапроектор)


Добролюбов

Писарев

Характер Катерины составляет шаг вперед…во всей нашей литературе

Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление

Решительный, цельный русский характер


Ни одно светлое явление не может возникнуть в «темном царстве»…


Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный


Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями?

У Катерины все делается по влечению натуры

Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве

В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…

Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…

Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера.

Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.

Нам отрадно видеть избавление Катерины.

Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением

Катерина….-луч света в «темном царстве»

Катерина…привлекательная иллюзия


3 этап

Учащимся предлагается высказаться по любому из утверждений по принципу СОГЛАСЕН-НЕ СОГЛАСЕН с критиком ,но перед началом выступлений группам дается 2-3 минуты для координации своих действий: кто по какому вопросу желает высказаться.

Таким образом, дискуссия начинается с комментирования чужих высказываний и переходит к формулировке и аргументации собственного мнения.


4 этап

После того, как все желающие высказались, обеим группам задается вопрос: «В чем причина столь разной оценки одного и того же образа?»

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагается выслушать экспертов(один рассказывает о личности и взглядах Добролюбова, времени написания статьи, другой о личности и взглядах Писарева и изменении в политической обстановки за годы, разделяющие 2 статьи).

Вывод: что на восприятие литературного образа влияют такие факторы, как время написания статей, политические убеждения автора статьи.

1. Взгляды Добролюбова на пьесу:

«Островский обладает глубоким пониманием русской жизни».

«Он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто все русское общество».

«Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности,с другой, — вот основания, на которых держится все безобразие взаимныхотношений».

«Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».

«Характер Катерины… составляет шаг вперед во всей нашей литературе».

«Русский сильный характер в „Грозе“ поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам».

«Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе… самый сильный протест бывает тот, который поднимается… из груди самых слабых и терпеливых».

«Грустно, горько такое освобождение… В том-то и сила ее характера, оттого-то „Гроза“ и производит на нас впечатление освежающее».

«Конец этот кажется нам отрадным… в нем дан страшный вызов самодурной силе».

2. Взгляды Писарева — это полемика с Добролюбовым.

«Натура» Добролюбова и «личность» Писарева.

Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью.

Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства.

Оценка самоубийства как действия неожиданного.

3. Взгляды Ап. Григорьева.

Народность — главное в творчестве Островского.

Именно народность определяет своеобразие характера Катерины.

Инструкция по выполнению работы:

Учащимся предлагается высказаться по любому из утверждений по принципу СОГЛАСЕН-НЕ СОГЛАСЕН с критиком ,но перед началом выступлений группам дается 2-3 минуты для координации своих действий: кто по какому вопросу желает высказаться.

Таким образом, дискуссия начинается с комментирования чужих высказываний и переходит к формулировке и аргументации собственного мнения.

Требования к содержанию и порядку оформления работы:

работа идет по группам

Критерии оценок:(см.приложение)





Практическая работа №3.

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева о России

Количество часов: 1

Цели и задачи:

сформулировать  историческую концепцию поэта; дать понятие о жанре лирического фрагмента  и особенностях выражения его поэтического языка; дать опережающее представление о символизме; способствовать вовлечению всех обучающихся в процесс познания.

Материально-техническое оснащение:

- листы с напечатанными стихотворениями; 
- толковые словари; 
- презентация;
- аудио записи стихотворений в исполнении актёров

Задание

1.Чтение стихотворения «14 декабря 1825 года».

- Как назвал Тютчев декабристов?

- Можно ли противопоставлять (по Тютчеву) свою волю исторически сложившемуся направлению народной жизни?

- Почему нужно считаться с «духом народа» как мистического целого?

- Согласны ли вы с этим утверждением?

- Как сейчас в России это происходит?

- Что олицетворяют в стихотворении образы «железной зимы» и «вечного полюса»?

2. Чтение стихотворения «Два единства».

- Какую силу признает Тютчев?

- Ваше мнение по поводу высказывания Бисмарка?

3. Чтение стихотворения «Пророчество».

- О чем мечтал Тютчев вслед за своим отцом относительно всеславянской государственности?

- Каковы попытки сегодняшней России в создании единой государственности?

- Почему это пророчество утопическое?

- Каковы усилия русской православной церкви в этом направлении?

- Какова могла быть роль России в построении православной всеславянской государственности? Ваше мнение.

4. Чтение стихотворения «Цицерон».

Ответы на вопросы письменно:

- Что каждый из вас, как собеседник скажет на этом пиру?

- Как вы относитесь к строкам: «Блажен, кто посети сей мир…?»

- Чувствуете ли вы свою ответственность за те дела, которые вы призваны совершить?

- Где вы намерены взять силы и знания для этого?

5. Знакомство со стихотворением «Наш век».

- В чем видит Тютчев причину распада личности?

- Каков диагноз болезни, поразившей общество, дает Тютчев?

- А что происходит с нами?

6. Анализ стихотворения «Умом Россию не понять…»

Россия – православно-христианская держава. Русский народ – христианин, не только в силу своих убеждений, но и еще благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения.

- «Умом Россию не понять», потому что русский народ – христианин не только по рассудку, сколько по врожденной склонности к самоутверждению и самопожертвованию.

- А каково ваше мнение?

Инструкция по выполнению работы:

четко отвечать на поставленные вопросы

Критерии оценок:(см.приложение)




Практическая работа №4.

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева о любви

Количество часов: 1

Цели и задачи:

проследить, как развивается тема любви в лирике поэта и как возникает неповторимый тютчевский образ любви, соединивший в себе высокую поэзию, силу чувств и трагедийность;

познакомить  учащихся с шедеврами «денисьевского цикла»;

понять духовный рост поэта, пришедшего от идеи полноты счастья в любви к идее вины и искупления

Материально-техническое оснащение:

текст стихотворений, план анализа

Задание

1.Ответить на вопросы:

  1. Каким настроением проникнуты строки о любовном свидании?

  2. Как передано беззаботно – радостное мировосприятие?

  3. Можно ли сказать, что встреча с возлюбленной не состоялась?

  4. Чем объяснить снисходительно-шутливый, а местами даже игривый тон автора, когда он говорит о возлюбленной?

  5. Что даёт в заключительной строфе метафора для обрисовки  женского образа? Какой представляется вам эта юная женщина?

  6. Докажите, что мотив игры преобладает в образном строе произведения. Что вносит упоминание садовых растений в безмятежную картину полудетских отношений?

2. Аналитическая работа со стихотворением «О, как убийственно мы любим…»(1851)


О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!


Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошёл – спроси и сведай,

Что уцелело от нея?


Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Всё опалили, выжгли слёзы

Горючей влагою своей.


Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Её волшебный взор и речи,

И смех младенчески – живой?


И что ж теперь? И где всё это?

И долговечен был ли сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолётным гостем он!


Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь её она легла!


Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В её душевной глубине

Ей оставались вспоминанья,

Но изменили и оне.


И на земле ей дико стало,

Очарование ушло..

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе её цвело.


И что ж, от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слёз!


О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

Задания.

1) Кому посвящено это стихотворение? Историю какой любви раскрывает?

2) Проследите по тексту стихотворения развитие этой любви.

3) Что вы можете сказать о лирических героях этого стихотворения?

4) Прочитайте стихотворение выразительно.

3. Аналитическая работа со стихотворением « Я встретил вас – и всё былое…»

К. Б.


Я встретил вас - и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенётся в нас,-


Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты.

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…


Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне,-

И вот - слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…


Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Задания.

1) Расскажите историю этого стихотворения.

2) О чём это стихотворение?

3) Давайте проследим движение поэтической мысли.

4) Какие художественные средства и приёмы использует поэт?

5) Выразительное чтение (или исполнение) стихотворения.


4. Аналитическая работа со стихотворением «Певучесть есть в морских волнах...»


Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах.


Невозмутимый строй во всём,

Созвучье полное в природе,-

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаём.


Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поёт, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

Задания.

1) Расскажите историю этого стихотворения.

2) О чём это стихотворение? Какой приём использует автор, раскрывая основную идею произведения?

3) Против чего или кого направлен этот протест?

Инструкция по выполнению работы:

ответить на вопросы, давая полный ответ

Критерии оценок: (см.приложение)




Практическая работа №5.

Анализ стихотворения «На заре ты ее не буди…

Количество часов: 2

Цели и задачи:

Познакомить студентов с стихотворением А.А.Фета «На заре ты её не буди…» Совершенствовать навык выразительного чтения. Развивать мышление, слуховое восприятие, умение ориентироваться в тексте. Расширять и активизировать словарь обучающихся

Материально-техническое оснащение:

текст стихотворения, план анализа

Задание

1. Прочитайте стихотворение или прослушайте его в чьем-либо хорошем исполнении.

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди...

На заре она сладко так спит!

2.Спишите стихотворение. Постарайтесь провести его анализ самостоятельно.

Проверяйте себя, корректируйте проведенный вами анализ.


Инструкция по выполнению работы:(см. приложение)

Требования к содержанию и порядку оформления работы:

ответы записываются в тетрадь для практических работ

Критерии оценок:(см.приложение)




Практическая работа №6.

Художественное и жанровое своеобразие поэмы. Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо

Количество часов: 2

Цели и задачи:

раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющий в народе стихийный протест;проследить, какие фольклорные мотивы нашли отражениев поэме, в чём проявляется творческое отношение писателя к фольклорному наследию.

Материально-техническое оснащение:

инструкционная карта, доска, учебник.

Задание

Основные теоретические положения

Поэ́ма (др.греч. ποίημα) — поэтический жанр. Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, большая стихотворная повествовательная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п.


1.Охарактеризуйте жанр и композицию поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

2.В чем состоит художественное своеобразие поэмы Н.А. Не­красова «Кому на Руси жить хорошо»?

3.Каковы основные общественные и нравственные проблемы поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

4. В чем выражается связь поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» с народным творчеством?

5.Охарактеризуйте поэтическое мастерство Некрасова в создании художественных образов: каковы особенности портрета, характера, языка героев (на примере 1-2 персонажей поэмы по выбору).

6.Как в судьбе героини поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Матрены Тимофеевны отразилась жизнь рус­ской женщины-крестьянки?

7.Охарактеризуйте образ народного заступника - Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

ритической, сатирической и т. п.

Узнайте персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» по описанию:

1.…Осанистая женщина

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие…


Инструкция по выполнению работы:

Произвести сюжетно-композиционный анализ поэмы Н.А. Не­красова «Кому на Руси жить хорошо», ответить на вопросы

Требования к содержанию и порядку оформления работы:

четко отвечать на вопросы, давая полные ответы

Критерии оценок: (см.приложение)


2.…С большущей гривою,

Чай, двадцать лет не стриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал…



Практическая работа №7.

Изложение сказки с элементами анализа (развитие речи)

Количество часов: 2

Цели и задачи:

воспроизвести содержание полно, со всеми подробностями, сохраняя композицию и используя языковые средства автора текста, используя анализ

Материально-техническое оснащение:

тетради для практических работ

Задание:

написать изложение сказки М. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве». Применить элементы анализа текста.

Инструкция по выполнению работы:

Внимательно прослушайте текст, который вам предстоит письменно изложить (можно записывать ключевые слова, отдельные фразы).

• При первом прослушивании необходимо проникнуть в суть текста, т.е. понять его основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность.

• Необходимо обратить внимание на структуру и языковое оформление текста: как начинается, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.).

• Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.

• Пишите текст на одной стороне листа (или оставляйте широкие поля), т.к. при редактировании вам может понадобиться вставить слово и даже предложение. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне или полях под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.

• Прослушивая текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей.

• Обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др.

• При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними.

• Медленно перечитайте предложение, в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте:

- нет ли у вас грамматических ошибок,

- не нарушена ли связь слов,

- не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей (так вы избежите одной из самых распространённых ошибок - неоправданного повтора слов).

• Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы (абзаца должно быть три!)

• Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь - замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.

• Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Требования к содержанию и порядку оформления работы:      

работа должна быть написана аккуратно, разборчивым почерком

Критерии оценок:

Содержание изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы обучающегося теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.


ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ


Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

- Содержание работы полностью соответствует теме

- Фактические ошибки отсутствуют

- Содержание излагается последовательно

- Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления

- Достигнуто стилевое единство и выразительность текста

- В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускается:

- орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

- Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)

- Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности

- имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей

- лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен, отличается единством и достаточной выразительностью

- Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью

- В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускается:

2 орфографические и 2 пунктуационные, или1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

- В работе допущены существенные отклонения от темы

- Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности

- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

- Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление

-Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и не более 5 речевых недочетов

Допускается:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в V классе-5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки

«2»

- Работа не соответствует теме

- Допущено много фактических неточностей

- Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану

- Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления

- Нарушено стилевое единство текста

В целом в работе допущено более 6 недочетов в содержании и до 7 недочетов речевых

Допускается:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок



Практическая работа №8

Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир

Количество часов: 2

Цели и задачи:

-проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения: выбор эпиграфа, формулировка главной;

-мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для

доказательства своих мыслей;

-развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к художественному слову

Материально-техническое оснащение:

тетради для практических работ

Задание:

написать сочинение на одну из данных тем (по выбору)

Темы сочинений:

  1. «Война и мир» как роман-эпопея.

  2. Путь исканий Андрея Болконского.

  3. Эволюция личности Пьера Безухова

  4. Реализм Л.Н. Толстого в изображении войны в романе «Война и мир».

  5. Кутузов и Наполеон.

  6. Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир».

  7. Народ и личность в понимании Л.Н. Толстого по роману «Война и мир».

  8. «Мысль народная» в романе «Война и мир».

Инструкция по выполнению работы:

Этапы работы над сочинением

1)обдумывание темы сочинения;

2)определение основной идеи сочинения;

3)определение жанра сочинения;

4)подбор материала (цитат, высказываний и др.);

5)составление плана сочинения;

6)обдумывание вступления к основной части;

7)составление подробного плана основной части;

8)анализ заключения

Составление плана сочинения.

План —это каркас сочинения. Без него невозможно выразить свои мысли последовательно и логично.

1.Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

Требования к содержанию и порядку оформления работы:

Объем введения и заключения вместе не должен превышать одной трети объема сочинения.

На сочинении в классе допустимо пользоваться конспектами лекций, текстами

произведений и словарями.

Тезисные планы объемных по материалу сочинений можно варьировать, сокращать

Критерии оценок:(см.приложение)




Практическая работа №9.

Критика о Чехове (И.Анненский, В.Пьецух). Своеобразие Чехова-драматурга

Количество часов: 2

Цели и задачи:

-дать общую характеристику драматургического творчества писателя;

-проанализировать критические статьи И.Анненского и В. Пьецух

-.рассмотреть историю создания пьесы «Вишнёвый сад».

-на примере пьесы «Вишнёвый сад» определить основные

принципы «новой драмы»

-воспитывать уважение к классической литературе, историческому прошлому.

Материально-техническое оснащение:

критические статьи,текст пьесы «Вишневый сад»

Задание:

1) на основе прочитанных критических статей, сформулировать общее мнение о творчестве А.Чехова

2)Выписать из учебника особенности пьес Чехова.

  • Создание театра настроения.

  • Новый тип конфликта, своеобразие развития действия.

  • Синтез лирического, трагического и комического.

  • Неоднозначность создания образов.

  • Наличие лирико – психологического подтекста.

3)Найти и выписать высказывание о саде персонажей пьесы.

В чем символика сада?

Встречаются ли подобные люди в наше время7

Инструкция по выполнению работы:

внимательно читать тексты, давать полные, развернутые ответы

Требования к содержанию и порядку оформления работы:

ответы записываются в тетрадях для практических работ

Критерии оценок:(см. приложение)




Практическая работа №10.

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.Бунина и А.Куприна

Количество часов: 2

Цели и задачи:

-проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения: выбор эпиграфа, формулировка главной;

-мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для

доказательства своих мыслей;

-развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к художественному слову

Материально-техническое оснащение:

тексты с заданиями, проектор

Задание

Задание1.

«Я жажду жить и живу не только своим настоящим, но и своей прошлой жизнью и тысячами других жизней, современных мне, и прошлым, всей историей всего человечества со всеми странами его. Я непрестанно жажду приобретать чужое и претворять его в себе. Но зачем? Затем ли, чтобы на этом пути погубить себя, свое я, свое время, свое пространство, - или затем, чтобы, напротив, утвердить себя, обогатившись и усилившись чужим?» (И.А.Бунин)

- Сформулируйте своими словами мысль, высказанную И.Буниным в данном фрагменте. (Писатель говорит о преемственной связи в духовном плане между прошлым и настоящим).

Знакомлю учащихся с размышлениями на эту тему писателей–современников И.Бунина:

«Истинная жизнь начинается тогда, - пишет в дневниках Л.Толстой, - когда она становится связью между прошлым и будущим; только тогда она получает настоящее и радостное значение».

Эти же мысли занимают и чеховского героя из рассказа «Студент»: «Прошлое, - подумал он, - связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».

- В каких произведениях Бунина звучит эта мысль? («Антоновские яблоки», стихотворения «Слово», «Собака», «Господин из Сан- Франциско» и др.)

Задание 2

Что неизменно в этом мире? Что настоящее в жизни? На что может опереться человек в годы тяжелых испытаний? Бунин размышляет об этом постоянно, а во время войны из-под его пера выходят несколько удивительных рассказов, впоследствии составивших сборник «Темные аллеи». Это рассказы на вечные темы жизни и смерти, это рассказы о красоте России, её природе, истории.

- Напишите сочинение по данному началу, подтверждая этот тезис аргументами из прочитанных рассказов.

Задание 3. Исследовательская работа

- Найдите в тексте наблюдения рассказчика над характером и поступками героини. Чем объясняет писатель эти особенности характера героини?

Итогом исследовательской работы на уроке с текстом рассказа «Чистый понедельник» становится понимание того, что писатель размышляет не просто о характере героини, а о русском национальном характере в целом, в котором, как в архитектуре Московского Кремля, соседствуют русские соборы, построенные итальянскими мастерами, и что-то «киргизское в остриях башен»; сочетаются западные и восточные черты, живет память многих поколений.

В этом рассказе с наибольшей силой прозвучала дорогая писателю мысль о потаенных связях каждого человека с прошлым, что в каждом человеке живет «память веков», которая движет, наряду с влиянием современности, его дурными и хорошими поступками, определяет его сложные эмоции, побуждения, склонности. Именно этой меркой великого исторического прошлого и меряет героиня современную жизнь, именно с нравственных позиций, выработанных веками в русском человеке, подходит автор к любви своих героев.

И хотя счастье наше призрачно, а любовь мимолетна, она, по мнению автора, единственная ценность на земле, самое светлое в жизни человека. И эта единственно счастливая ночь заставляет героиню наконец-то выстроить свою жизнь в соответствии с переданными ей из глубины веков привязанностями, зовом души, взглядом на мир и … уйти в монастырь, уйти от того «многого», что ей не нравится в современном мире, в её собственной жизни.


Задание 4.

Осознать себя в этом огромном мире помогает человеку не только историческая память, но и природа: «Современное культурное общество – особенно в больших городах – от могущественно и благодетельного влияния природы. Я уж не говорю о том, что городская молодежь по большей своей части не знакома с самыми обычными явлениями природы: она постепенно утрачивает даже самый интерес к природе, научается мыслить не живыми образами, а отвлеченными символами и перестает живо и непосредственно относиться к окружающему миру, со всеми его тайнами и проявлениями. В обществе нашем ещё слишком мало ценят воспитательное значение природы, а между тем оно велико и благотворно!» - писал Бунин в статье «Поэт-гуманист».

- Покажите, как реализовались эти творческие принципы Бунина в стихотворении «Вечер»?

- Прочитайте последовательно описание осени, данное в разных главах. (Чтение вслух на уроке). Меняется ли это описание? Почему? (От главы к главе меркнут краски, меньше солнечного света, все более уныл пейзаж, потому что повествование ведется от лица рассказчика, который выступает в разных ипостасях: ребенка, подростка, юноши и человека, перешагнувшего зрелый возраст).

- Как эта мысль Бунина о благотворном влиянии природы на человека реализуется в повести А.И.Куприна «Олеся? (Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства).

Инструкция по выполнению работы:

Темы сочинений:

1.Мои мысли о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

2.«...что это было; любовь или сумасшествие?» (По расс

казу «Гранатовый браслет»)

3.Философская проблематика произведений И. А. Бунина.

4.Истинные и мнимые ценности в изображении И. А. Бунина.

5.Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях И. А. Бунина и А. И:

Куприна

6.Талант любви в произведениях

А. И. Куприна.

7.Символическое звучание деталей в прозе А. И. Куприна.

Этапы работы над сочинением

1)обдумывание темы сочинения;

2)определение основной идеи сочинения;

3)определение жанра сочинения;

4)подбор материала (цитат, высказываний и др.);

5)составление плана сочинения;

6)обдумывание вступления к основной части;

7)составление подробного плана основной части;

8)анализ заключения

Составление плана сочинения.

План —это каркас сочинения. Без него невозможно выразить свои мысли последовательно и

логично.

А)

1.Вступление.

В нем я буду обращаться к писателю со словами приветствия, поскольку свое

сочинение я пишу в эпистолярном жанре.

2.Основная часть. Я назвал ее так: «Мои рассуждения о любви, описанной в рассказе «Гранатовый

браслет»:

а)генерал Аносов о любви;

б)обретенные чувства;

в)любовь и письма Желткова;

г)бездушные люди;

д)последнее письмо;

е)соната номер два.

3.Заключение. М. Горький о любви. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

Б)«Свое сочинение я буду писать по такому плану:

1.Вступление. «Тема любви в творчестве писателей и поэтов».

2.Основная часть: «Что это было: любовь или сумасшествие?». Главная мысль заключается в следующих словах: «Я считаю, что Желтков не безумец, не маниак, что его чувства к Вере —это не сумасшествие, а любовь». В качестве доказательства привожу письма Желткова к Вере.

Основная часть состоит из пунктов:

а)глубина чувств Желткова;

б)последнее письмо Желткова;

в)отношение мужа Веры к чувствам и письмам Желткова.

3.Заключение. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

6.Выбор вступления.

Вступление —первый пункт плана сочинения. С него начинается текст. Начало его должно быть ярким,эффектным, вызывающим интерес читателей ко всему сочинению.

1.Историческое вступление (характеризуется эпоха, в которую создавалось произведение, или

описывается история его создания).

2.Аналитическое вступление (анализируется, объясняется значение сло

ва из названия сочинения или из произведения).

3.Биографическое (важные сведения из биографии писателя).

4.Сравнительное вступление (сопоставляется подход разных писателе

й к раскрытию одной и той же

темы).

5.Лирическое вступление (на жизненном или на литературном материале).

ПРИМЕРЫ ВСТУПЛЕНИЙ:

1.«Листая отрывной календарь, я обратил внимание на небольшую притчу Феликса Кривина. В ней он рассказывает о том, как однажды

«Былинка полюбила Солнце... Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на Земле, что где ему заметить маленькую, неказистую Былинку! Да и хороша была бы пара —Былинка и Солнце!

Но Былинка думала, что парабыла б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую стройную Акацию.

«Красивая Акация, Чудесная Акация, кто узнает в ней прежнюю Былинку! Вот что делает иногда любовь, даже неразделенная».

Какая красивая сказка... —подумал я.

—А ведь она мне напоминает какое-то произведение. И вдруг в моей памяти всплыли имена:телеграфист Желтков и княгиня Вера... Былинка —Желтков и Солнце —Вера».(это лирическое вступление.)

2.«Многоуважаемый Александр Иванович! Пишет Вам почитательница

Вашего творчества. Обращаюсь к Вам со словами благодарности и почтения за прекрасные Ваши творения. Особый интерес вызвал у меня Ваш рассказ «Гранатовый браслет». Это произведение произвело на меня огромное впечатление: перечитываю его третий раз».(Это вступление лирическое.) „

3.«Любовь —излюбленная тема писателей. В любом произведении можно найти страницы, посвященные этому чувству. Тонко

описывает любовь Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта», Булгаков — в романе «Мастер и Маргарита». Любви посвящает свой рассказ «Гранатовый браслет» Куприн».(Это вступление сравнительное)

7.Обдумывание вариантов заключения.

1.«В заключение можно написать о значении творчества Куприна, привести высказывания о писателе и его произведении, высказать свое мнение по поводу

прочитанного рассказа».

2.«Пройдут годы, но идеал любви как проявление высшей духовной силы человека будет по-прежнему жить в сознании Куприна и воплощаться в новых его произведениях».

3.«Этот рассказ рассчитан на утонченного читателя, который может глубоко по

нять душу героев Куприна»


Требования к содержанию и порядку оформления работы:

Объем введения и заключения вместе не должен превышать одной трети объема сочинения.

На сочинении в классе допустимо пользоваться конспектами лекций, текстами

произведений и словарями.

Тезисные планы объемных по материалу сочинений можно варьировать, сокращать

Критерии оценок:(см. приложение)




Практическая работа №11.

Образ Христа в поэме «Двенадцать»

Количество часов: 2

Цели и задачи:

1.Ввести учеников в процесс познания.

2.Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.

3.Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.

4. Выработать общеучебные умения: работать в группе, умение творчески интерпретировать текст, умение распределить информацию по степени новизны и значимости, умение обобщить знания.


Материально-техническое оснащение:

интернет, учебные пособия

Задание:

  • исследовать мнения А. Блока, М. Волошина, С. Булгакова, Вл. Орлова, Г. Яковлева и других критиков, точка зрения которых заинтересует ученика;

  • сформулировать собственное мнение, подготовить аргументы  для доказательства;

Инструкция по выполнению работы:

при подготовке ответов использовать Интернет-ресурсы, имеющиеся учебные пособия и хрестоматии

Требования к содержанию и порядку оформления работы:

ответы должны быть полными

Критерии оценок:(см. приложение)



Практическая работа №12.

Анализ стихотворения С.Есенина по выбору

Количество часов: 2

Цели и задачи:

1.Обобщить знания по творчеству С.А.Есенина.

2.Совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

3 Учиться видеть прекрасное в художественных произведениях.

Материально-техническое оснащение:

тексты стихотворений, план анализа

Задание:

проанализировать стихотворения по выбору самих учащихся по данному плану

Инструкция по выполнению работы:

План анализа произведения.

1) Тема.

2) Идея.

3) Основные проблемы, поставленные в нем.

4) Мотивы, которые можно выделить в тексте.

5) Образ героя (лирическое «я»,образ лирического героя)

6) Жанр.

7) Художественно – выразительные средства.

8) Лексические средства.

9) Особенности стилистики.

10) Особенности синтаксиса.

11) Фонетические приемы, используемые автором.

12) Ритмическая организация произведения (стихотворный размер, рифма, строфика

13) Ваше восприятие и истолкование этого произведения (чтение между строк).

14) Значение произведения для писателя.

Требования к содержанию и порядку оформления работы:

работа оформляется по пунктам данного плана

Критерии оценок:

«5» - допускается, если ответ полный развернутый, выполнен каждый пункт плана анализа, возможно 2 недочета.

«4» - допускается, если ответ с 5 недочетами.

«3» - допускается, если ответ с 7 недочетами.

«2» - допускается, если ответ не выполнен или выполнен, недочетов более 8




Практическая работа №13.

Анализ стихотворения М.И.Цветаевой

Количество часов: 2

Цели и задачи:

- расширить знания учащихся по теме, развивать стремление к самостоятельной деятельности и приобретению знаний;

- продолжить работу над анализом лирического произведения

Материально-техническое оснащение:

план анализа стихотворения

Задание:

Выполните анализ стихотворения М.И.Цветаевой из цикла «Стихи к Блоку» «Имя твое – птица в руке…»

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке,

Одно – единственное движение губ,

Имя твое – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту,


Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко, щелкающий курок.


Имя твое – ах, нельзя! –

Имя твое – поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век,

Имя твое – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток…

С именем твоим – сон глубок.

(15 апреля 1916)

1. Прочитай стихотворение, какие чувства оно у вас вызывает?

2. Кому посвящено стихотворение? Почему в имени адресата пять букв?

3. Как построено стихотворение? Сколько в нем строф? Как они связаны между собой?

4. Какая тема развивается в стихотворении?

5. Почему в центре внимания – имя? Выпишите существительные – синонимы имени из стихотворения.

6. Какие ассоциации возникают при чтении стихотворения?

7. Каков итог лирического высказывания?

8. Как это стихотворение вписывается в творчество М.И.Цветаевой в целом?

Инструкция по выполнению работы:

Критерии оценок:

«5» - допускается, если ответ полный развернутый, выполнен каждый пункт плана анализа, возможно 2 недочета.

«4» - допускается, если ответ с 5 недочетами.

«3» - допускается, если ответ с 7 недочетами.

«2» - допускается, если ответ не выполнен или выполнен, недочетов более 8




Практическая работа № 14.

Анализ стихотворенийА.Ахматовой

Количество часов: 2

Цели и задачи:

- расширить знания учащихся по теме, развивать стремление к самостоятельной деятельности и приобретению знаний;

- продолжить работу над анализом лирического произведения

Материально-техническое оснащение:

план анализа стихотворения

Задание:

1. Прочитай стихотворение, какие чувства оно у вас вызывает?

2. Кому посвящено стихотворение? Почему в имени адресата пять букв?

3. Как построено стихотворение? Сколько в нем строф? Как они связаны между собой?

4. Какая тема развивается в стихотворении?

5. Почему в центре внимания – имя? Выпишите существительные – синонимы имени из стихотворения.

6. Какие ассоциации возникают при чтении стихотворения?

7. Каков итог лирического высказывания?

Инструкция по выполнению работы:(см.приложение)

Критерии оценок:

«5» - допускается, если ответ полный развернутый, выполнен каждый пункт плана анализа, возможно 2 недочета.

«4» - допускается, если ответ с 5 недочетами.

«3» - допускается, если ответ с 7 недочетами.

«2» - допускается, если ответ не выполнен или выполнен, недочетов более 8




Практическая работа №15.

Отзыв о повести «Прощание с Матерой»

Количество часов: 2

Цели и задачи:

- на материале повести В. Распутина "Прощание с Матерой" содействовать формированию у ребят умения разбираться в психологии личности (на образе бабки Дарьи);
- продолжить работу над развитием речи учащихся, умением устанавливать причинно - следственные связи;

- способствовать активизации мыслительного поиска проблемы путем информативно - проблемных вопросов;

- ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев;
- способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в самоанализе;
- чувства ответственности за свои слова и поступки, любви к Родине, к малой родине.

Материально-техническое оснащение:

Мультимедиапроектор, текст произведения, тетради для практических работ

Задание:

Отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка книги. И мнение это должно быть обоснованным. Как же это сделать?
Примерный пошаговый план составления отзыва (памятка для написания)
1. Автор
2. Название произведения
3. Жанр (стихи, рассказ, повесть, фантастика, сказки)
4. Основная тема произведения (о чём?)
5. Какое впечатление произвело на нас прочитанное произведение?
6. Какие персонажи показались вам особенно интересными? Кто из героев понравился больше? Почему? 

7. Опишите запомнившийся эпизод, поступок героя, дайте ему оценку.
8. Вывод  (или рекомендация).

Во вступлении вы указали автора, название и жанр произведения. Знаком ли вам автор произведения? Какие его книги вы ещё знаете?

Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга? 

В чем главная мысль истории? Чему она учит? Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную идею произведения.
Желательно, конечно, писать кратко, но, не упуская важное. Двух-трех предложений будет вполне достаточно.

Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем – почему? Чем вас порадовала история? Чему научила? Что показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может быть, поступили бы по-другому? Вдруг у вас есть даже совет, подходящий для кого-то из действующих лиц книги.

Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?

Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга?

Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?

Шпаргалка в помощь при написании отзыва

 Вы можете использовать следующие синонимы и выражения:

- книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история)

- эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…)

- интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая,  любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.)

- автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…)

- особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…)

Возможно, также пригодятся такие выражения: эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод..,  читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком …


Сравнительный анализ героев.

 1 задание. Прочитайте, какие глаголы использует автор, чтобы описать внутреннее состояние героев? Предположите, какую роль играют пейзажные зарисовки в повести?

  •  2 задание. Опишите . Какие чувства героев показывает автор?

  • 3 задание. Как герои обращаются друг к другу?

Сверим полученные выводы

(На проекторе появляется таблица).

  • Положительные герои

  • Отрицательные герои

  • Старухи и дети.

1. Клавка Стригунова.

2. Жук.

3. Воронцов.

4. Петруха.

Выводы по анализу образов.

- Изменились герои повести?

- Кто же изменился больше? Почему?

- Предположите, что было бы, если бы Матеру не нужно было затапливать?

 - Над какими же  проблемами  заставляет нас задуматься В. Г. Распутин в повести “Прощание с Матерой”?

- А сейчас эти проблемы существуют? Значит, их можно назвать вечными! И эти вечные проблемы и мечты и надежды   словно узоры вплелись в одну повесть. А нам с вам удалось их разгадать.

-История Богодула. Её значение в повести. «Свой» или «чужой» Богодул?

-Почему Дарье так тяжело думать о своей вине перед предками?

-Почему прошлое так ценно для Дарьи?

-Как молодые воспринимают трагедию Матёры? Что для них «жизнь»? Какие они, «чужие свои»?

-Мнение учащихся о судьбе Матёры;


Инструкция по выполнению работы:

работать нужно по вариантам, используя рабочие карты (Карточки содержат текст повести с выделенными “описаниями” отрицательных героев (1 вариант) и положительных (2 вариант).

Требования к содержанию и порядку оформления работы:

давать полные ответы, четко излагая свои мысли, аккуратно записать в тетрадь для практических работ

Критерии оценок:(см.приложение)

























Приложение

  1. Критерии оценок устного ответа

Отметка «5»: Ученик - демонстрирует глубокое понимание текста изучаемого произведения, объясняет взаимосвязь событий, характер и поступки героев, определяет художественные средства в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; - грамотно владеет литературоведческой терминологией; - привлекает текст для аргументации своих выводов; - раскрывать связь произведения с эпохой; - свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: Ученик - демонстрирует глубокое понимание текста изучаемого произведения, объясняет взаимосвязь событий, характер и поступки героев, определяет художественные средства в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; - грамотно владеет литературоведческой терминологией; - привлекает текст для аргументации своих выводов; - раскрывать связь произведения с эпохой; - свободно владеть монологической речью; - допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»:Ученик - демонстрирует в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточно умеет пользоваться этими знаниями при анализе произведения; - допускает несколько ошибок (4-5) в содержании ответа и использовании литературоведческой терминологией; - недостаточно свободно владеет монологической речью; - имеет ряд недостатков в композиции и языке ответа; - демонстрирует несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»:Ученик - обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения, не умеет объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; - допускает много ошибок (более 5) в содержании ответа и использовании литературоведческой терминологией; - слабо владеет монологической речью; - демонстрирует бедность выразительных средств языка; - демонстрирует несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


  1. Критерии оценок сочинения


  1. Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки


1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок


Оценка сочинений

         В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

-      правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения,доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

-      соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

-      точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Отметка "5" ставится за сочинение:

-        глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

-        стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

-        написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

-        допускается одна - две неточности в содержании.

Оценка "4" ставится за сочинение:

-   достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

-   логическое и последовательное в изложении содержания;

-   написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

-   допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

-   в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на.тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

-   материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

-   материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,

-   обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

-   не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на

-   характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

-   отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка "1" ставится за сочинение:

-        написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

-        содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки


3.План анализа стихотворения

1) Тема.

2) Идея.

3) Основные проблемы, поставленные в нем.

4) Мотивы, которые можно выделить в тексте.

5) Образ героя (лирическое «я»,образ лирического героя)

6) Жанр.

7) Художественно – выразительные средства.

8) Лексические средства.

9) Особенности стилистики.

10) Особенности синтаксиса.

11) Фонетические приемы, используемые автором.

12) Ритмическая организация произведения (стихотворный размер, рифма, строфика

13) Ваше восприятие и истолкование этого произведения (чтение между строк).

14) Значение произведения для писателя.

4. Требования к написанию сочинения

Сочинение в учебном процессе — одна из форм закрепления, обобщения и практической проверки теоретических знаний по литературе и русскому языку. Работа над сочинением способствует формированию навыков письменной речи, развитию творческих способностей.

Сочинение — форма самостоятельной письменной работы, которой необходимо овладеть, четко понимая особенности этой формы, представляя требования, которые предъявляются к сочинению.

При подготовке к сочинению необходимо поставить перед собой задачу — научиться писать сочинение на любую из предложенных тем. Научиться этому возможно при соблюдении определенных условий. Главное из них — хорошее знание литературных текстов, предложенных в программе.

Сочинение — форма практической учебной работы. Сочинение может быть творческой работой, а может быть и компилятивным, но в жанре научно - критической статьи. Лучше всего использовать именно эту жанровую форму. В сочинении не стоит стремиться к особой оригинальности стиля, и разного рода эффектам.

Эпиграф, помещаемый перед сочинением, должен являться ключом к основной идее произведения. Эпиграф пишется в правом верхнем углу над работой и не заключается в кавычки.

Для сочинения главное — правильное понимание темы, логичное грамотное изложение мыслей, знание художественных текстов, убедительные выводы, вытекающие именно из Вашего изложения материала. В сочинении обязательно должен в той или иной мере прозвучать сам художественный текст. Чтобы научиться писать сочинение, удовлетворяющее требованиям, нужно не только исполнять эти условия, но и овладеть методикой работы, не забывая при этом о вдумчивом изучении художественных текстов. Очень важно сделать правильный выбор темы: Вы должны хорошо знать текст, помнить хотя бы небольшие фрагменты наизусть, понимать место этого произведения в литературном процессе.

В выборе темы решающее значение должно иметь наличие у Вас опыта в написании сочинения на подобную тему. В сочинении на выбранную Вами тему Вы должны проанализировать или упомянуть все связанные с темой произведения (это прежде всего касается лирики), данные в программе. Привлечение внепрограммного материала, конечно, возможно, но не в ущерб обязательным текстам. Необходимый для анализа литературный материал отбирается на стадии выбора темы. По материалу тема может оказаться монографической, сопоставительной и обобщающей, причем внутри каждого из этих делений существуют свои подразделы, позволяющие включить в монографические темы материал, связанный как с анализом одного произведения в целом, так и с анализом какого - то одного образа, художественного приема или проблемы. Поэтому неожиданный поворот темы может сделать трудным для анализа даже хорошо знакомое произведение.

Монографические темы требуют предельной детализации описаний и рассуждений, хорошего знания текста и умения сопоставлять конкретные эпизоды, приемы и образы, понимать произведение как целое. В сопоставительных темах к анализу привлекаются либо несколько произведений одного автора, чтобы рассмотреть ту или иную проблему в развитии, в эволюции, либо произведения разных авторов на близкие темы. Раскрытие такой темы требует умения сопоставлять произведения, определять их сходство и видеть различия, понимать причины обращения разных авторов к подобным темам, и уметь видеть эволюцию, развитие темы на фоне общественной и литературной жизни страны.

Сопоставление может быть как жестко направленным формулировкой темы (Онегин и Печорин как типы «лишнего человека »), так и предполагающим творческую свободу автора сочинения в подборе материала. Например, к теме «Вольнолюбивая лирика Пушкина » принято относить произведения с ярко выраженной политической направленностью, такие, как «Вольность», « Деревня», « К Чаадаеву », « Любви, надежды, тихой славы ...», « Во глубине сибирских руд ...», «Арион». Но автор сочинения имеет полное право включить в анализ произведения, в которых эта тема решается в философском ключе, например, «Свободы сеятель пустынный ...», или в плане размышлений поэта о свободе творчества («Поэт», « Поэту», «Поэт и толпа») и о свободе личности (« Пора, мой друг, пора ...»). Для сопоставления могут быть взяты как сходные образы и мотивы в творчестве одного или нескольких писателей, так и противоположные.

Обобщающая тема содержит рассуждения не только собственно литературного, но и публицистического характера, основанные на материале предложенных произведений или самостоятельно выбранных студентами в рамках списка обязательной литературы и заявленных в теме периода. По формулировкам темы разделяются на темы - понятия, темы - суждения и темы - вопросы.

Тема - понятие определяет явление, сущность которого и надо раскрыть в произведении.

Темы – суждения - это сочетание понятий, одно из которых определяется и раскрывается через другое. Здесь формулировки тем представляют собой мысль (тезис), правомерность которой вам предстоит обосновать. Если же Вы полемист по своей природе, то вам лучше выбрать тему - вопрос или дискуссионную тему. Их раскрытие не предполагает наличия однозначных ответов на поставленные вопросы. Надо обращать внимание на возможные противоречия в толковании темы и различные точки зрения исследователей по данному вопросу. Например, «Горе от ума » — комедия нравов или трагедия личности?». Выбрав тему и определив для себя главное направление своей работы, важно в процессе работы не уклониться от него, иначе возможны такие ошибки содержательного характера, как уход от темы или неполное раскрытие темы. Таким образом, при выборе темы необходимо учитывать следующие факторы: хорошее знание текста и умение выделить в нем главное и второстепенное; понимание сути формулировки темы; интерес к данной теме, желание осмыслить ее для себя и донести свои размышления до пре-подавателя. Сочинение должно быть полным, самостоятельным и убеди-тельным.

При написании письменных практических работ, таких как сочинение, реферат, доклад, эссе следует уделить особое внимание составлению плана.

Работа над планом поможет вам представить логику развития темы, поможет сделать стройной композицию работы, избежать неточностей и неполноты. Наиболее полно и продуктивно раскрыть тему поможет составление развернутого плана, сущность которого в следующем: каждый пункт подробного плана разделяется на подпункты, которые напомнят Вам о необходимости осветить одну из сторон общего тезиса или понятия, сформулированного в данном пункте письменной работы. Пункты располагаются в основной части строго последовательно. Они взаимозависимые, то есть не могут произвольно меняться местами. Каждый пункт выражает законченную аргументированную мысль. Все вместе они доказывают и иллюстрируют идею работы. При рассмотрении темы переход от одного пункта к другому должен осуществляться плавно, должны соблюдаться так называемые «логические мостики», т. е. мотивировка перехода, объяснение взаимосвязи двух понятий, обозначенных в пунктах плана. При работе над планом можно пункты плана тут же дополнять примерами из текста, на которые вы будете ссылаться при написании работы. План — своеобразный конспект вашей будущей работы, он организует мысль, способствует логике изложения материала. План можно делать рабочим, т. е. писать его только в черновике. Главное в плане — правильно обозначить ход и последовательность Ваших размышлений.







Список рекомендуемой литературы

Чалмаев, В. А., Зинин, С. А. Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательныхучреждений: В 2 ч. Ч. 2. - 8 -е изд.,- М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2009. -

Литература ХХ века. 11 класс: хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.

Ч. 2. / авт.-сост. Зинин, С. А., Чалмаев, В.А. - 7-е изд.- М.: ООО "ТИД "Русское слово -РС", 2011.

Коровин В.И. Литература. Ч.1,2. 10 класс-Москва. «Просвещение», 2012.

Под ред. Г.А. Обернихиной. Литература. Ч.1, 2.-Москва. «Академия», 2013.


Дополнительные источники:

1.Тексты всех художественных произведений

2. Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века. Ч.1,2 10кл.-Москва «Просвещение» 2012.

3.Под ред. Журавлева В.П. . Русская литература 20 века. Ч.1,2 11кл.-Москва «Просвещение» 2012.


Интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru

http://edu.km.ru

http://feb-web.ru



41