СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему Повторение по теме " Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему Повторение по теме " Имя существительное"»

Тема урока: Повторение по теме «Имя существительное».

Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Задачи:

Систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка;

Закрепить ЗУН об имени существительном на практических заданиях, поддерживая дух соревновательности;

Продолжать развивать навык правильного написания имён существительных, определения грамматических форм, употребления их в речи;

Воспитывать познавательную активность учащихся, ответственное отношение к учёбе;

Продолжать формировать навыки коллективной работы в группах.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Оборудование: проектор, магнитофон, сигнальные карты, плакат-карта (план урока), таблицы – схемы правил, правила в картинках.


Ход урока

1.Организционный момент:

-Доброе утро, ребята. Я рада видеть вас на нашем уроке, который посвящён Имени существительному. Прошу всех удобно располагаться на своих рабочих местах, настроиться на серьёзную, но интересную работу.

2.Слово учителя. Сообщение цели и правил урока:

На предыдущих занятиях мы обращались к изучению такого раздела науки о языке, как словообразование. Сегодня мы приступаем к изучению следующего раздела, большого и тоже интересного, который называется морфология. (Слайд 1).

Какова тема нашего урока, я пока не скажу. Вы сами мне потом скажете. Сейчас я прошу вас обратиться к стихотворению известного русского поэта А.А. Фета «Шепот. Робкое дыханье».

Я попросила подготовить выразительное чтение этого стихотворения. Давайте послушаем. Чтение стихотворения подготовленным учеником.

- Поработаем с текстом (Слайд 2).

- Как можно озаглавить стихотворение? (Ночь, ночные звуки, краски).

-Какова основная мысль стихотворения? (поэт показал изменчивость природы, красоту ночного пейзажа).

-А что вас удивило в этом стихотворении? Что составляет его необычность? (Много существительных). Давайте назовем их.

-А как вы узнали, что это существительные? (Задаем вопрос, существительные обозначают предмет).

    • Как предметы называют существительные? (живые существа, явления природы – тени, ручей, свет; действие как предмет – шепот, дыханье, изменения, бег; признак как предмет – серебро, синь, желтизна).

    • Итак, о чем же мы с вами будем говорить на уроке? (о существительных).

    • Действительно, нам предстоит длительная работа с существительным. Но сегодня мы будем повторять материал, пройденный вами в 5 классе.

Имя существительное – самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от неё образуются прилагательные. Имя существительное - ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение).

Это еще и древняя часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать всё то, что его окружает. Таким образом, имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?».

    • А сейчас я прошу вас открыть тетради, запишите число.

    • На что еще следует обратить внимание в данном стихотворении? (пропущенные буквы). Выпишите данные слова, обозначьте орфограммы.

    • Вернемся к существительным. Какими характеристиками обладает эта часть речи в русском языке? (род, падеж, число, склонение, одушевленность/неодушевленность, собственность/нарицательность).

3.Повторение ранее изученного.

    • Мы сегодня с вами будем работать по следующему плану (слайд 3).

Задание 1. Вспомним, какие существительные называются нарицательными, какие – собственными? Приведите примеры. Я просила вас прочитать рассказ А.П. Чехова, выписать несколько имен собственных, которые показались вам смешными и забавными. Понравился ли вам рассказ? Какое существительное является нарицательным к вашим собственным?

Задание 2. Я вам сейчас буду называть имена существительные нарицательные, вы подбираете имена собственные: страна, город, книга, поэт, сказочник, мультфильм, спектакль.

    • Какие существительные называются одушевленные и неодушевленные?

Задание 3. Работаем по вариантам: 1 вариант – одушевленные существительные, 2 вариант – неодушевленные: автомобиль, собака, красота,

любовь, мышь, компьютер, гусеница, книга, жук, журнал, стакан, тарелка, птицы, карандаши, краски, человек, шофер, медведь, робот, тренер, мертвец, кукла.

    • К какому роду могут относиться имена существительные? По какому признаку определяем?

Задание 4. Определите род имен существительных: картофель, фамилия, яблоко, коленка, кофе, галоша, пианино, рояль, полотенце, молодежь, дядя, табель, мозоль, тюль, шампунь (Слайд 4).

4. Физкультминутка. А теперь отдохнем, но отдохнем с пользой. Вспомним правило, когда в существительных после шипящих на конце слова пишем ь? Если в слове есть Ь – вы делаете приседание, если нет – стоите: ключ, молодежь, меч, речь, пять кляч, вещь, много встреч, мелочь, нет туч, программа телепередач, выделка кож, рожь, брешь, ночь.

    • Поговорим о склонении. Что такое склонение? Сколько склонений выделяется в русском языке?

Задание 5. Распределите слова в соответствии с типом склонения (Слайд 5).

Вспомним еще одно правило: Е и И в окончаниях существительных.

Задание 6. Исправь ошибку (Слайд 6).

Вот мы и подошли к последнему заданию. Какими членами предложения чаще всего может быть имя существительное? (подлежащее, дополнение, обстоятельство.) Давайте найдем в предложениях имена существительные и определим их синтаксическую роль.

  1. Выдумывание названий – особый талант.

  2. Поздней осенью выпадает первый снег.

  3. Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются.

5. Подведение итога.

Ребята, мы вспомнили то, что изучили ранее; грамматические признаки существительного (род, падеж, склонение), одушевленность/ неодушевленность, правописание Е-И в окончаниях существительных, правописание Ь и синтаксическую роль в предложении, но о существительном осталось много тайн, которые нам предстоит разгадать на следующих уроках и узнать много нового об имени существительном.

6.Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…


7. Домашнее задание:

Откройте дневники и запишите домашнее задание: Придумайте словесный портрет имени существительного, нарисуйте его костюм.

8.Выставление оценок.